Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество02 Октября 2017, 16:47

Дима Зицер: Педагог работает не до конца профессионально, если не сомневается

Дима Зицер: Педагог работает не до конца профессионально, если не сомневается

Стартовый месяц школы уже за спиной, и теперь смело можно оценивать свои первые успехи и не-успехи. Сентябрь — сложное время не только для школьников и студентов, а и для родителей. Старшие учащиеся вернулись в хорошо знакомые классы, младшие делают первые шаги на пути образования. Родители же сталкиваются с огромным количеством вопросов и ситуаций, от решения которых зависит будущее их чада — многие навыки, необходимые для взрослой жизни, формируются еще в школе.

Чтобы помочь нашим читателям, у которых есть дети школьного возраста, журналист JewishNews.com.ua пообщался со знакомыми мамочками и узнал у них о проблемных ситуациях, связанных со школой. Разобраться с этими вопросами помог Дима Зицер — педагог, автор книг по еврейскому неформальному образованию и гуманистической педагогике, создатель петербургской школы «Апельсин», в которой дети сами выбирают, что будут учить в ближайшую неделю.

 

О проблемах традиционного школьного образования и педагогических методиках

Я не думаю, что у самого по себе образования есть плюсы, минусы или проблемы. Скорее, речь идет о том, что педагоги не поспевают за тем, что происходит в мире. Сегодняшние дети настолько непохожи на своих сверстников сто лет назад, насколько приматы не похожи на людей. Разница огромна, между ними пропасть. Когда сегодня мы предлагаем им систему образования, которая была придумана в тридцатых годах прошлого века, это выглядит смешно. Просто задумайтесь, насколько изменилось человечество, насколько изменились дети. А мы, взрослые, продолжаем пихать им эту же программу и подход. Мы же консерваторы, правда. Мы всю жизнь можем есть похожую еду, потому что нам ее в детстве давали. Мы всю жизнь пересматриваем один и тот же фильм, потому что однажды его полюбили. Все то же и со школьной программой. Так учили наших бабушек, наши бабушки так учили наших мам, наши мамы — нас. Мы передаем эту модель дальше.

picture

В школьную программу тридцатых годов вставили произведение Горького «Мать». Я не говорю, что это хорошо или плохо, мне очень понятны идеологические причины, по которым его добавили. Но время поменялось, а произведение все еще в программе, и это поразительно. Никто не задумался и не отрефлексировал, почему оно все еще там.

Профессия педагога в том, чтобы сомневаться — это наше профессиональное качество. Мы работаем не до конца профессионально, если не сомневаемся.

О том, что должна давать школа

Дети, как и люди любого возраста, должны выбирать. Сегодняшнее время — это время выбора, навык выбирать — очень важен. Если мы не научимся выбирать в школе, то не научимся этого делать вообще. Дети выбирают свои уроки, музыку, предметы исследований.

Основным методом образования должно быть исследование. Чтобы мы не предлагали чистую информацию, а приходили к ней в процессе совместной работы с ребенком. Одна из ценностей школы — умение задать вопрос. Это признак любопытства, который ведет к тому, что ребенок хочет учиться и открывать новое.

О проблемных ситуациях

Ребенок пробует разные кружки и секции, но нигде не задерживается надолго.

Родителю в этот момент нужно расслабиться и порадоваться тому, что их ребенок нормально развивается. Это и есть признак того, что их ребенок учится выбирать. Когда нам четыре года, или пять, или десять, пробовать что-то новое — нормально. Иначе как человек узнает, что ему нравится, а что — нет? Поддерживающий и любящий родитель должен общаться со своим ребенком. Я всегда надеюсь, что ему это интересно. Выбор ребенка нужно немного структурировать, чтобы он учился говорить, что именно ищет и что его не устроило и не понравилось.

Не нужно спрашивать у ребенка, почему ему не понравилось на том или ином кружке или занятии. Это тяжелый вопрос. Не нужно задавать другим вопросы, на которые не любите отвечать сами. Один из самых дурацких взрослых вопросов — «зачем ты это сделал или почему ты так поступил?». Ни в каком возрасте ответить на эти вопросы мы не можем, потому что очень часто понятия не имеем, почему именно так поступили. Зачем я нарисовал на обоях? Ну что значит «зачем», мам? Я нарисовал, потому что в этот момент мне этого захотелось. Понимание причины родителю ничего не даст.

Есть вопросы, которые задают друг другу партнеры, любимые люди. К примеру: «Как прошел твой день?», «Что тебя зацепило?», «Что для тебя было новым?», «Где ты почувствовал себя комфортно?», «Чему ты научился?», «От чего устал, что раздражало?». Есть конкретные глаголы, и они прекрасны.

picture

Ребенок рассказывает, что у него конфликт со старшеклассниками и не хочет идти в школу.

В такой ситуации ребенок должен понимать, что родитель на его стороне. Если к вам обращается близкий человек с просьбой о помощи — ему нужно помочь. Нужно понять, что происходит. Нужно идти в школу, идти к учителю, наблюдать за ситуацией.

Не нужно боятся, что после похода к учителю ребенка начнут преследовать еще больше. Этот страх рождается из непонятных цивилизованному обществу тюремных традиций. В зоне так устроено, это правда. Человек там не имеет права себя защищать, жесткая иерархия диктует свои правила. Если ты попросил о защите, ты становишься стукачом и тебе будет еще хуже. Если мы хотим подать руку этому способу — тогда все в порядке, и действительно не стоит говорить с учителем, так и будем жить.

В этот момент нужно ответить себе на вопрос о том, в какой системе координат хочется жить и воспитывать ребенка. Если в этой — я все равно не брошу камень в таких родителей.

Если же выбор в пользу иной системы ценностей, которую, как мне кажется, мы и должны строить в школах, то своего любимого нужно защищать. Это может быть сложновато, но не может быть очень сложно. Потому что если мама узнает, что у ее сына вместо учителя работает надсмотрщик, она же будет что-то с этим делать, как то на это влиять. Бороться с этим очень легко: нужно прийти и заявить такому учителю в полный голос, что вы намерены защищать своего ребенка.

В определенном смысле не удобно учить родителей, как поступать, потому что как только они задумаются над этой темой и начнут делать первые шаги, следующие шаги станут очевидными. Система координат, в которой я, защищая себя, подставляю более сильного и не имею на это право, потому что я маленькое говно, мне кажется невозможной. В ней невозможно дать хорошее решение этой ситуации. В ней побеждает сильнейший.

picture

Ребенок отказывается идти в школу, объясняя тем, что ему не интересно.

Если речь идет о первокласснике, чаще всего такая ситуация означает следующее: то, что принято называть словом «учеба», имеет для этого ребенка очень горький вкус. Это может возникнуть только потому, что его близкие люди связали учебу с очень неприятными ощущениями. Может его наказывали, может заставляли, других вариантов почти нет . Мы рождаемся любопытными, мечтаем учиться и делаем это всю жизнь.

Если ребенок не хочет учиться, еще не побывав на пороге школы, нужно садиться и исправлять эту ситуацию, менять ощущения от процесса учебы.

Если это восьмиклассник, к примеру, то ситуация совсем другая. Он выражает свои мысли немного путанно. Он говорит, что не хочет учиться, но может подразумевать несколько причин: «Я это давно знаю», «Мне это не интересно», «Я не хочу этим заниматься», «Меня там унижают». Родитель и в этом случае должен находиться на стороне ребенка и искать удобный для него вариант. Вариантов может быть много, я их все не перечислю. Но одно для меня очевидно — если ребенок в 15 лет не хочет ходить в школу, это означает, что практически половину своей жизни он живет зря. Утром уходит туда, куда не хочет идти, там он проводит время, не понимая, зачем он это делает. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил с такими ощущениями? Если да и вы считаете, что все в порядке, что все так живут, — не нужно ничего менять. Если нет — меняйте школу, уходите на домашнее обучение или экстернат. Оставлять ситуацию, как есть я бы не советовал — это создаст модель поведения на всю дальнейшую жизнь.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю