Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Экономика и бизнес25 Марта 2015, 09:02

Гарик Корогодский: Когда ваш папа станет дурным и немощным, исполняйте его капризы

Гарик Корогодский: Когда ваш папа станет дурным и немощным, исполняйте его капризы

В первой части Корогодский рассказал о том, как прошло его киевское детство и московская студенческая юность. А что было дальше? Начал со сторожа в хлебобулочной, позже работал электриком в театре зверей, потом заработал свой первый миллион и... второй. Сегодня Гарик Корогодский самый состоятельный рантье Украины по версии Forbes Украина, чемпион мира по преферансу, совладелец фитнес-центра «Аквариум» и ТРЦ «Dream Town», гендиректор компании «Вита Веритас», автор книги «Как потратить миллион, которого нет и другие истории еврейского мальчика» и т.д.

Добавим фактов ко всем известным данным и рейтингам этого человека: крашеный и яркий, но не гей; владеет крепким словом, но к месту; может позволить себе всё, но воспитан насколько, что не позволит себе лишнего; умеет шутить и не боится публики; знает, как заработать денег, но не продал за них душу…

Всевышний дает нам Потенциал и Право выбирать, как использовать данный «бонус». Пожалуй, это то, чего у Гарика предостаточно — потенциала и фантазии, куда его направить.

По крайней мере, таким он предстал в разговоре с JewishNews.com.ua.

 

Читайте также: Первая часть интервью Гарика Корогодского 

 

Когда Вы начали заниматься одним из традиционных еврейских занятий — коммерцией?

С класса пятого, наверное, начал перепродавать жвачки, пакеты…

В студенческие годы на стипендию явно не жили…

Никогда! Стипендия тогда составляла 40 рублей, а тратил я 500. Я посчитал, что за студенческие годы посетил только ресторан «Раздан» больше 1000 раз, это где-то дважды в неделю. Доставались эти деньги по-разному: игрой в карты, спекуляцией театральными билетами, продуктами…

picture

«Там, где два еврея — три мнения». Как при этом удается сохранить на протяжении стольких лет отношения с друзьями?

Отношения — это вообще большой труд. Когда говоришь с близким тебе человеком, нужно тщательно взвешивать слова, нельзя ранить, задеть… Мои ближайшие друзья — это Шпильман и Меламуд. Мы очень продумываем, что сказать друг другу, чтоб не задеть чувства друга. [Эти фамилии Гарик проговаривает с особой теплотой. Отметим, речь идет не только о давних друзьях, Александр Меламуд и Михаил Шпильман уже четверть столетия бизнес-партнеры. Первый миллион, который лег в название книги Гарика, они тратили вместе, вместе его зарабатывали, вместе приумножили. Сегодня закадычные друзья входят в рейтинг ТОП-100 самых богатых людей в Украине — прим. Л.Л.]

В иудаизме есть четко прописанные Законы денег: как вести бизнес, отдавать долги, кому можно одалживать деньги и на каких условиях… Управляя своим капиталом, Вы учитывали данные религиозные нормы поведения коммерсанта?

Дело в том, что мы росли евреями, но в то же время мы не знали ни одного еврейского закона. Мои родители были атеистами, как и многие тогда. Я сейчас отношусь к религии очень сдержанно. Но стараюсь не нарушать те законы, которые я знаю. Например, есть четкие правила, кому, в первую очередь, нужно помогать… К слову о законах, раньше мне приходилось занимать и ссужать даже под проценты. В последние 10 лет я бы не стал этого делать. Сейчас я понимаю, что так не хорошо по еврейскому закону.

picture

Киев был в Вашей юности другим. И в том числе Вы сами его и поменяли. Например, Майдан Незалежности: в свое время именно Вы построили под ним подземный торговый центр.

Время — оно не щадит никого. Если бы не я, то кто-то другой — город меняется. Я сейчас стараюсь какими-то штрихами вернуть часть старого Киева. Что-то даже получается, но в меру моих скромных способностей. Я воссоздал в Гидропарке танцплощадку [район в Киеве, расположенный на Левом берегу Днепра — прим.Л.Л.], на которой летом собираются пожилые люди и танцуют. Сегодня там все так, как должно быть. Мои родители там танцевали, и я буду, возможно, лет через двадцать. Также занялся местом, где стоял памятник Ленину. Думаю, что наш проект победит в конкурсе по ряду причин: во-первых, он хороший, а во-вторых, потому что я его оплачиваю. [смеется]

Вы когда-то опубликовали данное обещание, написав в своем ФБ: «Готов купить право установить этот памятник. Готов оплатить дополнительно, если этим человеком окажется Бродский, Терещенко или Бибиков».

Да. И держу данное слово и все делаю, чтоб исполнить обещанное. Если наш проект победит, то прямо на бульваре Шевченко будет прекрасная пешеходная зона с подвесным мостом, это будет место для влюбленных.

Вы романтик?

Не-а! Я циник.

Как делаете комплименты своим женщинам?

Очень часто, разнообразно, без повода и балую сюрпризами. Вот, например, на день Св. Валентина. Я его не отмечаю, но это прекрасный день для сюрприза. Я всем окружающим меня женщинам, с которыми пересекаюсь, сделал подарки — конфетки и огромного плюшевого мишку. И сказал, что у мишки в ноге зашит «косяк» с травой. Вот сейчас они думают, что с этим делать? Одной нужно везти его в Москву. Она спрашивает: «Везти?» Я говорю, что, думаю, не найдут. [хитро поднимает бровь] Интересно, кто-то вспорет ему ногу или нет?

Не жалко мишку давать на растерзание?

Но он же плюшевый!

Тем более! Раньше плюшевые игрушки были редкостью в доме, достать их было очень тяжело, помните?

У нас был в доме плюшевый мишка. Он был ужасно твердым, но его все любили. Но мне не давали им играться, ведь это была игрушка сестры. Мальчикам и так было чем играться, это девочкам нужен мишка.

Как Вы заработали свой первый миллион?

Дело в том, что у меня были очень большие расходы, они и сейчас большие. Но в какой-то момент доходы превысили расходы. И так накопился миллион. Это был период спекуляции, год 94-ый.

picture

Часто ли в студенчестве удавалось приезжать к родителям?

Реже, чем должен бы. Жалею о том, что не баловал их чаще, чем мог бы, и не все капризы исполнял, особенно в последние годы. У меня мама раньше ушла… И после — любой папин каприз исполнялся на все 100%. И детей научил своих этому. Говорил, мол, смотрите, когда ваш папа станет дурным и немощным, исполняйте его капризы.

Популярным трендом советского времени были посылки. Вам родители передавали?

С посылками была целая история. Когда мама уже жила в Израиле, она постоянно мне передавала передачи для «очень нужных людей», как она говорила. В обратную сторону тоже я постоянно отсылал. Например, валерьянку в Израиль передавал, возил для всего советского населения Раанана и Бат-Яма! Потом в валерьянке маме отказал. Ведь, по аргументам мамы, киевская стоила 4 шекеля, а израильская 30. Узнав об этом, я сказал, что готов всем, кто на валерьянке, выписать дотацию в 26 шекелей за каждый употребленный флакон, но возить не буду! Вещи от нее воняют ужасно.

Я один раз даже ограничил маму, а потом сказал, что запрет опять снять и можно передавать все, что угодно.

«Очень нужный человек» — это была регистраторша в больничной кассе. Она попросила маму передать передачу. Из Израиля всегда одно и то же передавали: кофе и шоколад. Самое загадочное, что из Киева в Израиль передали то же самое. Я возил посылки с кофе и шоколадом туда и обратно, но возил. [смеется]

А однажды мама в очередной раз передала кофе и шоколад. Она позвонила и сказала, что посылку мне нужно просто получить, и у меня ее заберут. Я забрал, завез на работу своему секретарю. Мне перезванивает секретарь и говорит, что звонила по телефону, который я ей передал, и там сказали: «Вам надо, вы и привозите!» Естественно, я попросил ее соединить и услышав в трубке: «Я никуда ехать не буду!» Я ответил, что напротив меня стоит мусорная корзина, и я с чувством выполненного долга выброшу эту передачу в нее. Человек мне говорит: «Не знаю, кто вы и что вы, но меня попросила моя мама отвезти посылку “очень нужным людям” в Житомир. Я посылаю туда машину. Но мне мама сказала, что ее должны для этого привезти в офис. Если мне не привезут в офис, я не пошлю машину». Я рассказал ему, что моя мама сказала, что у меня посылку должны забрать в моем офисе. Но раз уж вы посылаете машину в Житомир, то я честно пришлю эту «нужную» посылку вам в офис. Вот так «очень нужному человеку» передавали кофе и шоколад.

Вы многодетный отец. Какие ценности и жизненные принципы прививаете своим детям?

Практически ничего не поменялось: то же самое, что и мой отец вкладывал в меня, иногда мама. Я стараюсь им на собственном примере показывать, как ухаживать за старшими, чтоб потом быть досмотренным в старости. Разбираем жизненные случаи: когда надо так себя повести, а когда иначе.

picture

Вы отец-наставник? И как наказываете детей?

Да, я действительно отец-наставник. Не путать только с «наседкой». По поводу наказания, то что такое «наказание»? Я не наказываю. Не могу запретить, к примеру, детям выйти на улицу. Могу просто перестать делать что-то по отношению к ним. У меня дочь в юном подростковом возрасте «нарисовала», что влюбилась. А парень был «негодящимся». И не как партия для дочери, он был неуравновешенным, нес разрушение своими действиями. Вот тут пришлось очень жестко вмешаться.

Дочь прислушалась к Вам?

Ко мне невозможно не прислушаться. Я создаю такие условия, что выбор остается один…

…Ваш, он же и правильный?

Мой и правильный, конечно. [смеется]

Чем сейчас дети занимаются?

Самый старший сын оканчивает университет в Англии, сейчас пишет диплом. Работает, у него есть маленький свечной заводик. Он кальян делает для разных заведений. Сегодня вытесняет уже устоявшиеся бизнесы.

Вы подсказываете ему в бизнесе?

В бизнесе очень помогаю: и деньгами, и советами. Я одолжил и сыну, и дочке деньги с четким графиком возврата. Это как в анекдоте, когда папа перед смертью очень выгодно продал сыну часы. Так и я. [подчеркивает комичность займа] Пока все исполнили! Ведь я как даю? Ну, к примеру, даю 100 рублей и проговариваю, что нужно вернуть тогда-то. Если тогда не вернут, то кредитная линия закрыта навсегда.

Сыну сейчас помогаю еще чем? Я сказал, что он должен сделать лучший сервис в Киеве — и у него будут клиенты. Сын сделал. Теперь я звоню хозяевам заведений, просто прошу его выслушать и сравнить условия. Пока все успешно. Кроме этого, сын работает советником первого заместителя Министра инфраструктуры Украины. Он жил в Израиле, Москве и Лондоне. Но не видит себя вне Киева. Это единственный город, в котором он хочет жить.

picture

Это Ваше влияние или личный пример?

Я ему не говорил прямо, где хочу, чтоб он жил. Но своими действиями я подталкивал его к этому решению. Собственным примером. И у меня из детей никто не хочет уезжать из Украины.

Остальные трое наследников чем занимаются?

Средняя дочь оканчивает Нархоз киевский, и у нее тоже свой бизнес. Она уже пару лет работает и денег у меня не берет. У нее компания по экспресс-маникюру. В частности, она платит мне лично аренду больше, чем все остальные арендующие [речь идет о торговом центре, которым владеет Гарик — прим. Л.Л.]. У своих же неудобно попросить скидку? Все просят, а она — нет.

А младшие еще школьники. Третья дочь увлекается биологией, побеждает в олимпиадах. Видит себя только биологом.

Дети знают о своих еврейских корнях?

Галахически мои дети не евреи, ведь мама моей жены — украинка. Но они себя ощущают полностью евреями. Когда я ходил в синагогу — мы ходили в синагогу все вместе. Они на 100% идентифицируют себя как евреи. Проходить Гиюр мы не захотели, вместе решали этот вопрос. Для нашего внутреннего ощущения не имеет значения, прошли мы Гиюр или нет — нам все равно, кем нас считают окружающие, когда мы себя считаем частью народа. Этого нам более чем достаточно!

Ваша старшая дочь стала борцом за этичность в преподавании фашистской темы в ее школе. Что тогда произошло?

Эта история состоялась из-за наивности одного из учителей дочки. Школа действительно крутая, дорогая и на то время была хорошей. Плюс, мне надо было дать детям английский на уровне носителя. Никто этого не давал, кроме международных школ. И из двух возможных в Киеве я выбрал эту. Преподаватель в рамках урока по истории показывал силу пропаганды фашизма. Он ирландец и не учел, когда давал детям задание, что фашизм в этой стране — болезненная тема. Во многих семьях учеников кто-то погиб от рук фашистов, у меня родственники лежат в Бабьем Яру, и для нас вообще не приемлемо даже просто видеть свастику. Он об этом не подумал.

А после того, как я вежливо попросил убрать тему из предмета, мне сказали слова, после которых обратной дороги не было: «Здесь хозяева мы и условия ставим тоже мы. А вы или учитесь в этой школе, или уходите». Это как бы вызов, а я не люблю такие разговоры. Пришлось вмешаться: школа была в шаге от закрытия, митинги под ее стенами, с Лизой не здоровались, почти все ученики были против нас…

В сегодняшней украинской школе все бы были на стороне детей, а там все были на стороне школы. У многих тогда был выпускной год, а я поставил вопрос о закрытии школы. Соответственно, дети, которые проучились 11 лет, не попали бы в университет. По результату мне предложили компромисс: школу не закрываем, но из программы убираем все, что не нужно.

picture

Тема Холокоста действительно болезненная, но в последние 15 лет она стала предметом PR и манипуляции в нашей стране…

Смотрите, антисемитизмом очень удобно козырять, находить его в любых действиях. Тем более в Европе этого слова очень боятся.

Когда Вы узнали, что Бабий Яр — часть истории Вашей семьи?

Рассказали об этом, когда мне было уже лет 16, я сам тогда начал расспрашивать. Как позже мне объяснили, меня берегли. До этого мы ходили, носили цветочки. Все истории, связанные с Бабьим Яром, печальные. И мои родственники не стали исключением. Вся семья, в том числе и мой папа, должны были ехать в эвакуацию в Ташкент. У папы была младшая сестра. Она заболела перед выездом, температура была под сорок. Они решили, что папа уедет (ему было неполных двенадцать лет), а мама с сестрой поедут через неделю. Не успели…

Вы своим детям рассказали об этом раньше, чем Вам рассказывали?

Я считаю, что никогда не рано. Дочери тогда было лет 8, я взял ее в «Яд Вашем». Жена была против. Многому нас всех научил Бабий Яр, и мне кажется, что Израиль все сделал для того, чтоб Бабий Яр сегодня был невозможен. Не пойдут уже евреи добровольно на расстрел…

Что любит кушать Гарик, выросший на еврейской кухне? Готовите ли сами?

Я всеяден. Готовить очень люблю, но в последнее время это делаю крайне редко. Я готовлю сложные блюда авторства моей бабушки, я же у нее подглядывал все. Например, жаркое с лисичками. Бабушка научила, что, чем дольше оно готовится, тем вкуснее будет. Тушу только в чугунном казанке, никаких легких сплавов и современных покрытий. Это должен быть старый чугун, который продается на рынке. Там сначала тушится лук, на медленном огне больше часа, потом лисички.

«Если ты хочешь быстро сделать, пожарь себе яичницу», — говорила моя бабушка.

Приготовление жаркого у меня занимает практически пять часов. Долго продукты не раскладываю и не нарезаю — делаю все это быстро, так что у меня на кухне царит творческий беспорядок. Точно так же и с одеждой: когда прихожу домой, мой путь можно проследить по вещам, которые я снимаю на ходу.

picture

А на десерт чем еврейская бабушка внука баловала?

Готовила фантастический штрудель. Там тесто было настолько тонкое, что сквозь него можно было читать. Обязательно с густым вишневым вареньем. Штрудель получался таким твердым, что продавить его было невозможно. Или яблочный пирог. Яблоки обязательно должны быть в нем только кислые. Есть только два сорта, из которых она готовила: «Антоновка» и «Симиренко». То, что сейчас его делают и называют штрудель, бабушку бы огорчило — это просто яблочный пирог.

Я попробовал в синагоге Бродского наладить еврейскую кухню. Задача была какая? Дать работу еврейским женщинам, дать этот бизнес в руки сыну и дать евреям возможность вкусно кушать. Я пригласил еврейских женщин, большинство из них были достаточно взрослыми. Условия были такие: все продукты им покупают, за приготовление первого блюда им платят 50$, у победителей в номинациях будут заказывать потом по 50$ за его блюдо. У нас был ряд уже желающих «на вкусно покушать». И им заработок, и сыну заработок, и людям еда. К сожалению, идея провалилась: пришло много участниц, но такое наготовили, что этим стыдно торговать.

Вы много читаете, мастерски владеете письменной речью… Какая ваша любимая книга?

Пожалуй, «Золотой теленок». Там очень плотный юмор, каждое слово отточено. Когда плотный юмор, книга получается тяжеловесной, ее много потом нельзя читать. А эту можно! Я там постоянно нахожу что-то новое. После десятого где-то прочтения я нашел, как они игрались с фамилиями: при помощи одной буквы русские фамилии превращались в еврейские. Каждая фамилия в этой книге говорящая — Залкинд, Чалкинд, Палкинд, Малкинд и Кукушкинд.

picture

Сегодня Вы можете позволить себе помпезную жизнь в достатке. Но «золотым унитазам», как однажды признались, предпочитаете комфорт. Во многих своих интервью рассказываете, что не привередливы в быту. Но есть же вещи, которые Вам приносят удовольствие? Как говорят, «мелочь, а приятно»…

Есть вещи, которые я люблю. Для утреннего кофе есть любимые чашки. Они непропорционально ровные, выглядят, как уродцы, и в них жидкость медленно остывает. Я люблю горячий крепкий вкусный кофе.

Еще люблю запах свежего постельного белья. В среднем постельное белье меняют раз в неделю. Вот я и подумал, что если много работаю и так люблю этот запах, то почему я не могу позволить себе менять белье ежедневно? Теперь у меня каждый день свежее белье. И независимо от того, как прошел день, когда я ложусь, эта маленькая прихоть мне приносит радость.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю