Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество14 Мая 2015, 11:19

Феликс Мёллер: В нацистских фильмах еще достаточно яда

Феликс Мёллер: В нацистских фильмах еще достаточно яда

Во времена Третьего Рейха в Германии было снято 1200 фильмов. Специалисты утверждают, что около 100 из них — откровенная пропаганда. Более 40 картин даже спустя семь десятилетий после свержения нацистского режима запрещены к публичному показу в Германии и многих других странах — при том, что конституция Германии запрещает политическую цензуру. Ни один из этих фильмов не был выпущен на DVD и не был показан широкой публике — их можно посмотреть только за закрытыми дверями в кругу ученых. В некоторых случаях несанкционированные просмотры этих картин караются законом.

Причина запрета в том, что эти фильмы — пропагандистские, расистские, антисемитские и разжигающие ненависть. Решение оставить их на полках было принято еще в годы оккупации Германии после Второй мировой.

Какие же ленты попали в список запрещенных и считаются опасными даже спустя семь десятилетий после разгрома нацизма? Среди них антисемитский «Еврей Зюсс» Файта Харлана, слепленный на скорую руку псевдодокументальный фильм «Вечный жид» Петера Лорре, а также «Кольберг» или «Квекс из гитлерюгенда». Об этих фильмах многие слышали, а все остальные практически неизвестны. Но интерес к этим картинам растет — они обрастают легендами, а некоторые уже стали культовыми в сети. И вот перед обществом возник непростой вопрос — может, все же стоит сделать эти картины доступными массовому зрителю?

В своем документальном кинопроекте «Запрещенные фильмы» режиссер Феликс Мёллер изучает печально известные картины нацистского периода, находящиеся сегодня под запретом, и их идеологический посыл. Уважаемые историки кино анализируют сцены из этих фильмов, а знаменитые режиссеры оценивают работу своих коллег, снимавших в период Третьего Рейха. Многие из отрывков публика увидит впервые с 1945 года. Документальная лента Мёллера будет показана в Иерусалиме, Париже, Берлине и Мюнхене — чтобы понять, способен ли медленный яд этих фильмов еще действовать. 

Где в этих фильмах те самые разжигатели ненависти? Какая ответственность лежит на актерах и режиссерах? И в конце концов, какое значение все это имеет сегодня? Как нам быть с темным наследием — какая-то его часть должна быть сохранена или ему нужно исчезнуть раз и навсегда? Ответы на некоторые из этих вопросов — в интервью с создателем «Запрещенных фильмов».

Эти фильмы действительно настолько опасны, что их нужно держать под замком в «шкафчике для ядовитых лекарств»?

В этом и вопрос. Что они из себя представляют — это просто исторические документы или до сих пор эффективное психологическое оружие? Простого ответа тут нет. Я также думал, что через 70 лет после окончания Второй мировой войны они, скорее всего, не смогут никого ранить, но после нескольких показов и публичных обсуждений в Германии и за ее пределами я понял, что в них еще достаточно яда. Несомненно, решение оставить их под запретом частично продиктовано внешней политикой. Никто не хочет, чтобы в русской, британской или американской прессе появились заголовки: «Германия считает (антисемитские, антирусские, антипольские) фильмы нормальными и обнародует их».

В одном кинотеатре показывают «Еврея Зюсса» около 60 раз в год. Получается, эта картина все-таки не в черном списке?

Запрещен выпуск этих фильмов на DVD и трансляция на ТВ, и при этом каждый показ должен быть в контексте лекции, а за ним должно идти обсуждение. В принципе, это не так уж и плохо — у зрителя появляется возможность хоть немного об этих фильмах узнать. Но вот этот принудительно образовательный и дидактический подход косвенно означает следующее: «Вы, взрослые граждане свободного общества, недостаточно созрели для того, чтобы смотреть эти фильмы “без присмотра“». Молодые люди реагируют скептически. И Spiegel TV, и Arte хотели включить фильмы из списка в свою ТВ-программу — и у них получилось. Но только раз и 20 лет назад.

И тем не менее, несколько нацистских фильмов есть в продаже на DVD…

Да, несколько лент почему-то все-таки разрешили — к примеру, «Wunschkonzert» (Концерт по заявкам), который является ярким образчиком нацистской пропаганды. Но среди разрешенных релизов нет жестких антисемитских и расистских картин.

Но за границей их можно посмотреть онлайн и даже купить?

Многие фильмы доступны онлайн, иногда в очень низком качестве. В таком формате очень многие страшные детали просто теряются — например, то, что нацистские режиссеры намеренно использовали настоящих евреев для массовки в качестве стереотипных образов. Вот эти штрихи из-за пикселизации пропадают — нацисты задумывали свои картины для больших экранов. Пиратские копии этих фильмов попали в обращение благодаря посылочные службы с правыми взглядами, и некоторые из этих лент распространяются в США — есть даже что-то вроде премиум-версии «Еврея Зюсса».

Вы долго работали над своей документальной картиной. Каково это — смотреть фильмы нацистской пропаганды в течение месяцев?

Ужасно. Эти песни и особенно марши все время звучат в голове. Хочешь не хочешь, а время от времени ловишь себя на том, что начинаешь насвистывать мелодию песни «Наш флаг ведет нас вперед» из фильма «Квекс из гитлерюгенда». Но в то же время получаешь возможность поближе познакомиться с «репрессированной» главой немецкой киноистории: можно очень много узнать о немецком обществе и понять, почему оно стало жертвой идеологии. Некоторые из этих фильмов действительно хорошо сняты. Иногда пропагандистский посыл вшит в сюжетную канву грубо и неприкрыто, а иногда — очень тонко и мастерски, из-за чего крайне сложно полностью дистанцироваться от этих идей.

С технической точки зрения, как в рамках проекта вам работалось с лентами многолетней давности?

В процессе работы над этим документальным фильмом мы сканировали копии картин нацисткогого периода в высоком разрешении, а также восстанавливали видео и аудио множества фрагментов. Огромный вклад в эту работу сделал Арри Берлин. В архивах хранится целая сокровищница негативов. Некоторые их запрошенных нами картин в формате светокопий уже не были доступны — то есть, для нас они были уже потеряны. Другие существуют только на легковоспламеняющейся пленке из нитроцеллюлозы. (Вообще-то, сохранить нужно десятки тысяч фильмов, не только картины периода Третьего Рейха.) Я уверен, что избавляться от кинонаследия нацистского режима нужно не так.

Чем мы рискуем, показывая эти фильмы сегодняшней публике?

Чтобы выпустить авторизированные DVD с этими фильмами, нужно получить одобрение немецкого рейтингового агентства FSK — и теоретически это будет означать, что неонацисты смогут арендовать кинотеатры для просмотра антисемитских картин. И официальный релиз DVD с, например, «Евреем Зюссом» также может повлечь за собой жалобы юридического характера.

То есть, можно сохранить стасус-кво, только если держать все за закрытыми дверями, делать вид, будто этих фильмов не существует?

Новое руководство Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау [прим. пер.: он занимается сохранением и реставрацией немецких классических фильмов] незашорено, но люди разные и у них разные мнения по вопросам, связанным с нацизмом. Нет никакого явного резона вкладывать деньги налогоплательщиков в восстановление и сохранение фильмов нацистской пропаганды. Но и вместе с тем это нужно делать, потому что в противном случае мы столкнемся с элементарным холодным отрицанием истории и позволим этому наследию ветшать в забвении. В конце концов, сохранять нужно не только славные продукты немецкого кинематографа («Метрополис» и «Нибелунги») — «темная сторона» также имеет на это право. И даже — и особенно — если эти фильмы не будут изданы на DVD, их необходимо оцифровать, потому что очень скоро практически не останется кинотеатров, где технически могут показывать старые копии фильмов.

Часть вашей картины посвящена нацистскому фильму про эвтаназию «Я обвиняю». Почему?

Это невероятно интересный и малоизвестный фильм, который действительно цепляет зрителя за живое. Добротно сделанная мелодрама, которая рассказывает о суициде, совершенном при помощи вторых лиц — тема, которая сегодня стоит очень остро, судя по последним политическим дебатам. И вот вы узнаете, что эту картину создали нацисты — в качестве «психологической поддержки», для оправдания решения уничтожать психически и физически больных людей. И все же сегодня некоторые зрители считают, что картину вполне можно переснять и сделать из нее хороший фильм для ТВ. Мы устроили показ и пригласили на него дочь режиссера этого фильма, Йоханну Либенайнер. Она была в шоке от фильма и самого того факта, что ее отец, талантливый режиссер, решил послужить Геббельсу таким образом.

Отношение к вашему фильму напоминает отношение к «Майн Кампф» Гитлера. Видите ли вы параллели между этой книгой и «запрещенными фильмами»?

Ситуация с «Майн Кампф» решится уже очень скоро — по немецкому закону об авторском праве книга стала общедоступной в 2015 году. Сначала думали, что должен выйти кураторский текст для предотвращения неправомерного использования, в это было вложено много времени и денег, а потом захотели вынести вопрос свободного существования книги на обсуждение суда. Это все очень похоже на табуирование этих фильмов.

Источник: zeitgeistfilms.com

Перевод: Ганна Руденко

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю