Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество08 Марта 2015, 13:53

Тройной прыжок из Украины в Израиль

Тройной прыжок из Украины в Израиль

Три часа ночи. В легкоатлетическом комплексе в Хадар Иосеф на севере Тель-Авива уже почти никого нет. Строители, которые занимаются ремонтом стадиона, сверлят что-то на прилегающей территории, а на поле можно увидеть только одного-единственного спортсмена, а вернее — спортсменку. Удивительно, куда тебя может занести жизнь: вот сейчас ты живешь в Киеве, ездишь тренироваться в Крым, а вот уже ты встречаешь парня из Израиля и оказываешься в совершенно других краях. Если бы Анна Князева не встретила Анатолия Миненко, она бы, скорее всего, тренировалась сейчас в помещении —в такую-то зимнюю погоду, как сейчас в Украине.

Выйдя замуж за бывшего чемпиона Израиля по десятиборью и переехав в Израиль, киевская спортсменка, чемпионка в тройном прыжке сейчас оттачивает свое мастерство под мягким зимним солнцем Израиля. Ее тренер, Алекс Мерман, дает ей советы и все время подбадривает, а когда Аня, босая, делает завершающий круг после тренировки, он сидит в кафе недалеко от трека.

Она сама по себе — и на стадионе, и в израильской легкой атлетике. У американско-израильского бегуна-спринтера Дональда Санфорда есть европейские медали, но именно Князеву-Миненко считают, пожалуй, лучшей легкоатлеткой, когда-либо выступавшей за Израиль. На Лондонских Олимпийских играх 2012, когда она еще представляла Украину, она заняла четвертое место среди женщин в тройном прыжке.

picture

Анна начала тренироваться в возрасте восьми лет и сначала занималась бегом. Когда ей было 13, девочка заинтересовалась прыжками «в песок». «Сначала у меня лучше получались прыжки в длину, — говорит она, — но потом мне больше понравилось тройные прыжки. Любое даже незначительное усовершенствование техники может существенно улучить общий результат, и мне нравится летать. Перед прыжком я просчитываю все технические моменты, думаю, что мне делать во время прыжка. А когда я уже лечу в воздухе, даже не могу описать свои ощущения — я не могу ни о чем думать, все делаю уже автоматически».

Анна была гражданской Украины, когда уже практически добралась до олимпийского подиума победителей на прошлых Играх, а в Израиль она решила переехать, выйдя замуж за Миненко. «В Украине мы не могли быть вместе, потому что я все время проводила в тренировочном лагере. В Израиле мы намного счастливее, и здесь у Анатолия есть работа. Самое главное для нас обоих — это быть вместе, а [в Украине] это было бы невозможно», — признается Анна.

В начале 2013 года, когда спортсменке было 23 года, она приняла израильское гражданство и начала новую главу своей жизни. Приземление было не таким уж гладким. «Было сложно. Иврита я не знала, и все для меня было новым. Я чувствовала себя иммигранткой. В Украине я уже была на высоком уровне, а тут меня еще никто не знал, у меня фактически не было имени, и появилось ощущение, что я должна всем доказать, что действительно на многое способна».

Те, кто знал Аню, рассказывают, что она принялась за изучение иврита с той же серьезностью, с какой она работает на тренировках. По всему дому висели стикеры с новыми словами, и буквально через несколько месяцев такой интенсивной учебы она уже могла довольно свободно разговаривать на иврите.

«Я не понимаю, как можно тут жить без знания языка, он крайне важен для понимания израильского менталитета. Он немного отличается от украинского образа мышления, все отличается», — говорит она на иврите с небольшим родным акцентом.

«Люди тут оптимистичнее и теплее, в там они холоднее и стараются ярко себя показать, впечатлить других. Сегодня я уже чувствую себя комфортно, мне нравится Израиль и эта культура. Люблю читать книги об истории государства, про таких людей, как Давид Бен-Гурион и Голда Мейр», — говорит спортсменка.

Князева-Миненко все еще акклиматизируется в местном мире спорта. В Украине она была винтиком жесткого механизма, а в Израиле она — воплощение профессионализма как на беговой дорожке, так и в спорте как таковом.

«Там в Украине у нас каждую осень и весну были тренировочные лагеря. Мне даже не нужно было ничего делать, кроме как тренироваться — все остальное делали за меня. Питание, отель, стадион — мне все предоставляли. Тут мне помогают, если могут, но многое приходится делать самостоятельно — выстраивать тренировки и заниматься домашним хозяйством», — признается Аня.

Мерман, который на Сиднейской олимпиаде 2000 года привел Константина Матюсевича из Сборной Израиля к огромным достижениям (5-ое место по прыжкам в высоту), надеется, что Князева-Миненко побьет этот рекорд. Недавно он уволился из школы, где работал раньше, чтобы заниматься с Анной на стадионе, когда там еще пусто. Они готовятся к выступлению на Чемпионате Европы по легкой атлетике в помещении, который начинается в Праге на этой неделе.

«Я обожаю Алекса, — говорит Аня с улыбкой. — Сначала мне сложно было принять тот факт, что он еще и в школе преподает. В Украине тренер с тобой постоянно. Сейчас я понимаю, что тут все это устроено немного по-другому. Мне нужно работать с тем, что у меня есть — и пока все получается хорошо, я тренируюсь в достаточном объеме».

Анна поставила свой личный рекорд — 14 м. 71 см. — в июне 2012 года, когда ей было 22. Между этим ее достижением и мировым рекордом в 15,5 м. меньше 80-ти сантиметров, и опытные спортсмены говорят, что Аня еще не раскрыла весь свой потенциал. «За тройным прыжком стоит целая философия, нужно найти угол прыжка, который подходит именно тебе, — говорит Мерман. — Наша цель заключается в том, чтобы потерять как можно меньше скорости в разбеге, ведь на каждом из прыжков теряется очень много скорости».

Рогель Нахум, которому принадлежит израильский рекорд по тройным прыжкам и который сейчас работает спортивным менеджером в Израильской легкоатлетической ассоциации, говорит, что Князева-Миненко обладает идеальным набором качеств, чтобы побить рекорд.

«У нее идеальное тело — она высокая (1,78 м) и худенькая, у нее длинные ноги. И способности у нее тоже есть. Она очень молода для триумфального выступления, иногда нужно несколько лет для того, чтобы отточить технику, но Хана показывает отличные результаты с юного возраста. Если она будет развивает свои способности, то сможет попасть в том мирового рейтинга снова. И я верю, что она выступит с еще более впечатляющим результатом, чем раньше», — говорит Нахум.

Князева-Миненко говорит, что израильский климат ей очень подходит. «В холодные зимние месяцы в Украине у меня были проблемы с весом. В Израиле этого не случается, я даже похудела — тут и правда очень жарко. Сейчас мне уже наоборот нужно набрать весь, а не получается», — говорит Анна.

Большинство спортсменов не любят делать каких-то заявлений и давать обещания перед выступлениями — Князева-Миненко тоже не исключение. «Я не люблю говорить о том, что будет. Иногда, когда ты слишком много думаешь о чем-то и безумно хочешь получить медаль, все идет из рук вон плохо, и вообще ничего не получается.Это может повредить технике выполнения — именно так и произошло со мной на Олимпиаде, когда я сначала лидировала, а потом проиграла. Дело было в банальной нехватке опыта, я так сильно хотела медаль, что у меня просто кружилась голова. Иногда перед соревнованием на меня нападает бессонница, но ничего не могу с этим поделать», — говорит Аня.

Она отчаянно скучает по своим родителям и сестре, которые живут в центральной части Украины, в Черкассах, но и ее муж, и желание реализовать свой спортивный потенциал держат ее в Израиле. В перерывах между своими интенсивными тренировками, физиотерапией, сауной и бассейном Князева-Миненко продолжает совершенствовать иврит — читает книги или слушает песни Арика Айнштейна. В Украине она получила степень бакалавра экономики и сейчас думает над поступлением в магистратуру в Израиле.

Она возлагала большие надежды на свое выступление на Чемпионате Европы по легкой атлетике в Цюрихе, но ей пришлось отказаться от участия из-за боли в прооперированном пяточном сухожилье. «Мне очень хотелось бежать после того, как более-менее оправилась после операции, — говорит Анна, — но мой организм не было готов к такому стрессу». Сейчас, уже полностью акклиматизировавшись в Израиле и восстановившись после травм, она снова готова сиять.

До Рио 2016 осталось меньше года с половиной, на хрупкие женские плечи Князевой-Миненко возлагаются огромные надежды. Каждый элемент в сложном механизме ее спортивной карьеры — Мерман, ее спонсоры, бизнесмен Якоб Шахар и фонд Altshuler Shaham, тель-авивский спортивный клуб «Маккаби» и Олимпийский комитет Израиля — должны сделать все, чтобы эта 25-летний бриллиант получил идеальную огранку перед спортивным моментом истины.

«Мне нужно постоянно развиваться — и физически, и психологически, — потому что 90% успеха кроется в психологическом настрое, — говорит Анна. — Олимпийские игры ни с чем нельзя сравнить. Чувство, которое у тебя появляется, волнение, возбуждение. Я должна быть готова. Я не знаю, как отвечать на все эти вопросы, вроде: к чему я стремлюсь и пройду ли в финал. Я просто концентрируюсь на том, что мне нужно делать. Очевидно, я хочу максимума, иначе мне незачем туда отправляться. Я мечтаю оставить свой след в истории легкой атлетики, и, конечно же, установить новые рекорды и завоевать медали».

Источник: Haaretz

Перевод: Ганна Руденко

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать