Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество27 Января 2018, 09:16

10 искренних фильмов о Холокосте

10 лучших фильмов о Холокосте

Геноцид евреев зачастую называют Холокостом (хотя это и не совсем точный термин). Сами евреи говорят «Шоа» — с иврита это слово переводится как «несчастье» или «катастрофа». В те страшные годы, которые стали кульминацией многовековой ненависти, было убито около 6 миллионов евреев. Они погибли не в бою и не в бомбежках городов, а были умервщлены целенаправленно — в основном, в лагерях-фабриках, построенных специально для этой цели.


Читайте также: 7 новых фильмов о Холокосте


Когда открылась страшная картина того, как именно нацистская Германия уничтожала евреев при поддержке антисемитов и зазомбированных масс, мир захотел разобраться в причинах трагедии. И найти ответ на вопрос: а возможно ли повторение? Эта тема сейчас широко освещается в медиа, литературе и кино. Некоторые авторы пытаются показать аудитории просто документальную хронику тех событий, некоторые — разобраться в сути того кошмара, а некоторые — решают немного поимпровизировать. Режиссеры размышляют, погружаются в альтернативную реальность и задаются вопросом: а что если? а если да, то что потом?

Чего в этой подборке нет? Шедеврального «Списка Шиндлера» 1993 года — картины, которую, по словам самого режиссера Стивена Спилберга, он не столько хотел, сколько должен был снять. Эта работа стала практически образцом фильмов про Холокост. Фильм, снятый по одноименной книге Томаса Кенэлли, полностью меняет наше представление о мире — он очень доступно объясняет, как вонючая выгребная яма общественного туалета может превратиться в рай для ребенка.

Мы предлагаем вашему вниманию список из 10 других фильмов, которые рассказывают о событиях Холокоста не менее откровенно, эмоционально и правдиво, чем «Список».

«Леди в номере 6» (2013)

Этот невероятный фильм длиной 38 минут стал лучшим среди короткометражек на «Оскаре» 2014 года. Героиня фильма, Алиса (которая на момент выхода фильма была старейшей уцелевшей жертвой Холокоста), родилась 26 ноября 1903 года в богатой еврейской семье, принадлежащей высшему классу общества и погруженной в мир классической музыки и литературы.

Но даже высокое положение и деньги в те времена не гарантировали безопасность. В 1943 году Алису, ее мужа, их 6-летнего сына Рафаэля (Рафи) и мать Алисы загнали в вагон и вывезли в Терезиенштадт, бывший военный гарнизон недалеко от Праги, который в нацистской пропаганде считался образцовым гетто — «подарком евреям от Фюрера». Там был свой оркестр, театральная труппа и даже футбольная команда. В фильме Алиса, пианистка по профессии, рассказывает, как ее оптимизм и любовь к музыке помогли ей пережить Холокост. Алиса умерла в Лондоне 23 февраля в возрасте 110 лет за неделю до того, как фильм получил «Оскар». (JTA)

«Ида» (2015)

Польский фильм режиссера Павла Павликовского рассказывает про молодую девушку, сироту Анну, которая собирается стать монашкой, но прежде чем решиться на постриг, хочет узнать больше о своих родных. Анне становится известно, что она — дочь еврейских родителей, убитых в годы Холокоста.

Картина «Ида» обошла фильмы из России, Швеции, Мавритании, Грузии, Эстонии, Аргентины, Нидерландов и Венесуэлы, став лучшей работой в категории «фильмы на иностранном языке» на Оскаре 2015.

Этот фильм стоит посмотреть. Но, возможно, из-за стиля повествования он может оказаться сложноватым для восприятия — режиссер стремился к простоте, но в итоге получилось немного наигранно. Впрочем, у меня «Ида» не вызывает отторжения. Учитывая серьезность идеи и посыла, работа Павликовского достойна обдуманной критики — хотя ваше первое впечатление от картины, скорее всего, будет не таким уж позитивным. (Ури Кляйн)

«Секретные жизни: дети в укрытии и их спасители в годы Второй мировой войны» (2002)

Этот потрясающий фильм режиссера Авивы Слезин заставляет задуматься. В нем мало привычной идеализации тех, кому довелось спасать жертв Холокоста. Картина Слезин основана на интервью с такими же, как и она, детьми Холокоста, которых спасали христиане. Герои признаются, что и сейчас, спустя десятилетия, чувствуют обиду на родителей, которые их отдали, и винят себя в том, что не сохранили связь с людьми, которые ставили на кон все ради их спасения.

В одной особенно трогательной сцене мужчина, которому ребенком удалось спастись в Холокост, впервые за долгие годы встречается со своим спасителем и видит тот самый чудом сохранившийся чулан, в котором прятался несколько месяцев. В другом эпизоде дети голландских спасителей признаются, что злились на своих родителей за то, что те рисковали жизнью, спасая чужих детей. (Джуди Мальц)

«Враги. История любви» (1989)

Все мы знаем про любовные треугольники, а в центре сюжета этого фильма — настоящий любовный квадрат. Все четыре героя, спасшиеся в Холокосте поляки, живут в Нью-Йорке в 1949 году и пытаются заново отстроить свою жизнь.

Фильм был снят по одноименному роману Исаака Башевиса Зингера режиссером Полом Мазурски, и в нем сыграл блестящий Рон Силвер, ныне покойный. Сложно представить, чтобы картина про отголоски Холокоста была одновременно смешной, трагической, игривой и дающей почву для размышлений — но этот фильм именно такой. (Эллисон Каплан Соммер)

«Ростовщик» (1964)

Тема этого фильма — не Холокост, но он оказал огромное влияние и на сюжет, и на главного героя, выжившего в Катастрофе. Сол Назерман пережил Холокост, эмигрировал в США и стал ростовщиком в Гарлеме. В годы нацистского кошмара он потерял свою семью — эпизоды прошлого, связанные с нацистами, вплетены в канву фильма в виде флешбеков, — и эта трагедия существенно изменила его характер и отношение к жизни.

Актеру Роду Стайгеру удалось создать реалистичный, многослойный и очень точный образ главного героя. «Ростовщик» — не просто фильм про Холокост и его жертву, а нечто намного большее. Эта картина режиссера Сидни Люмета — несомненно одна из лучших картин всех времен. (Ларри Дерфнер)

«Жизнь прекрасна» (1997)

Как только этот фильм вышел на экраны, публика и критики стали обсуждать допустимость юмора в фильмах на тему Холокоста. Но именно такое отношение жизни — легкое, полное юмора и оптимизма — и было в характере главного героя, итальянца еврейского происхождения Гвидо, и он не готов был отказаться от своего взгляда на мир, даже когда их с сыном отправили в концлагерь.

И сам Роберто Бениньи, который выступил режиссером, соавтором сценария и исполнителем главной роли, и его герой на экране обладают уникальной жаждой жизни, которая объясняет жанровую хаотичность картины. Фильм начинается как милая романтическая история, а потом резко превращается в напряженную семейную драму на фоне Холокоста. От самого начала до последнего кадра эта картина — ода силе духа. (Марти Фридландер)

«Пронумерованный» (2012)

Из 400 000 людей, на коже которых был вытатуирован лагерный порядковый номер, выжили лишь несколько тысяч. Этот документальный фильм режиссеров Даны Дорон и Уриэля Синая рассказывает о том, что именно эти номера означали для заключенных, их семей и членов их общин. Для кого-то они — клеймо позора, для кого-то — орден чести, а для других?

Одна женщина рассказала, как в их семье используют номер, выбитый на руке ее отца в Аушвице — он стал кодом системы охраны, доступа к банковскому счету и Интернету. Когда отец умер, она выбила этот номер на лодыжке. Другой молодой парень сделал то же самое, чтобы память о Холокосте, который пережили его родные, не стерлась.

Это наша связь. И я не хочу, чтобы она ослабевала.

— говорит он, показывая фото своего деда. Каждый, кто протягивал руку с таким вот номером, был привязан к нему навсегда. 

«Бесславные ублюдки» (2009)

Эта абсолютно самодостаточная лента Квентина Тарантино — взрыв эмоций на тему мести — дерзко смешивает все жанры воедино. Сюжет стекает то в откровенный сюр, то в кровавый триллер — и каждая новая сцена, идеально прорисованная и выстроенная, на порядок напряженнее предыдущей. Изюминка этого фильма заключается в смелой и неожиданной трактовке истории Холокоста. Тарантино не захотел делать простую реконструкцию событий; идя дальше традиционного взгляда на трагедию, он решает рискнуть и рассказать о событиях по-своему (разумеется, присочинив). (Брайан Шефер)

«Осколки» (2007)

Драма режиссера Джереми Подесва была снята на основе одноименного романа Энн Майклс. В фильме рассказывается о поляке Джейкобе Бире, который в годы Второй мировой войны остался без родителей. Его спас греческий археолог. Главную роль в картине, которая открывала кинофестиваль в Торонто в 2007 году, сыграл Стивен Диллэйн.

Этот фильм повествует о стремлении освободиться от навязчивых воспоминаний о горьких потерях во имя любви и искупления грехов. Сюжет охватывает три поколения и развивается на трех континентах.

В картине очень трогательно описана связь между мальчиком и его спасителем, которые сильно отличались от типичных эмигрантов. В канву сюжета тонко вплетены исторические метафоры, которые помогают героям найти себя в новом мире. (Яхим Шимони)

«Дьявольская арифметика» (1999)

Ханна Штерн (которую играет Кирстен Данст) — еврейская девушка, живущая в США в конце 20-го века. Однажды во время Седера она жалуется, что ей скучно и вообще она устала от чужих воспоминаний о каких-то далеких страданиях. Открыв дверь, чтобы впустить пророка Илию, Ханна оказывается в 1942 году в Польше. Очень скоро ее увозят в концентрационный лагерь, и Ханне приходится на себе испытать весь страх, унижение, разочарование и безысходность, с которыми столкнулись евреи во время Холокоста — но вместе с этим она узнает, что такое по-настоящему хотеть жить. Картина снята по одноименному роману американской писательницы Джейн Йолен. (Рахель Ясков)

Источник: Haaretz

Перевод: Ганна Руденко

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать