Технологии24 Октября 2016, 09:36

Израильские ученые предложили решение проблемы синдрома смены часовых поясов

Согласно исследованиям ученых из Института имени Вейцмана, снижение уровня кислорода в организме может помочь решить проблему синдрома смены часовых поясов.

Исследование ученых Института, опубликованное 20 октября в журнале Cell Metabolism, показало, что кислород может играть ключевую роль в перезапуске биологических часов человека после того, как нарушается их синхронизация с окружающей средой. Согласно опубликованным данным, понижение или повышение уровня кислорода облегчает симптомы синдрома смены часовых поясов у мышей.

При перемещении из одного часового в другой многих людей страдают от усталости, бессонницы и головокружения. В частности, с нарушением работы биологических часов человека современные исследования связывают и такие заболевания, как ожирение и сахарный диабет.

«Биологические часы состоят из миллионов “часиков”, которые функционируют в каждой клетке. Мы хотели бы понять, что позволяет им взаимодействовать между собой, что заставляет их "тикать" в гармонии», — рассказали ученые из исследовательской группы профессора Гада Ашера отдела биомолекулярных наук Института.

Ученые смоделировали синдром смены часовых поясов у лабораторных мышей путем изменения времени их нахождения в свете и в темноте. «В ходе исследования мыши искусственно “перепрыгнули” на шесть часов вперед. Как если бы они перелетели из Израиля в дальневосточную страну», — заявили ученые.

Одну группу мышей подвергали воздействию разжиженного воздуха в течение нескольких часов, в то время как другую группу — контрольную — подвергали воздействию воздуха с постоянным уровнем кислорода. Мыши из первой группы страдали от синдрома смены часовых поясов в течение значительно более короткого периода, чем мыши из контрольной группы. «Мы снизили уровень кислорода в воздухе с 21 до 14 процентов. Это позволило сократить время стабилизации биологических часов мышей с восьми дней до пяти», — подчеркнули ученые. — «Мы показали, что кислород может влиять на координацию биологических часов».

Понимание того, как кислород влияет на работу биологических часов, поможет решить не только проблему синдрома смены часовых поясов, но и проблемы людей, страдающих от расстройств сна, сердечных, сосудистых и хронических легочных заболеваний. «Мы доказали, что кислород влияет на работу биологических часов млекопитающих, но было бы также чрезвычайно интересно проверить, может ли он регулировать работу биологических часов бактерий, растений, мух и других организмов», — сказал профессор Ашер.

«Если наш метод окажется эффективным, мы сможем внедрить его в жизнь, например, используя кислородные маски в самолетах», — резюмировал он.

Источник: haaretz.com