Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество15 Октября 2017, 14:59

Ида Рубинштейн: гениальная бунтарка

Ида Рубинштейн: гениальная бунтарка

Ида Рубинштейн — одна из самых загадочных танцовщиц XX века. Она никогда не праздновала дни рождения, скрывала сведения о своей семье, в эмиграции не вспоминала о прошлой жизни на берегах Невы, несмотря на принадлежность к великолепной эпохе серебряного века, богатой яркими событиями. Даже с ее именем и отчеством долго существовала путаница: то ли Лидия, то ли Аделаида, то ли Михайловна, то ли Львовна. Рубинштейн нравилось оставаться женщиной-загадкой, при этом она отнюдь не была скромницей и даже заслужила скандальную репутацию. Она первой привнесла наготу на балетную сцену, дважды меняла религию, находилась в отношениях с американской художницей Ромейн Брукс, ездила на охоту в Африку, где собственноручно застрелила льва…

picture

ее жизнь была насыщенной и противоречивой. Идой Рубинштейн восхищались, отдавая дань ее стилю. «Прошла Ида, и я сразу почувствовала себя уродливой, толстой, плохо одетой. Лицо Иды Рубинштейн было такой безусловной, изумляющей красоты, что кругом все лица становились кривыми, мясными, расплывчатыми» — вспоминала одна из актрис. Любопытно, что другие при этом ненавидели танцовщицу, называя ее «гальванизированным трупом», «зеленой лягушкой» и «грязным скелетом». Такой разброс во мнениях, впрочем, неудивителен, ведь внешность Иды действительно была более чем нестандартной: высокая, бледная, болезненно худая...

Читайте также: Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Харькова

К тому же Рубинштейн была иудейкой, а в ортодоксальных семьях, разумеется, не поощрялись профессии танцовщицы и актрисы: там они считались кем-то вроде женщин легкого поведения. Но Иде успешно удалось сломать все стереотипы: со временем она сумела стать легендарной балериной и законодательницей мод, на которую равнялись многие европейские красавицы.

Детство и семья

Несмотря на атмосферу таинственности, которую так любила Рубинштейн, кое-какие факты из жизни ее семьи все же известны широкой общественности. Она родилась в Харькове 21 сентября 1883 года. ее семья была сказочно богата: Рубинштейны владели банками, пивоваренным и сахарными заводами, и были при этом блестяще образованными. Особую страсть родственники Иды питали к музыке. К сожалению, девочка рано осиротела: сначала умерла ее мать, Эрнестина Исааковна, а в 1892 году ушел из жизни и отец, Леон Романович.

Через некоторое время Ида переехала в Петербург к своей тетке, светской львице Анне Горовиц, ставшей ее опекуншей. К счастью, девочку не постигла участь Золушки: в шикарном особняке на Английской набережной ее ждали лучшие учителя, разнообразные развлечения, атмосфера уюта и тепла. Идочка ходила в самую престижную петербургскую гимназию и, кроме того, посещала частные уроки. Ей особенно хорошо давались языки: девочка быстро овладела английским, испанским, французским и итальянским, а потом взялась и за древнегреческий.

Все желания юной Иды исполнялись, словно по мановению волшебной палочки. Впрочем, надо отдать должное: Рубинштейн не была капризной и взбалмошной девчонкой, бессмысленно проматывающей состояние тетки. Она действительно много внимания уделяла своему образованию.

picture

Выбор пути

Любопытно, что именно ее увлечение древнегреческими трагедиями во многом повлияло на желание стать актрисой. Мадам Горовиц была удивлена странным намерениям любимой племянницы, но не стала ей препятствовать и наняла Идочке педагогов по сценическому мастерству.

Разумеется, самых лучших. Но тетя не скрывала своего скепсиса: она была уверена, что Ида перебесится, удачно выйдет замуж и забудет о сцене. Тем более образованная и чуткая к искусству невеста всегда в цене. Но Ида твердо стояла на своем. ее нисколько не смущало мнение окружающих, считавших ее бесталанной и непривлекательной. Девушка часами отрабатывала все движения и грезила сценой. Ида решила отправиться в Париж, дабы там отшлифовать свои умения, и вот здесь разгорелся самый настоящий скандал. Рубинштейны схватились за голову: как это, их девочка будет актрисой, что может быть позорнее?

Одно дело — разбираться в искусстве и совсем другое — выходить на сцену в неприличных костюмах. Иду все-таки отпустили в Париж, но там она угодила прямиком... в сумасшедший дом. Дальний родственник Рубинштейнов, знаменитый психиатр Левинсон, решил, что с этой пагубной страстью к сцене нужно бороться именно такими радикальными методами. Мадам Горовиц, впрочем, быстро одумалась и настояла на том, чтобы племянницу немедленно выпустили.

Ида вернулась в Россию, где неожиданно вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира. Видимо, это был самый легкий способ вырваться из-под недремлющего ока обеспокоенной родни. Впрочем, Иду хватило ненадолго: уже через месяц семейной жизни новоиспеченные супруги развелись, причем это желание было обоюдным. Сразу после этого Рубинштейн приняла православие, отказавшись от своих ортодоксальных еврейских корней.

picture

Первые шаги к успеху

Несмотря на все перипетии, молодая и отныне свободная Рубинштейн не отказалась от своей мечты: она решила поставить на собственные деньги горячо любимую ей «Антигону» Софокла и сыграть в ней главную роль. На одном из светских раутов она очаровала знаменитого художника и театрального декоратора Леона Бакста, согласившегося помочь Иде.

Казалось бы, вот она, половина успеха, но премьеру, состоявшуюся в апреле 1904 года, встретили холодно, хотя и не разгромили окончательно. Всех удивила эта болезненно худая, угловатая и большеротая актриса с ее глухим голосом и истерическими интонациями. Да, Рубинштейн была далека от тогдашних идеалов красоты, но уже скоро Иде удалось доказать общественности, что она способна очень на многое. Всем известно, что любая мода приедается, и стандарты устаревают. А Ида Рубинштейн была наделена особой, экзотической, совсем нездешней красотой, которую еще только предстояло распробовать. Возможно, именно поэтому ее имя известно и по сей день.

Читайте также: Дважды наши — 10 выдающихся евреек из Украины

Триумф Иды

Итак, Ида не сдалась, она продолжила ходить по столичным и московским театрам и предлагать режиссерам свою кандидатуру. Не заметить ее было невозможно. Театральная общественность всколыхнулась при виде шикарно одетой богемной красавицы. ее прически и наряды производили фурор. Сам Станиславский захотел переманить Иду к себе, но та отказалась, предпочтя Художественному театр Веры Комиссаржевской.

picture

Константин Сергеевич, конечно, не простил ей такую оплошность и при любом удобном случае норовил уколоть строптивую актрису, посчитавшую его театр (неслыханная дерзость!) «устаревшим». Повод для злословия, кстати, представился очень быстро. Рубинштейн была задействована в спектакле «Саломея», запрещенным Святейшим Синодом за аморальность. Впрочем, эта постановка все равно вышла, пусть и в урезанном, но не менее скандальном варианте, правда, не на сцене театра Комиссаржевской, а в Петербургской консерватории. Предприимчивая Ида, наконец-то нашедшая свое амплуа (кому, как не ей, играть библейских красавиц?), подружилась с известным балетмейстером Михаилом Фокиным, который покровительствовал Рубинштейн в создании «Танца семи покрывал».

picture

К концу представления наша героиня полностью обнажилась, оставшись на сцене только в одних бусах. Танец произвел настоящий фурор: не зря было проделано столько кропотливой работы! Рубинштейн вызывали на бис, публика билась в экстазе от чувственности экзотической красавицы, критики наперебой расхваливали постановку в своих статьях.... Это была ее первая настоящая победа. Вот только Константин Сергеевич Станиславский злобно кричал: «Более голой и бездарно голой я еще не видел!».

Ида действительно не стеснялась своего тела, именно поэтому она без раздумий согласилась позировать обнаженной Валентину Серову. Этот скандальный портрет наделал много шума: одни восхищались изяществом и худобой актрисы, другие злобно называли ее то «скелетом», то «лягушкой». Впрочем, все это шло только на руку популярности Рубинштейн. Она была яркой, богемной и бурно обсуждаемой фигурой.

picture

Парижский период

Благодаря покровительству Льва Бакста и Михаила Фокина, Рубинштейн заметил сам Дягилев. Иде повезло, ведь попасть в его труппу без профессиональной подготовки было невозможно. Но ей это удалось. Ида органично влилась в компанию признанных звезд: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского... Эффектная сценография Бакста в балете «Клеопатра» сделала образ Рубинштейн настолько запоминающимся, что теперь ей рукоплескал весь Париж. Портрет дебютантки украшал газеты и даже коробки конфет. Так началась новая глава в жизни петербургской танцовщицы, отныне навсегда перебравшейся во Францию. Ида купила себе шикарный особняк с огромным садом, по которому гуляли павлины. А еще у этой экстравагантной женщины жила...пантера. Незаурядность натуры Рубинштейн проявлялась во всем.

picture

После триумфа «Клеопатры» вышел новый балет — «Шехерезада». Та же звездная компания, необычайный успех у публики... И теперь Ида стала настоящей законодательницей мод для парижанок: именно с ее подачи они стали носить шаровары, тюрбаны, бюстье... Восточный колорит пленил всех, и популярность Иды достигла небывалых высот. Она с легкостью покинула труппу Дягилева и начала сольную карьеру. Немногие были готовы решиться на такое, но сказочно богатая Ида Рубинштейн могла себе это позволить.

Она решила попробовать себя в новом амплуа и обратилась к творчеству молодых драматургов. ее выбор пал на скандальную «Мистерию о мученичестве святого Себастьяна» Габриеле Д'Аннуцио. Главную роль исполнила, разумеется, сама Ида. Женщина, еврейка, бисексуалка перевоплотилась в одного из самых почитаемых католических святых! Разумеется, разгорелся нешуточный скандал.

picture

3 любви Иды Рубинштейн

Любопытно, что именно на этом фоне вспыхнула любовь опального писателя и знаменитой танцовщицы. Роман опять же получился скандальным: вскоре к парочке присоединилась американская художница и феминистка Ромейн Брукс, буквально бредившая Идой. Говорят, этот любовный треугольник был чрезвычайно продуктивным: в этот период Брукс нарисовала свои самые известные картины, а Рубинштейн непрерывно снималась в фильмах Д'Аннуцио... Но в 1915 году необычная связь распалась: Ида устала от ревности и измен Габриеле, а Ромейн нашла себе новую возлюбленную. Кроме того, Брукс страдала психическими отклонениями, осложнявшими их и без того запутанные отношения.

picture

«Мне необходима смена и полная смена впечатлений, иначе я чувствую себя больной», — говорила Ида. Она вновь начала путешествовать и вскоре нашла себе новую любовь — миллионера Уолтера Гиннесса, да-да, того самого наследника великой пивной династии. Пара жила абсолютно открыто, несмотря на то, что Уолтер был женат. Оба они обожали экзотический колорит, путешествия и театр. Уолтер всячески поддерживал начинания своей знаменитой подруги, а та, в свою очередь, не желала останавливаться на достигнутом.

В 1928 году Ида решила создать балетную антерпризу, в которую ей удалось переманить самые сливки дягилевской команды: художника Александра Бенуа, танцовщика Леонида Мясина и Брониславу Нижинскую (первую женщину-хореографа, между прочим). Сергей Павлович рвал и метал: когда-то он принял в свою труппу эту прекрасную дилетантку, не имевшую ни грамма профессиональной подготовки, а теперь она ловко обвела его вокруг пальца, переманив к себе его незаменимых сотрудников! Причем постановкам Рубинштейн как всегда сопутствовал колоссальный успех: так, например, балеты «Болеро» и «Вальс» публика приняла на ура.

Поздние годы

Ида в последний раз вышла на сцену в 1935 году. Ей было 52. Неслыханный рекорд для балетного мира. Но она вообще была на редкость удачлива.

Во время оккупации, когда оставаться в Париже стало небезопасно, Ида уезжает в Лондон. Там вместе со своим возлюбленным Гиннессом Рубинштейн открывает госпиталь, в котором собственноручно ухаживает за ранеными. Она так ловко управлялась с бинтами, шприцами и лекарствами, что ни у кого даже сомнений не возникало в том, что Ида — профессиональный медик. Кроме того, она продолжала хорошо выглядеть: ее экзотическая внешность и неизменно идеальный макияж оказывали на пациентов хорошее воздействие.

picture

Увы, но в скором времени Иду ждет сильнейшее потрясение: ее любимый Уолтер, тогдашний министр по делам Ближнего Востока, был казнен членами еврейской подпольной организации в 1944 году.

После войны Рубинштейн возвращается в давно ставший родным Париж. От ее шикарного особняка остались только руины, прошлая жизнь сгорела вместе с грациозными павлинами и прекрасным садом... Но Ида не унывала, ведь ей давно стали чуждыми светские развлечения и общение с уцелевшей богемой.

Рубинштейн приняла католичество и уехала на Французскую Ривьеру, где приобрела небольшой особняк. Да, она по-прежнему была богата: конечно, не так сказочно, как раньше, но нищенская старость ей все равно не грозила.

...Выдающаяся танцовщица XX века умерла от сердечного приступа в 1960 году. На могильной плите было выгравировано всего лишь 2 буквы — I.R. — таково было желание самой Иды. Она прожила яркую жизнь, насыщенную экстравагантными выходками и неожиданными поворотами, а уйти предпочла тихо и незаметно...

picture

Интересные факты:

Педагог Иды, А.П. Ленский, называл свою ученицу «будущей Сарой Бернар».

Подруга Рубинштейн Ромейн Брукс состояла в отношениях с племянницей Оскара Уайльда и... любовником самого писателя, тем самым лордом Альфредом Дугласом.

«В ней есть что-то таинственное, до холода, до озноба, и что-то слишком пряное, изысканное», — говорил об Иде Александр Бенуа.

По возвращении из Лондона Рубинштейн работала переводчицей в ООН.

Незадолго до смерти Ида стала монахиней.

Источник: womanontop.ru

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю