Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество26 Января 2018, 08:28

Наш еврейский Голливуд: 5 фактов о Меле Бруксе, живом и довольном

Наш еврейский Голливуд: 5 фактов о Меле Бруксе, живом и довольном

Голливудский актер, режиссер и сценарист Мел Брукс, настоящее имя которого Мелвин Джеймс Каминский, родился в 1926 году в Нью-Йорке. Его родители были еврейскими эмигрантами из Восточной Европы — отец из Гданьска, а мама их Киева, — которые перебрались в Штаты незадолго до рождения будущей звезды кино. Отец Мела умер от болезни почек в возрасте 34 лет, когда мальчику было всего 2 года. Позже, уже став звездой, Мел говорил о смерти папы следующее: «Это было просто безобразие. За это я злюсь на Бога, на мир. И я уверен, что большая часть моих комедий основана на гневе и неприязни. Мое детство прошло в районе Вильямсбург, и я научился при помощи юмора уворачиваться от проблем — например, того же кулака в лицо».

Первым языком Брукса был идиш, а не английский, и он не получил даже базового кинематографического образования — вообще, Мел учился год на психолога в Бруклинском колледже, а затем пошел в армию (именно тогда шла Вторая мировая война) и получил звание капрала, служа в саперных войсках. Но кому суждено стать звездой кино, тот ею станет.

Брукс творил в самых разнообразных направлениях — от написания сценариев для бродвейских шоу и «Маппетов» до сочинения песен для фильмов (в том числе и в рэп-стиле) и продюсирования фильмов ужасов. За такую многопрофильность коллеги даже прозвали его «человеком-оркестром». Мел, которому сейчас 91, один из немногих является обладателем и «Эмми», и «Оскара», и «Грэмми, и «Тони».

Мел Брукс умел снимать интересно, да и сам жил нескучно. О необычных историях из его биографии — в новой главе «Наш еврейский Голливуд: 5 фактах о...».

Читайте также о Софи Такер

picture

1. Брукс начинал как барабанщик и пианист

Мел был болезненным и слабым мальчиком, и в школе ему часто доставалось от одноклассников. Кто-то для повышения самооценки и наращивания сил идет в спорт, а Мелвин увлекся барабанами — на них его «подсадил» легендарный ударник Бадди Рич, его сосед по району, который был старше Мела на девять лет. Кстати, лучшего учителя было не сыскать — впоследствии талант Рича оценили Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд и Луи Армстронг, которые плотно с ним работали. 

Игра на барабанах была не только удовольствием — благодаря им уже в 14 лет Мел заработал свои первые деньги. После войны он устроился в Borscht Belt, сеть курортных отелей в горах Кэтскилл, шт. Нью-Йорк, уборщиком, а затем и музыкантом, играя на барабанах и пианино. Тогда-то, чтобы его не путали с выступавшим там трубачом Максом Камински, Мел и взял себе псевдоним — Брукман (который потом был сокращен до «Брукса»), фамилию матери. Со временем страсть Брукса отпускать саркастические шуточки подметили менеджеры отеля — пригласили на сцену в качестве стенд-ап комика. И понеслось.

picture

2. «Весна для Гитлера» стала победой для Брукса

Поработав в отелях, Брукс постепенно перебрался на телевидение — но не как актер, а как сценарист. Его потрясающее чувство юмора с нотками иронии и сарказма, немного агрессивный стиль и любовь экспериментировать привели его в команду сценаристов нескольких ТВ-проектов. В 1960 году он наконец-то переезжает из Нью-Йорка в Голливуд — и тут начинается новый виток его карьеры.

Вместе со своим другом, сыном еврейских эмигрантов и тоже сценаристом Карлом Райнером, Брукс поставил ТВ-шоу «2000-летний человек». Там он играл долгожителя, который был свидетелем распятия Христа, несколько сотен раз был женат, имел более 42 тысяч детей и говорил с идишским акцентом. Попутно Мел писал сценарии для бродвейских шоу и срежиссировал свой первый анимационный фильм, «Критик» (1963), который взял «Оскар» в соответствующей категории. Но главный успех был впереди.

В 1968 году Мел Брукс снял комедийный фильм «Продюсеры» (1968), известный также под названием «Весна для Гитлера», об аферистах, которые задумали поставить заведомо провальное шоу, а все деньги, полученные от престарелых поклонниц одного из них, списать на производственные расходы. Они сделали все, чтобы их проект — трагический мюзикл о Гитлере — провалился, но совершенно непредсказуемым образом их абсурдная постановка оказалась успешной. Впрочем, создатели все равно поплатились за то, что воспользовались доверчивостью и деньгами старушек. Фильм, который потом был адаптирован для Бродвея и превращен в мюзикл, получил премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» — который, понятное дело, был написан тоже Бруксом.

«Я, наверное, самый безумный ветеран Второй мировой. Воевал в чине капрала в Северной Африке, а 20 лет спустя снял комедию “Весна для Гитлера”, — вспоминал Брукс. — До сих пор получаю негодующие письма от еврейских бабушек: вы думаете поющий Гитлер — это смешно? Моя мама была еврейкой, и ее эти шуточки ни сколько не смущали. Что более удивительно: мой спектакль “Продюсеры” с тем же сюжетом два месяца с аншлагами шел в Израиле. Вот от чего у меня действительно пошла голова кругом: мой Гитлер говорил на иврите!».

picture

3. Мел Брукс снял фильм про Остапа Бендера

В 1970 году Брукс выступил режиссером и автором сценария американской адаптации легендарного романа Ильфа и Петрова «12 стульев», но этот проект получился провальным. Возможно потому, что в варианте Мела не было ни мадам Грицацуевой, ни поэта Ляписа-Трубецкого, ни Эллочки Щукиной и ее мужа. Их всех вычеркнули, существенно сократив историю — по сценарию главные герои, Бендер и Воробянинов, обыскивают первые пять стульев сразу же, а остальные заветные «мебеля» увозит с собой театр «Колумб», без знаменитого аукциона.

«Джозеф Хеллер — тот парень, что написал “Уловку 22” — обожал Ильфа и Петрова и заставил меня прочесть “Золотого теленка”, — вспоминал Брукс. — Я был в восторге. Спрашиваю: эти деятели еще что-нибудь издали? Тогда Хеллер мне дает “Двенадцать стульев”. Я влюбился. Остап Бендер — это я. Прохвост. Любитель женщин. Ни морали, ни характера. Остап Бендер — это животное, которое есть в каждом из нас».

Хотя фильм и получил несколько премий, аудитория отнеслась к нему холодно. Брукс (который, кстати, в фильме сыграл дворника) решил больше никогда не снимать классику. Но она продолжала его привлекать, и нашелся выход — Мел стал снимать пародии на фильмы и форматы, которые уже стали легендарными.

picture

4. Брукс специализировался на фарсе и пародиях

В течение четырех лет Брукс отдыхал от кино, а в 1974 году выпустил комедию «Сверкающие седла» (1974), которая стала пародией на голливудскую классику, вестерн «Ровно в полдень». Картина, в которой сам Мел сыграл сразу две роли — губернатора и вождя племени индейцев, говорящего на идиш, — получила сразу три «Оскара» (за лучшую женскую роль второго плана, лучший монтаж и лучшую песню). Среди прочего там очень явно высмеивался расизм — шериф, главный герой комедии, был темнокожим. Кстати, Американский институт кино включил этот фильм в число лучших комедий в истории Голливуда.

При том что работал Брукс с огромным количеством актеров, многие из которых были еще и прекрасными людьми и собеседниками, у него было твердое правило: никогда не есть с актерами фильмов, режиссером которых он выступал. Впрочем, один раз он все-таки сделал исключение. Ему настолько нравилась компания Кливона Литтла, который снимался у него в «Сверкающих седлах», что он умолял актера поесть с ним за одним столом.

После это фильма Брукс снял целую серию пародий: «Молодой Франкенштейн» (1975), «Немое кино» (1976) — он считал эту картину лучшей в своей карьере, — «Страх высоты» (1977) (на триллеры Альфреда Хичкока), «Всемирная история, часть первая» (1981) (на исторические фильмы), «Космические яйца» (1987) (на «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Звездный путь» Джина Родденберри и «Чужих»), «Робин Гуд: Мужчины в трико» (1993) (на фильм «Робин Гуд: Принц воров») и «Дракула: Мертвый и довольный» (1995) (на фильмы о графе Дракуле и роман Брэма Стокера).

Практически в каждом из этих фильмов Брукс играет какую-то небольшую роль — такой вот творческий брат-близнец Эльдара Рязанова.

picture

Брукс не ограничивал себя пародийным жанром. Например, он спродюсировал римейк старого военного фильма в с комедийным налетом «Быть или не быть» (в котором в главных ролях снялся вместе со своей обожаемой женой Энн Бэнкрофт, знаменитой миссис Робинсон из «Выпускника»), фильмы ужасов «Муха» и «Муха 2», и именно на его студии была снята знаменитая драма Дэвида Линча «Человек-слон».

Талант Брукса также проявился в озвучании фильмов и анимационных проектов. Его последняя работа это плана — роль Влада в мультфильме «Монстры на каникулах 2» 2015 года.

5. У Мела Брукса было 6 пальцев

Правда, шестипалым он был только один раз в жизни, когда по-традиции оставлял отпечатки рук и ног напротив Китайского театра на церемонии получения звезды на голливудской «Аллее славы» 8 сентября 2014 года. Перед тем как отправиться туда, он надел на левую руку искусственный шестой палец — и у него появилось два мизинца. «Это чтобы кто-нибудь из Де-Мойна, штат Айова, сказал: "Гарри! Гарри! Посмотри, у Мела Брукса шесть пальцев на левой руке!» — объяснил режиссер.

picture

Фото на заднем плане цитат: morgannorman.com, свободные источники

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю