Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество20 Декабря 2017, 16:31

Следуйте за мной: Еврейский Днепр, прогулка №2

еврейский Днепр

 Продолжаем знакомство с еврейским Днепром с того места, где остановились в прошлый раз — c Успенской площади. Сегодня мы поближе познакомимся с расположенным здесь особняком, одним из самых интересных и старых в городе.

Дом Давида Пчелкина построили по проекту именитого архитектора Екатеринослава Дмитрия Скоробогатова. Несмотря на классическое еврейское имя, евреем купец 1-й гильдии не был, зато был церковным старостой Успенской церкви. Жил, так сказать, рядом с работой, чтоб на проезд лишний раз не тратиться. В прошлый раз мы говорили об учителе пения Шаргородском, который жил по соседству с талмуд-торой, местом работы. Но в «лени» Пчелкин Шаргородского превзошел — прямо напротив его дома в церковном заборе проделали калитку, через которую староста приходил исполнять служебные обязанности. Но ему простительно: купец — человек занятой, кроме того, Пчелкин некоторое время был городским головой Екатеринослава.

Инициалы Пчелкина Давида на щите над входом с чьей-то легкой руки стали расшифровываться как «публичный дом». Видимо, мысль сию навеяли держащие щит амурчики. В доме Пчелкина практически полностью сохранились детали интерьера, и это уникальный для города случай.

Сегодня дом Пчелкина соединен с еврейским центром «Менора» и является частью этого комплекса. Здесь проходят празднования всех значительных дат еврейского календаря, молодежные мероприятия и концерты. Мог ли себе такое представить уважаемый купец?

Дом Пчелкина, Успенская площадь, 5
Амурчики и инициалы Пчелкина

Проходя дом Пчелкина, выходим на улицу Шолом-Алейхема, к центральной синагоге и главному входу в «Менору».

Днепр называют современной еврейской столицей Украины, и не зря. Здесь в 2012 году открыли уже упомянутый выше грандиозный культурно-деловой центр — крупнейший в Европе еврейский комплекс общей площадью около 50 тысяч квадратных метров. «Менора» стала одной из главных туристических достопримечательностей города. Автор проекта, включающего реконструкцию дома Пчелкина, — один из самых известных зодчих современного Днепра Александр Сорин.

«Менора» и синагога «Золотая Роза», ул. Шолом-Алейхема, 4

Сердце комплекса — синагога «Золотая Роза», главный еврейский храм города. Деревянная синагога на этом месте появилась в 1800 году, а в 1832 году сгорела. По легенде, синагога загорелась в шаббат, и евреи не могли тушить пожар, чтобы не нарушить религиозные законы. А соседи рвения в помощи евреям не проявили, что вполне ожидаемо.

Строительство нового здания синагоги поручили купцу 1-й гильдии Леону Кранцфельду, но вскоре он поругался с раввином и бросил работу. Продолжил проект другой купец, Трояновский. Он возвел над зданием каменный купол на четырех колоннах, но они не выдержали нагрузки и начали разрушаться. В итоге купол разобрали и заменили на деревянный, но заканчивал работы уже третий подрядчик — Вульф Заславский. Строительство Большой синагоги закончилось только в 1852 году. С конца XIX века синагога называлась Хоральной, по примеру многих синагог в больших городах, где были сильны идеи просвещения, Гаскалы.

Леон Кранцфельд, который бросил строительство Большой синагоги, в 1846 году за свой счет возвел рядом с ней двухэтажное здание нового молитвенного дома. Первый этаж получил название «Бейт га-мидраш га-тахтон» (Нижний дом учения), а второй — «Бейт га-мидраш га-эльйон» (Верхний дом учения). Иногда Верхний еще называли Старым, но чаще всего оба бейт-мидраша именовались просто: синагога «Верхний этаж» и синагога «Нижний этаж».

В советское время здание Хоральной синагоги перестроили, исчез купол и боковые башни. В разные годы здесь размещался клуб швейной фабрики им. Володарского, дом культуры, склад. Только в 1996 году синагогу вернули еврейской общине. С этого момента возникает название «Золотая Роза» — по аналогии с самой известной синагогой Львова. Это название ввел в обиход старейшина еврейской общины Аркадий Шмист. В 2000 году синагогу отреставрировали, автором проекта стал Александр Дольник. На месте «этажных» бейт-мидрашей сегодня стоит «Менора».

Хоральная синагога на открытке начала ХХ века
Справа от синагоги — бейт-мидраши Кранцфельда. Видно Звезду Давида над входом.
«Золотая Роза»
Интерьер синагоги вызывает ассоциации со склонившимся в молитве евреем в традиционном талите

Синагога оказала влияние и на название улицы, на которой расположена. Раньше эта улица называлась Еврейской, а при советской власти получила имя еврейского писателя Шолом-Алейхема.

Размещались тут и другие интересные объекты, например, дом Рабинова — одно из первых каменных зданий в этом районе. Более известно оно по имени своего следующего владельца, бахмутского купца Ильи Евсеевича Кауфмана. В доме Кауфмана располагалась контора хозяина, его же склады, а также множество заведений в собственности у евреев: магазин моды Гуревича, парикмахерская Фингарета и стоматологический кабинет. В 2006 году дом надстроили и отреставрировали исторический фасад.

Дом Кауфмана, 1990 год
Перестроенное здание сегодня, ул. Шолом-Алейхема, 5
Реклама магазина Гуревича в адрес-календаре 1910 года

От синагоги мимо «покойной» швейной фабрики мы поднимемся до пересечения улиц Магдебургского права и Харьковской

Улица Гостиная (или Гостинная, использовались оба варианта) получила название благодаря Гостиному ряду, построенному между Московской и Харьковской в 1860-х по проекту архитектора Андрея Достоевского, брата известного писателя. После революции улица получила имя Серафимы Гопнер, а недавно стала называться улицей Магдебургского права.

Единственное сохранившееся старинное здание с правой от нас (нечетной) стороны было доходным домом еврейской семьи Золотаревских. Моше Золотаревский основал в Екатеринославе организацию «Маккаби». В 1934 году он переселился в Эрец-Исраэль и взял фамилию Офир. Сегодня семья Офиров одна из самых богатых в Израиле.

Рядом с домом Золотаревского, по улице Гостинной, 1, в 1847 году открылся первый в городе каменный театр, построенный караимским купцом Абрамом Луцким. В 1885 году его превратили в жилое здание, а после войны полностью перестроили.

 
Доходный дом Золотаревского, ул. Магдебургского права, 3

Напротив располагался участок караимской семьи Джигит. Купец 1-й гильдии Иосиф Джигит, племянник основателя табачной фабрики, в 1897 году серьезно ее реконструировал и объединил участок по улице Гостинной с участком по параллельной улице Кудашевской. Он выстроил трехэтажный доходный дом, в котором размещались два магазина, его собственная квартира в десять комнат, занимавшая весь второй этаж, и папиросное отделение фабрики на третьем этаже. Возле дома был мраморный бассейн с фонтаном, а табачная фабрика занимала три корпуса на этом же участке.

Фабрика Джигита обанкротилась в 1913 году, а после революции в ее корпусах разместили швейную фабрику им. Володарского. Вскоре на углу улиц Гопнер и Шолом-Алейхема появился новый корпус, в который встроили бывший доходный дом Иосифа Джигита.

Сейчас огромный корпус фабрики Володарского заброшен. Одно время руководство еврейской общины планировало его выкупить, чтобы перестроить под жилой дом для еврейских семей. Это было бы очень иронично и символично: фабрика отобрала у евреев синагогу, а они, вопреки всему, дождались момента и вернули ее.

Доходный дом Джигита, встроенный в корпус швейной фабрики, 1990 год.
Ул. Магдебургского права, 4

На пересечении улицы Магдебургского права с улицей Харьковской друг напротив друга стоят два роскошных бывших доходных дома. Один из них принадлежал богатому купцу Берко Айзиковичу Штейну, а затем перешел по наследству его старшему сыну, купцу 2-й гильдии Бенциону Штейну. Здание на смежном участке, выходившее фасадом на Екатерининский проспект, также принадлежало Штейнам, но оно не сохранилось.

В построенном в 1901 году доме некоторое время проживала революционерка Серафима Гопнер. Она, как несложно догадаться, также была еврейкой. Еще она некоторое время занимала пост секретаря ЦК Компартии Украины.

Доходный дом Штейна, ул. Магдебургского права, 2
В картушах над окнами можно увидеть букву «Ш» — Штейн

Дом напротив принадлежал все той же семье Джигит, о чем говорит буква «Д» в медальонах под его окнами. Серьезного вида усатые, но безбородые мужики на декоре здания есть только тут — на других сохранившихся старинных домах Екатеринослава они не встречаются. Вероятно, здесь есть национальный подтекст — маскароны должны были изображать караимских воинов.

В здании располагалась «Специальная лечебница болезней горла, уха, носа и ингаляторий», которую содержал врач Моисей Ильич Болоховский. Болоховский долгое время был председателем Городского общественного собрания — своеобразного еврейского аналога Земской управы. 

Доходный дом Джигита, ул. Харьковская, 3
Доходный дом Джигита, ул. Харьковская, 3, вид ближе

Следующий дом по Харьковской, 5 изначально принадлежал семье еврейского купца Кравцова, но в 1877 году его приобрел другой купец, поверенный фирмы «Меер Зусман и сыновья» Михаил Майданский.

Майданский был личностью неординарной. Купец 2-й гильдии, член правления Екатеринославского коммерческого банка, талмуд-торы и еврейской больницы, гласный городской думы, некоторое время Майданский занимал пост ученого Хоральной синагоги. В то же время он был лидером екатеринославских сионистов, главой городского отделения сионистской организации «Ховевей Цион». Он же активно поддерживал Усышкина, который поселился в Екатеринославе в 1891 году. По инициативе Майданского была открыта сионистская синагога «Огель Моше», названная в честь Моше Монтефиоре. 

Сын Михаила Майданского Иона стал известным в городе инженером и строительным подрядчиком, один из построенных им объектов — соседний доходный дом Джигита, о котором мы только что говорили. Сам дом Майданского примечателен разным оформлением фасадов. Окна фасада, выходящего на Харьковскую, имеют прямоугольное обрамление, а окна верхнего этажа со стороны улицы Липиского увенчаны килевидной аркой. В 1920-х в этом здании работал детский еврейский клуб им. III Интернационала.

Дом Майданского со стороны Харьковской 2
Со стороны улицы Липинского

Дальше Харьковская пересекает улицу, название которой когда-то тоже относилось к еврейским топонимам — сначала она называлась Караимской, затем стала Торгово-Караимской, Торговой и Ширшова, а сегодня носит имя Вячеслава Липинского. На ее углу размещалась давно разрушенная гостиница «Континенталь» с роскошным портиком, который поддерживали две кариатиды.​

Улица Караимская, конца XIX века

Мы продолжаем движение по Харьковской. По правую сторону пока еще стоят руины одного из крупнейших сооружений Екатеринослава — доходного дома Померанца (или Померанцева). Кому точно принадлежал дом, неясно. В одном из источников упоминается староста синагоги «Ойрах Моше» Я. Померанец, но никаких сведений об этой синагоге нет, как и о самом Померанце.

 
Доходный дом Померанцева, ул. Харьковская, 6

За последние годы Харьковская на участке между улицами Магдебургского Права и Глинки перестроилась основательно, старых домов здесь почти не осталось. Известно, что дом на углу Харьковской и Глинки по адресу Харьковская, 13 принадлежал Ефиму Осиповичу Чуюну, который был габаем караимской кенассы.

Что же касается участка Харьковской за улицей Глинки, то здесь снесено полностью все. На одной стороныепостроен ТРК «Мост-сити», на другой — ТЦ «Кубометр». У входа в «Мост» мы и отдохнем перед нашей следующей прогулкой.

Такой замечательный комплекс был на Харьковской, 21
Такой замечательный комплекс был на Харьковской, 21, другой ракурс

По материалам: «Днепровская городская энциклопедия» Валентина Старостина, «Хроника жизни евреев Екатеринослава» Александра Быстрякова, «Иудейские древности Днепра. Хоральная синагога» и справочника «Весь Екатеринослав», 1910 год и 1913 год

Фото: Евгений Шнайдер, Александр Волок, Виктор Путий

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать