7 еврейских традиций, которые кажутся странными - Jewish News
Время
Закат
Календарь
Календарь
Община 20 Марта 2018, 14:15

7 еврейских традиций, которые кажутся странными

время Время прочтения: 6 мин.
7 еврейских традиций, которые кажутся странными

Когда мы сталкиваемся с каким-то явлением — даже самым необычным — постоянно, его исключительность стирается. Так, например, евреи в пустыне очень быстро привыкли к манне и не удивлялись, что в течение 40 лет она каждый день падала с неба. Мы начинаем принимать традицию или ритуал, какими они есть, и не очень-то задумываемся об истоках. В итоге объяснить эти обычаи тем, кто с нашей культурой раньше не соприкасался, бывает не так уж просто.

Сборник «Суть еврейских праздников», составленный на основе статей и выступлений раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца), посвящен идее того, что в привычных действиях зачастую кроется важный смысл. Редакция JewishNews и «Еврейская книга» прочитали этот сборник и выбрали 7 еврейских традиций, которые, на первый взгляд, могут показаться странными.

Читайте первую статью совместной серии: Когда еда тебя съедает

1. Ждать звука бараньего рога

Что делаем: На Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Киппур (Судный день, День искупления) в синагогах и не только трубят в рог, а иудеи прислушиваются к этому звуку

Почему: звук шофара должен нарушить оцепенение, в которое погрузила нас обыденная жизнь, и вывести на путь раскаяния, ведущий к Богу. Суть раскаяния состоит в пробуждении, готовности изменяться и снова стать самим собой, оживив собственное «я».

По ТАНАХу, звуки шофара обрушили стены Иерихона, откуда пошло выражение «иерихонская труба». Трубление в рог предостерегает от опасности, сообщает о необходимости изменить свою жизнь и призывает улучшить свои поступки.

2. Не пропускать «Грозные дни»

Что делаем: постимся и думаем о вечном

Почему: «Грозные дни» Дня искупления (Йом-Киппура) выделяются на фоне всех еврейских праздников тем, что в их значении крайне непросто разобраться.

В самом определении Дней есть внутреннее противоречие: с одной стороны, это праздничное время, с другой — они связаны со страхом перед небесным приговором, раскаянием и строгим постом.

Но «Грозные дни» — это не опасный и страшный, а возвышенный период. Дни памяти напрямую связаны с пониманием Дня суда. Подведение итогов сводится не только к подсчету исполненных заповедей и совершенных грехов — в этот день вершится суд над всей нашей жизнью, и от его решения зависит бытие человека в мире.

3. В XXI веке жить в шалаше

Что делаем: осенью строим сукку (шалаш) и живем там

Почему: В Суккот, или Праздник кущей, недостаточно простого помнить о том, что было. Чтобы углубить рациональную идею и укрепить память о событиях прошлого, надо придать им эмоциональный оттенок, испытать подлинное переживание. Поэтому евреи не только вспоминают о том, что «в Суккот поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской», но и исполняют требование: «Всякий коренной житель Израиля должен жить в Суккот» (Ваикра, 23:42-43).

Если вы укоренились на какой-то земле, ощущаете связь с этим местом и считаете себя ее исконным обитателем, вам нужно уйти из своего дома и хотя бы несколько дней пожить в сукке.

4. Благодарить Бога за масло

Что делаем: вспоминаем чудо, благодаря которому удалось правильно освятить Храм

Почему: В молитве «За чудеса», которую произносят в праздничные дни Хануки, есть подробное описание событий 165 года до н. э. в Иерусалиме: преследования за веру, война, победа над «греками» и, наконец, очищение и освящение Храма. Складывается впечатление, что в центре праздника — военная победа Маккавеев. Но все не так просто.

Согласно легенде, освободившим Храм воинам не хватало масла для его освящения, и они решили использовать хотя бы то, что было — масло из небольшого горшочка, которое должно было выгореть за день. Но оно горело восемь дней. Так что на Хануку вспоминают не только о победе, но и о чуде с маслом.

5. Отмечать древний праздник, в котором нет ничего необычного

Что делаем: каждый раз на Пурим наряжаемся, едим и пьем как в последний раз потому, что в VI веке до н.э. евреев не убили. Чудом (но это не точно).

Почему: Книга Эстер — рассказ о событиях, не выходящих за рамки логики. Хотя имя Всевышнего в тексте книги не упоминается, вся она наполнена ощущением Его присутствия: в ней говорится о посте, молитве, зове к Небу и вере в избавление. А чудеса — отсутствуют. Различие будет еще ощутимее, если сравнить чудо Пурима с чудом Хануки.

Адин Штейнзальц утверждает, что чудеса, которые Всевышний осуществляет естественным образом — так, что они не вступают в противоречие с законами природы, – это чудеса высокого уровня. Они оказывают на нас наибольшее влияние.

6. Напиваться до беспамятства

Что делаем: пьем столько, чтобы не отличать фразу «будь проклят Аман» от слов «благословен Мордехай»

Почему: Практически во все праздники Тора предписывает нам радоваться, но ни в один другой праздник, кроме Пурима, нет предписания пить, «пока не перестанет отличать Мордехая от Амана» (Мегила, 7б).

В этот день мы вырываемся за рамки своего «я» и ведем себя так, словно мы — не мы. На Йом-Киппур приходит раскаяние, а в Пурим — освобождение от здравого смысла.

Веселье в Пурим требует серьезной подготовки: временная утрата трезвого рассудка должна быть осознанной, так чтобы человек понимал, чего он хочет этим достичь. Иначе ничего путного не выйдет. Если отнестись к делу несерьезно, Пурим будет обычным застольным днем, после которого останется разве что похмелье и бардак вокруг.

Опьянение в Пурим нужно для того, чтобы разглядеть спрятанное под масками.

7. «Возлежать» во время ужина

Что делаем: не сидим, а лежим за праздничным столом во время Пасхального седера

Почему: На Пасхальном седере — праздничном ужине на Песах, — посвященном сохранению памяти об Исходе из Египта во всех поколениях, совершается множество ритуалов и символических церемоний. Все они раскрывают суть разных элементов Исхода. При всем богатстве и разнообразии составляющих Пасхального седера среди них доминирует одна центральная идея: «Рабами были мы у фараона в Египте — теперь мы свободные люди».

Участники седера располагаются в удобных позах («возлежат»), как принято у свободных людей. Они выпивают четыре бокала вина, чтобы подчеркнуть достаток и изобилие, возможность выбора и покой, доступные только свободным гражданам. А еще при чтении Агады повторяют мысль «мы — свободные люди» в самых разных формулировках.

***

Раввин Адин Эвен-Исраэля (Штейнзальц) — автор многочисленных книг по иудаизму и первого фундаментального перевода Талмуда. С его трудами Вы можете ознакомиться тут.