Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество18 Ноября 2017, 07:44

Эльдар Рязанов: Юмор — отмычка, которая открывает все двери

Эльдар Рязанов: Юмор — отмычка, которая открывает все двери

Легендарный советский и российский кинорежиссер Эльдар Рязанов родился в Самаре 18 ноября 1927 года в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Рязанова и Софьи Шустерман. Эльдар научился читать в 3 года, все свободное время проводил за книгами — в 8-м классе он был твердо уверен, что станет писателем. Но стал кинорежиссером.

Свою карьеру в кинематографе Рязанов начал как режиссер документальных фильмов, а его первый художественный фильм — комедия «Карнавальная ночь» (1956) — имел ошеломительный успех. Очень часто Рязанов выступал не только режиссером, но и соавтором сценариев своих фильмов, которые разлетались на цитаты буквально сразу после премьеры.

Среди самых известных работ режиссера — «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» и, конечно, новогодние «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Зигзаг удачи».

В 2014 году Эльдар Рязанов был одним из российских кинематографистов, которые подписали открытое письмо с осуждением российской военной интервенции в Украину.

Эльдар Рязанов ушел из жизни 30 ноября 2015 года в Москве.

Ко дню рождения мастера советской комедии редакция JewishNews.com.ua собрала відержки из его интервью разных лет, в которых он говорит:

О своей схожести с персонажами

Какими-то отдельными чертами характера я похож практически на всех своих героев. Но целиком — ни на кого. Такого нет, чтобы я целиком с себя писал какой-то персонаж. Я не Паратов, но и не Карандышев, не Ипполит, и не Лукашин, не Деточкин, потому что я не сумасшедший, чтобы рисковать своей свободой для таких сомнительных предприятий, которыми он занимался. Он идеалист с большой буквы, а я прагматик. Но я влезаю в шкуру каждого из них и в какой-то степени наделяю их каким-то своими чертами.

О наркотиках и кино

Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи.

picture

О невеждах

Раньше книги воровали. И это был единственный вид воровства, который я не осуждал! А сейчас количество невежд, которые выросли за последние 15 лет, неисчислимо. Эти люди ничего не читали, не видели и упоены тем, что ничего не знают. Они и не хотят знать!

О юморе

Если человек не способен посмеяться над собой, он не имеет права шутить над другими. Желание видеть жизнь в смешном свете — это свойство характера. Оно действительно нечасто встречается. И я очень рад, что им наделен. Я вообще считаю, что юмор — отмычка, которая открывает все двери. С моей точки зрения, самый высокий жанр — трагикомедия, где сочетается смешное и печальное. У зрителя еще не просохли слезы, а он уже гомерически хохочет.

О русских

Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все сразу и много, и при этом не работать. Русские сказки — это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему.

О вере в Бога

Я не верю в Бога, потому что в то время верить в него нельзя было. Я родился в 27-м году, когда сносили церкви, расстреливали богослужителей. Я никогда не верил, но всегда с уважением относился к верующим, ну, кроме тех, кто обманывает с помощью веры.

picture

О секрете творческого долголетия

Я думаю, что, наверное, все зависит от родителей. Я благодарен своим матери и отцу, которые, очевидно, заложили в меня какие-то гены, благодаря которым, я прожил такую жизнь, не раскис, не размяк, не разболелся. Это, с одной стороны, а с другой стороны, я все время работаю. Когда режиссер снимает картины, это огромный груз, который он тащит на своих плечах. Груз ответственности, принятия решений, выдумки, надо добиваться своей цели, это все очень трудно. В какой то степени, съемка фильма напоминает военные действия, с той разницей, что во время съемки никого не убивают, но концентрированность действий во время съемки предельна. Как известно, во время войны никто не болел, потому что напряжение организма было колоссальное. Поэтому, когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинает выползать из всех щелей. Поэтому для меня - это рецепт только для меня - мне надо все время работать. Что я и стараюсь делать!

О режиссере

Я вообще считаю, что режиссер — нормальный зритель. Потому что нормальный зритель — он нормальный и как режиссер. И фильмы я делаю для нормальных людей. Меня эмоционально не заряжает, если я начинаю «разбирать» фильм. И поэтому я не хотел бы, чтобы мои картины так смотрели. Это моя личная позиция. И я не верю, не верю художнику, когда он говорит, что его не интересует мнение широкой аудитории... Потому что для художника высшая похвала, как говорили раньше: от колхозника — до академика. Не всегда удается, но это высшее счастье, когда так. Желание поделиться с огромным количеством людей естественно, его не надо стыдиться. И если тебя сейчас не посмотрели 100 миллионов зрителей, это очень плохо.

picture

О самом трудном

Самое трудное, но и самое интересное и благодарное — делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как мало кто умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы.

О любимом блюде

Когда началась война, мне было 13 лет. И дальше до 20 лет я недоедал, а ведь я рос. Отрочество, юность — я все время хотел есть! Но возможностей не было. И когда с первого января 1948 года отменили карточки, я начал есть и не могу остановиться до сих пор. Я люблю практически все. Я бы сказал, я не гурман, я обжора! Не люблю я два блюда: вареный — жареный лук (а сырой очень люблю), и молочную пенку. У меня есть фирменный винегрет. Винегрет, также как и пицца в Италии, — пища французских бедняков. Когда я снимал в Костроме «Жестокий романс», мы жили в гостинице, где кроме отвратительного винегрета, ничего не было. И я принялся его улучшать. Сначала я туда добавил крутые яйца, потом яблоки, потом сыр, нарезанный кусочками, потом грецкие орехи, а потом — все, что можно было туда впихнуть. Но, самое главное, я заменил заправку — соусом, который сам придумал. Он состоит из следующих ингредиентов: сметана, выжать пол-лимона обязательно, потом поперчить, и немножко сахарного песочка, если есть горчичный соус, можно добавить его, или немножко горчицы, неплохо еще туда бросить столовую ложку майонеза, даже крошечную ложечку хрена. Все перемешать и залить то, что вы нарезали. Основа винегрета: свекла, картошка, морковь, соленые огурцы, квашеная капуста, зеленый горошек. Перемешивается с соусом и дальше — это шикарное блюдо, которое я люблю больше всего на свете!

picture

О жесткости в характере

Когда я только начинал, был абсолютной размазней, ныл, со всеми советовался, не мог принять решение… Но постепенно понял: надо быть другим. И даже мог уже после того, как начал сниматься фильм, подойти к актрисе и честно сказать ей, что она «не тянет». Так было, кстати, с «Карнавальной ночью», куда Гурченко пришла после того, как сняли с роли актрису.

О сожалении

Я жалею о том, что не стал актером. В молодости я был красавцем, я не знаю, куда смотрели режиссеры, почему они не брали меня в кино… И может быть, поэтому потом, когда я начал сам снимать, стал вводить для себя эпизодические роли в своих фильмах, наверное, в этом моя тоска по работе в кадре. Но вид-то тогда у меня уже был не тот, появилась полнота.

picture

О любви

Любовь — самое главное чувство. Все надо делать с любовью: нужно любить с любовью, работать с любовью, нужно строить семью с любовью. Любовь — это такое чувство, которое, к сожалению, дается не всем. Очень многие люди принимают за любовь сексуальную жизнь, половое влечение. Но любовь она значительно больше, она превышает ЭТО. Любовь — это когда ты готов отдать жизнь за любимого человека, готов пойти на любые жертвы. Если нет любви, значит, жизнь не удалась. Это однозначно.

Источники: esquire.ruria.rukp.rusobesednik.ru и aif.ru

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать