Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин21 Июля 2015, 15:17

Как актер Stand Up спасает израильских репатриантов от одиночества и безработицы

Как актер Stand Up спасает израильских репатриантов от одиночества и безработицы

В самом конце весны ЛиАми Лоренс уже паковал чемоданы и собирался распрощаться с Израилем, но решил, что сдаваться — это все-таки не по-мужски. Лучше придумать кампанию, которая поможет другим людям — как и он, не сумевшим найти себя в Израиле, — остаться.

«Мои друзья зовут меня мессией всех олим», — говорит Лоренс, который родился в США, перепробовал множество профессий и в итоге стал стенд-ап комиком. Его новое движение под названием «Удержим олим в Израиле» за месяц собрало более 11 тыс. участников — столько людей вошло в его закрытую группу на Facebook. Лоренс говорит, что примерно 65% этих людей — из англоговорящих стран, а остальные — из стран бывшего СССР, Франции и Южной Америки [приветствие и некоторые посты в группе на английском, русском и иврите, — прим. пер]. Вне зависимости от того, откуда эти репатрианты, у них есть общая проблема — тоскливые перспективы трудоустройства и одиночество.

Лоренс видит цель нового движения [которое 15 июля получило статус некоммерческой организации, — прим. пер.] в том, чтобы дать олим инструменты для преодоления этих серьезных преград. Он очень хорошо понимает, что успешность его кампании будет зависеть не от количества подписчиков в социальных сетях, а от того, действительно ли удалось поддержать тех, кому это необходимо. Он знает, что немалое количество организаций и учреждений уже помогают новым репатриантам адаптироваться и остаться в стране. Но вместо того, чтобы перечислять удачи и неудачи «конкурентов», Лоренс концентрируется на собственных больших планах.

«Однозначно никто тут не собирается никого критиковать или просить государство о поддержке, — говорит Лоренс. — Тут цель в том, чтобы помочь олим найти, к примеру, хорошего психотерапевта или курсы иврита получше, создать систему поддержки. Другими словами, больше никаких шаблонных решений».

По официальным данным, только 5-10% новых репатриантов в итоге возвращается в страны, из которых они приехали в Израиль. Лоренс считает, что реальное положение вещей не настолько радужное. «Только за последние месяцы 12 моих друзей вернулись обратно, — утверждает он. — По своим личным наблюдениям могу сказать, что процент тех, кто решил вернуться, составляет 50-60. Все эти иммигранты из Франции, которые позируют с премьер-министром в аэропорту… Я связался со многими из них после того, как они улетели обратно в Париж — вернулись они потому, что не смогли тут заякориться».

Лоренс официально иммигрировал в Израиль 10 месяцев назад, но страну знал хорошо. Впервые он приехал сюда еще студентом в 80-х и с тех пор часто и подолгу здесь бывал — но только как гость, по туристической визе.

Лоренс родился на военной базе в Оклахоме в еврейской семье, которая не предавала своим корням большого значения, и его детство прошло на восточном побережье США. Впервые он увидел Израиль, когда приехал в Тель-Авивский университет по программе обмена студентами — и именно тогда он «абсолютно влюбился в эту страну».

В начале 90-х в один из своих затяжных визитов в Израиль Лоренс начал подрабатывать моделью для брендов мужского нижнего белья, чтобы покрыть расходы за квартиру. «Однажды вечером я напился и кто-то предложил мне полностью раздеться — собственно, именно так в Израиле и появился мужской стриптиз», — вспоминает он. Тель-авивский мужской клуб, которым он управлял, был широко известен своими вечеринками для новоиспеченных солдат — все эти ночи мокрых маек каждую неделю и эротичные конкурсы на поедание банана.

В те времена все еще знали его по имени Лоренс Страсберг («я дальний родственник Ли Страсберга [американского режиссера и актера, родившегося на территории современной Украины, — прим. пер.], поэтому актерство у меня в крови»). Но когда 20 лет назад Лоренс уехал из Израиля в Лос-Анджелес, он взял имя ЛиАми, что на иврите означает «моя нация принадлежит мне» — так он решил выразить свои нежные чувства к стране.

В Лос-Анджелесе он был также известен под именем «мистер Сабаба» — так называлась его ивэнт-компания, которая устраивала вечеринки в израильском стиле. Там он вел два еврейских ток-шоу на местном радио, был медиа-директором в израильском консульстве в Лос-Анджелесе, а также работал в общественной организации, которая помогала реабилитироваться подросткам с наркозависимостью. Увы, эта организация приказала долго жить, а тут еще и распался его короткий брак с израильтянкой. Лоренс решил: «Когда, если не сейчас?» - и купил билет в один конец в Израиль.

Лоренс не хочет, чтобы его возраст афишировали — но о своей внешности говорить не запрещает. На его широкой атлетической груди блестит большой золотой кулон в форме «חַי» [в переводе с иврита «живой, живущий», — прим. пер.], в левом ухе — два золотых кольца, на волосах немного геля — для блеска и эффекта легкой взъерошенности.

Возвращение в Израиль было для него непростым. Лоренс долгое время не мог найти работу, с трудом сводил концы с концами, растягвая гонорар от одного выступления в стенд-ап концерте до другого. Лучшее, что ему могли предложить центры, которые помогают репатриантам с трудоустройством, — подработку в качестве актера массовки на съемках очередного фильма или сериала.

«Когда я сказал другу, что уезжаю из Израиля, он заплакал», — вспоминает Лоренс. Этот самый друг быстро создал страницу в Facebook, обращаясь ко всем знакомым с просьбой словом и делом помочь Лоренсу остаться. Но герою кампании, обладающему немалым опытом в медиа, было очевидно, что друг, хоть и с добрыми намерениями, но делает все неправильно. Тут Лоренс взял все в свои руки — и так родилось целое движение.

Инициатива, судя по реакции и количеству участников, задела аудиторию за живое — Лоренс говорит, что у него теперь большие планы. «Я совершенно явственно вижу, как мы превращаем свое движение в партию, — говорит он. — Это разбавит эту привычную лево-правую картину». Сам он на прошлых израильских выборах голосовал за центристскую партию «Кулану».

Планирует ли Лоренс уезжать из Израиля сейчас?

«Думаю, нет», — признается он.

Источник: Haaretz

Перевод: Ганна Руденко

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю