Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин30 Октября 2015, 08:21

Личный опыт: Как впервые встретить Шаббат?

Личный опыт: Как впервые встретить Шаббат?

23 октября, утро. Скорее всего, прошло не менее ста лет с того момента, когда хотя бы один из членов моей семьи в последний раз соблюдал шаббат. Я знаю совсем немного о прадеде Залмане и прабабушке Деборе. Например, то, что родом они из Одесской области, выходцы из еврейских семей. При этом когда-то давно слышал о том, что прабабушка была атеисткой, а прадед свято верил в идеологию Советского Союза, стараясь соблюдать тезис партии о равенстве и быть советским гражданином. Бьют, как известно, не по паспорту, а по лицу – почетного советского гражданина, героя-освободителя города Шауляй в Эстонии Залмана-Зиновия изрядно потрепало политикой государственного антисемитизма, доведя до совсем несчастливого конца.

Хочется верить, что их родители жили еврейской жизнью. Судя по всему, так оно и было. Рождены до революции, место рождения – типичный штетл со всеми вытекающими отсюда факторами. Развитие семейной истории привело к тому, что их дети пошли по другому пути. Уже потом, разбирая дедушкин шкаф, я случайно наткнусь на самиздат 1972 года со звучным названием «Пэсах». Осознание того, что это за книга и чем рисковала семья, возникнет немного позже. Понимание очевидного, а именно почему бабушка с дедушкой не ходили в церковь как все, придет еще позже и станет основой для самосознания.

Сегодня я впервые в жизни попробую соблюдать шабат. Вечером стартует всемирный проект The Shabbat Project. Суть мероприятия – дать светским и околорелигиозным евреям, к которым я себя причисляю, попробовать соблюсти первый шабат в жизни. Знаю, что это будет сложно – не пользоваться техникой и деньгами, не курить, не заниматься будничными и повседневными вещами. Надеюсь, я справлюсь, ведь, в конце концов, я вспоминаю забытое семейное прошлое.

Вечером пятницы зал синагоги на Подоле был заполнен практически полностью. Кантор – симпатичный молодой парень в белоснежном талите – начал шаббатнюю молитву чуть позже шести, спустя полчаса от момента зажигания свечей женщинами. Большинство молящихся были постоянными прихожанами синагоги, участников проекта The Shabbat Project среди гостей не было. Было забавно ощущать себя пришельцем из абсолютно другого мира – вокруг собрались люди, облаченные в традиционную для хасидов одежду, а рядом с ними я, в желтых ботинках и растянутой толстовке. Появление нового человека вызвало интерес у членов общины. Практически каждый, кто проходил мимо, смотрел на нас (я пришел на проект с двумя светскими «коллегами»), при этом взгляды не несли в себе осуждения или раздражения – чистый интерес, смешанный с доброжелательностью. Часть молящихся подходила и желала доброго шаббата, очевидно понимая наше легкое смущение от происходящего.

Синагога на Подоле служит домом молитвы для карлин-столинских хасидов. Это движение родилось в белорусском Карлине, предместье Пинска, основателем течения был ученик Маггида из Межирича – раби Аарон из Карлина. Известно, что в каждой хасидской синагоге свои традиции молитв. Это усилило ощущение чужеродности в первые минуты шаббатней службы. Конечно, я был знаком с порядком молитв в пятницу, но нигуны, которые использовали в этой синагоге, оказались незнакомыми для меня. Не хватило и человека, который помогал бы находить нужную молитву и следить за призывами кантора – проект ведь образовательный, а единственное, с чем мог познакомится человек, который совсем ничего не знает о шаббате - это атмосфера праздника.

Наше незнание здешних традиций не вызывало неодобрения. Вообще, иудаизм дает традиционно большую свободу выбора, нежели другие религии. Не знаешь? Не проблема! Если захочешь, то обязательно научишься.

После молитвы в зале синагоги люди переместились в помещение еврейского отеля, где должна была состоятся первая шаббатняя трапеза. После прочтения киддуша и благословения хал началось застолье, с хасидскими песнями, нигунами, праздничным лехаимом и, конечно же, словами Торы.

К этому моменту мне удалось несколько освоится. Чувство дискомфорта постепенно пропадало, чему способствовало общение с соседями по столу. Мимо чинно сидящих взрослых группами бегали дети, создавая постоянный шумовой фон вокруг. Неожиданно в зале появился народный депутат Украины и кандидат в мэры Киева Борислав Береза. Бориславу дали слово, он рассказал о том, как молился в этой синагоге до парламентских выборов и что всегда приходит помолится перед важными делами в своей жизни. Визит Березы не был похож на пиар – выборы должны были состоятся через два дня, в зале сидело около 50 человек, большая часть которых не является гражданами Украины. Произнеся тост, Борислав ушел.

Мой выключенный телефон лежал в сумке рядом с выключенным ноутбуком, кошелек с деньгами лежал там же - это абсолютно не вызывало чувства дискомфорта. Даже незнание того, сколько сейчас времени, воспринималось не как проблема, а как интересный опыт и попытка прожить хотя бы один вечер, не обращая внимания на темп мира вокруг. Уже потом была первая смена блюд, смена напитков, прогулка по улице, возвращение к третьей смене блюд, беседы и трактования недельной главы. Вечер пятницы закончился вместе с трапезой, произнеся Биркат Амазон, гости покинули зал с тем, чтобы вернуться сюда завтра утром.

Проект The Shabbat Project – замечательная возможность попробовать пережить эмоции и ощущения шаббата. При этом, если вы хотите попробовать соблюсти правила и полностью помолится в синагоге, не помешает помощь более опытного знакомого, который объяснил бы законы праздника и помог следить за процессом молитвы. Отсутствие такого «ментора» стало для меня главным недостатком «шаббатнего эксперимента». С другой стороны, подобный подход позволяет пришедшему самому контролировать свои действия, что добавляет мероприятию демократичности.

Дополнительную атмосферу вечеру давали гости мероприятия. Женщины из общины угощали всех сидящих за столом шаббатними халами, испеченными всеми вместе в четверг. Ицхак Пинтосевич прогуливался с Ярославом Малым, обсуждая какие-то личные вопросы. Несколько раз тост произносили гости, приехавшие на праздник из других стран – мужчины из Таиланда и Франции. Мамочка, ищущая шидух для своей дочери, внимательно рассматривала всех гостей мужского пола, пришедших на мероприятие. Община жила своей жизнью, не желая меняться от прихода гостей из светского мира. В этом было что-то похожее на картинку, которая появляется во время чтения рассказов Зингера о жизни штетлов – община живет, чувствует, рождает эмоциональные связи и все так же закрыта и зациклена в себе. Община принимает гостей, женит, учит детей и все так же живет по религиозным законам. Именно в такие моменты лучше всего осознается неразрывность традиции и связь между поколениями. При этом, органичность, с которой тут вплетают в современный мир милые кусочки архаики, достойна настоящего восхищения.

Уже в субботу я понял, что совсем не нарушать шаббат не получится. Основная сложность в самом начале соблюдения состоит не только в том, чтобы знать законы и правила праздника, а и в создании блока, не позволяющего совершать повседневные вещи. В определенный момент рука сама начинает тянутся к телефону, захотев пить, можно абсолютно машинально включить чайник. Такие вещи сложно контролировать без опыта. При этом, рождается осознание собственной зависимости от технологий и комфорта. Ограничение в доступе к социальным сетям и бытовой технике создает не только ощущение особенного дня, а и легкий дискомфорт. С другой стороны, ноутбук выключен, редакционный чат молчит, а, значит, есть время для себя и близких.

На протяжении всей субботы меня не покидало чувство обособленности и отдаленности от того, что происходило за окном квартиры, которая жила по своим правилам и законам. В шаббат запрещено творить, что вынуждает человека взаимодействовать только с тем, что является плодом действий прошлого. Подобный подход заставляет задуматься о времени позади, проанализировать свои действия за последнюю неделю, месяц, год. Воздержание от процесса сотворения новых вещей, будь то написание текстов или строительство дома, приводит к огромному желанию созидать и активному желанию влиять на окружающий мир на исходе субботы.

Одним из пожеланий, которыми принято заканчивать Авдалу [церемония прощания с Шаббатом, - прим. И.Н.], является пожелание доброй недели, которая продлится с вечера субботы до вечера пятницы, когда начнется новый шаббат. Цикличность этого праздника завораживает, становясь еженедельным напоминанием о замысле Всевышнего. Конечно, соблюсти шаббат полностью с первого раза не удалось, но пытаться можно через каждые шесть дней. Не уверен, что я скоро снова попробую прожить одну субботу по законам этого праздника, но уверен в том, что обязательно попробую еще ни один раз. Чувство отдаления от мира дает возможность оценить происходящее как бы со стороны, а это дорогого стоит.

Прошедшая неделя была доброй, как и ее начало.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать