Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин23 Февраля 2016, 09:33

Выбирать Праведников мира для аллеи в Бабьем Яру поручили человеку, обвинившему евреев в Голодоморе

Выбирать Праведников мира для аллеи в Бабьем Яру поручили человеку, обвинившему евреев в Голодоморе

Эдуард Долинский занимал должность главы Волынской еврейской общины, исполнительного директора Еврейского фонда Украины и Объединенной еврейской общины Украины. Корреспондент Jewishnews.com.ua поговорил с Долинским о кризисе еврейской общины и путях выхода из него.

Ситуацию в стране можно назвать стрессовой, но динамичной. Какие возможности у еврейской общины появились именно сейчас?

Если честно, я думаю, что еврейская община Украины находится в глубочайшем кризисе. Как институциональном, так и экономическом. Это связано со всеми объективными причинами, которые появляются из положения дел в нашей стране.

Со времени распада Советского Союза мы развивались на протяжении двадцати лет, делали это более-менее динамично. Мы пришли к периоду, когда развитие и динамика остановились. Это началось два-три года назад. Такое положение дел обусловлено тем, что внутренние институты еврейской общины не получили развития и не приняли вызов современности, в следствие чего мы не перестроились. В том числе, по нам сильно ударила война, экономический кризис, проблема беженцев и внутренних переселенцев.

Я могу ошибаться, но мне кажется, что ни одна еврейская община Восточной Европы не испытывала подобных трудностей со времен Второй мировой войны. Если мы не сделаем выводов из сложившейся ситуации, если не сможем ответить на политические и экономические вызовы, то наше будущее – не судьба одной из крупнейших общин Европы, а скромное существование маленькой и слабой общины.

picture

О каких именно вызовах к общине вы говорите?

Я ощущаю их очень явно, как человек, который участвует в еврейской жизни с конца восьмидесятых. Главный вызов сейчас – отсутствие реального плана и видимой цели, к которой мы, как евреи Украины, идем.

Раньше мы занимались возвращением в собственность общины зданий синагог и еврейских центров, искали финансирование для наших проектов, искали раввинов, развивали различные программы. Сейчас мы находимся в стадии крупнейшего экономического кризиса и потеряли практически все источники финансирования, которые были внутри страны. По факту, мы абсолютно зависимы от финансирования «Джойнта», который планируют остановить его полностью через несколько лет. В результате, если такое случится, мы потеряем развитую еврейскую систему социальной помощи, которая, фактически, сильнее государственной. Получится так, что все наши социально незащищенные группы граждан останутся без помощи.

Наша еврейская община, которая должна помогать детям, развивать образование и помогать старикам, финансируется не нами, а партнерами из других стран. Перед нами стоит сложнейшая задача – подготовится к тому, что эта помощь может закончится. К сожалению, мы на данный момент не состоялись как независимая и самодостаточная единица.

К примеру, возьмем реституцию, которая в ближайшем будущем может стать заменой финансирования из-за рубежа. Все развитые общины европейских стран прошли через это, получив либо компенсацию от государства, либо само имущество, которое было ранее отобрано. Но тут вновь появляется институциональный вызов, ведь еврейская община хорошо развита на уровне региональных центров. На уровне всеукраинских организаций, отношений в Киеве – у нас все очень сложно, никто не разговаривает друг с другом. Все находятся в перманентном конфликте. В такой ситуации мы не сможем отвечать на вызовы, а останемся субъектами, на которые влияют. Нужно договариваться внутри себя.

picture

Какие шаги нужно делать для того, чтобы приготовится к моменту, когда финансирование от заграничных партнеров пропадет?

Я считаю, что такая большая и потенциально сильная община, обладающая колоссальной историей, традициями и достижениями, обязана собраться и вместе с зарубежными партнерами выработать совместный план. Есть мировой опыт, почему им не пользоваться? В такой встрече мог бы участвовать тот же «Джойнт», «Сохнут» и другие заинтересованные организации.

Каждому члену еврейской общины страны важно показать, как мы видим развитие этой общины в перспективе пяти, десяти, двадцати лет. Консолидация усилий на всех уровнях и создание единого органа, который отстаивал бы интересы общины, не смотря на убеждения и разногласия – единственный шанс быть готовыми к этому моменту.

Как вывести еврейскую общину на уровень самоокупаемости?

В настоящее время это невозможно. В том числе и потому, что существует поколение еврейских потребителей. Но не только поэтому.

Я не думаю, что нужно платить за то, чтобы войти в синагогу…

picture

Но мы же говорим о реституции, но есть примеры, когда даже в случае возвращения к общине тех или иных зданий, у нее банально не хватит денег на их ремонт. Что делать?

Это везде так. Я не видел примеров финансово самостоятельных общин нигде, наверное, кроме Америки. Община может быть самоокупаемой тогда, когда в ней есть определенная масса людей среднего возраста и достатка, которые готовы платить за качественные сервисы, к примеру – обучение их детей.

К примеру, в Киеве нет еврейского общинного центра – это позор для такой большой общины. В Америке и Европе есть общинные центры, с бассейнами и спортзалами. Я хожу в спортзал и бассейн и плачу за это приличные деньги, но мог бы платить их в казну общинного центра…

Получается замкнутый круг – в данный момент есть кризис, а значит нет возможности строить что-то такое…

Еврейский общинный центр был запланирован «Джойнтом» еще двадцать лет назад. Насколько я знаю, уже очень скоро они будут арендовать помещение под эти цели, но это не будет чем-то таким, о чем я говорил ранее.

Я родом из Луцка, я был председателем общины там, как и мой отец. Еще отец вернул в собственность общины большое здание в центре города, мы сделали там ремонт. Сейчас это синагога и еврейский общинный центр площадью 800 кв.м. Несколько кабинетов сдается в аренду. Есть попечительский совет бизнесменов, который покрывает 50-60% ежемесячных расходов. Люди тоже приносят цдаку, но процентов тридцать дает «Джойнт» и христианские организации, которые поддерживают евреев и Израиль.

Проблема в том, что у нас не так сильно развито понимание ценности благотворительности. Как работать с бизнесменами, как приглашать их в еврейскую жизнь?

Большинство еврейских бизнесменов страны уже внутри общины. Исключения есть, но их очень мало. Поэтому мне кажется, что источники поиска в этом направлении ограниченны.
Я надеюсь, что когда экономика страны начнет приходить в норму и развиваться, а евреи начнут зарабатывать больше денег, - не только бизнесмены, но и средний класс, - тогда и появится база для фандрейзинга внутри страны.

Возможно ли достичь консолидации между разными организациями в спорных вопросах внутри общины?

Естественно это возможно. Особенно в решении вопросов, которые касаются нас всех – охрана еврейских кладбищ и мест расстрелов еврейского населения, память о Холокосте, еврейское образование, социальная помощь и многое другое. Опять же, в вопросе реституции, и не только недвижимости, но и еврейских артефактов и свитков Торы, которых тысячи в украинских музеях и архивах.

picture

Какие цели и задачи ставит перед собой Украинский еврейский комитет?

Мы были созданы в конце 2007 года и ставили перед собой цели, лежащие в общественно-политической плоскости. К примеру, мы решили для себя, что мы не можем конкурировать с другими в области образования или религии. Мы обозначили приоритеты нашей работы: поддержка Израиля, борьба с антисемитизмом, межконфессиональный диалог, Холокост, создание Еврейского музея в Украине. Мы лоббируем эту идею сейчас.

Недавно Петр Порошенко извинился перед еврейским народом за участие украинских коллаборационистов в Холокосте, выступая перед депутатами Кнессета. Премьер-министр так же встречался с представителями Американского еврейского комитета, находясь в Нью-Йорке. Почему украинские политики не встречаются с украинскими евреями?

Я много лет поднимаю эту тему. Все руководители Украины, начиная от самых первых и заканчивая преступным режимом, ездили в Америку и встречались там с евреями. При этом они никогда не встречались со своими евреями.

Посмотрите на последнее обращение Президента Порошенка, опубликованное в День памяти жертв Холокоста. В нем нет слова «евреи», жертвы названы «мирными гражданами», а дальше по тексту «звериный оскал нацизма» и все в лучших традициях советского жанра. Это «добрая» совковая традиция, продуктом которой являются наши политики.

С другой стороны, сам президент – хороший человек. Я помню его выступление несколько лет назад на программе у Шустера, где он также говорил о том, о чем говорил во время выступления в Кнессете. Его речь вызвала критику аудитории, но он не побоялся этого сказать, и я его за это очень уважаю.

Но если взять его администрацию, этих чиновников, которые писали обращение, то мы увидим советских партийных работников, которые не понимают специфики того, о чем пишут.

Но есть и продвижения. В этом году будет отмечаться 75-я годовщина со дня начала расстрелов в Бабьем Яру. Государство создало организационный комитет, в который вхожу я и представители других еврейских организаций. Но, опять же, подход совковый. Мы, представители еврейских организаций, считаем, что с этой датой нужно предложить комплексный подход к проблематике Холокоста. Должны быть приняты законы, чтобы оградить эти места от какой-либо застройки, от использования в качестве сельскохозяйственных угодий. Я ездил по стране, видел, как люди выращивают картошку на полях, где валяются человеческие кости.

Но то, что решили, удивляет. К семьдесят пятой годовщине трагедии в Бабьем Яру будет построена Аллея Праведников. Какая аллея, когда нет памятника убитым? Там лежат десятки тысяч убитых евреев, где им памятник? Стоит монумент «советским гражданам», стоит маленькая менора, которую поставил Сохнут, так как там вообще ничего не было. И государство решает построить Аллею Праведников в семьдесят пятую годовщину со дня начала расстрелов в Бабьем Яру.

picture

Допустим мы ставим Аллею Праведников. По данным Яд Ва-Шем, в Киеве было около 120 Праведников народов мира. По данным Еврейского совета Украины - их больше, но критерии более размыты. У Яд ва-Шема более жесткие условия, но я считаю, что они оправданны.

В связи с этим, премьер-министр Украины поручил руководителю Института национальной памяти Вятровичу разработать критерии, по которым будут выбирать праведников мира. Тому Вятровичу, который обвинил евреев в Голодоморе и отбеливал имидж ОУН-УПА!

Это фарс и желание показать иностранным гостям имитацию сделанного дела. Я им сказал, что иностранные гости не ждут того, что мы будем их удивлять чем-то построенным.

Глава организации украинских националистов, который также присутствует в организационном комитете, сказал, что мы вообще должны отмечать эту годовщину иначе. По его словам, в самом начале мы должны идти к могилам националистов, которые были убиты там, а только потом к евреям. У него такая логика. Но извините меня, большая часть националистов, которые были убиты там, поддержали Холокост. Я не говорю, что они лично нажимали на курок, нет. В своих газетах, как, например, Олена Телига, которая работала в «Украинском слове», в дни расстрелов и после них, они призывали выдавать евреев, которые прячутся в Киеве. Каким образом мы можем идти к ним, а потом идти к еврейским жертвам?

С другой стороны, как мы, евреи, можем влиять на решение о строительстве в Бабьем Яру, если внутри еврейской общины нет единого мнения по этому поводу?

Этого мнения нет. Недавно был неприятный момент – одна из организаций проводит конкурс на ландшафтный дизайн в Бабьем Яру. Цель конкурса – создание единого пространства. В описании конкурса было сказано, что нужно уйти в универсализм этого места, убрав Холокост с первого ряда. Это было встречено в штыки еврейскими организациями Украины и мира. В результате они изменили условия концепции объекта – в ином случае получилось бы искажение истории.

Два человека проголосовало против строительства Аллеи праведников – я и еще один. Государство уже выделило на это деньги, а сотрудники заповедника быстро нашли план, который разрабатывался еще пять лет назад. Стоит ли говорить о том, что он очень слабый – таблички, фонари, деревья.

Бабий Яр – место, которое было создано специально для убийства евреев. Это важно понять. Сейчас говорят, что и украинцев тоже там расстреливали. Да, расстреливали, но только у евреев не было выхода. Даже если бы еврей всей душой любил немцев, хотел бы им служить и всячески поддерживал бы политику Рейха, его бы все-равно убили. Всех остальных - украинцев, военнопленных - убивали по факту сопротивления. Если человек не сопротивлялся во время войны, то он имел все шансы выжить, а у евреев такого шанса не было. Это то, что делает эту трагедию уникальной, и то, чего здесь не понимают.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать