Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество08 Декабря 2017, 14:51

Еврейский след в деле Джека-потрошителя

Еврейский след в деле Джека-потрошителя
Трое из подозреваемых «Джеков-потрошителей»: Джон Пайзер, Джордж Чампан и Аарон Космински

Когда наступают тревожные времена, о толерантности могут забыть даже те, кто до этого ратовал за равенство и братство. В такие периоды вину за рост преступности, распространение болезней и увеличение трудовой конкуренции обычно перекладывают на «чужаков» — так проще жить. И если сейчас во всех бедах Европы принято винить сирийских беженцев и других мигрантов-мусульман, то в XIX-XX веках первыми подозреваемыми в любом темном деле становились евреи. Так произошло и в истории с поиском уайтчепельского маньяка — Джека-потрошителя.

Лондонские евреи: от интеграции к черте бедности

Вплоть до конца XIX века у лондонцев не было особых претензий к евреям, их больше волновали ирландцы. Жившие в столице Англии евреи интегрировались в общество и обладали широкими правами — могли проводить операции с недвижимостью, устраиваться на работу, вести торговлю и заключать браки за пределами своей общины.​

Ист-Энд в 1882 году

Когда в 1882 году напуганный убийством отца Александр III принял знаменитые контрреформы «О порядке приведения в действие правил о евреях» (более известные как «Майские правила»), из Российской империи начался исход евреев. Часть из них рассредоточилась по дальним уголкам континентальной Европы, часть — перебралась в Америку, а остальные осели на полпути, в Великобритании. Ряды еврейских эмигрантов пополнялись и благодаря переселенцам из Австрийской империи, которые бежали от призыва в армию. В результате этих миграций в 1901 году в Лондоне проживали 140 тысяч евреев, в три раза больше, чем в 1880-м.

Малоимущие переселенцы устраивали жизнь в бедных и часто опасных районах Лондона — например, в Ист-Энде. Они работали в два раза больше, чем местные жители, и просили за это в два раза меньше. Не удивительно, что такой перекос на рынке труда только подогревал антисемитские настроения.

Джон Пайзер — «Кожаный Фартук»?

Ист-Энд в общем и Уайтчепел в частности были неблагополучными районами с высоким уровнем преступности и низким уровнем жизни. Бедные, грязные трущобы, выбраться из которых живым и невредимым удавалось единицам, каждый месяц принимали новых мигрантов. Все больше женщин выходили на панель, чтобы выжить и прокормить семью.

Во второй половине 1888 года в Уайтчепеле была совершена серия убийств — некий мужчина, которого в прессе прозвали Джеком-потрошителем, убивал проституток. Почти все женщины, которые попадали на нож серийному душегубу, принадлежали к самому низшему классу своей профессии. Потрошитель выделялся постоянством в выборе жертв, аккуратностью действий и крайней кровожадностью — с места преступления он обычно прихватывал часть тела своей жертвы.

То, что он был маньяком, — факт, но был ли он евреем?

География убийств, совершенных Джеком-потрошителем

Среди основных подозреваемых полиция выделила двух польских евреев, одного поляка, одного русского и двух англичан, один из которых предположительно был гомосексуалистом. Может показаться, что этот перечень — манифест ксенофобии британских властей, но в Уайтчепеле жили в основном мигранты, и другим этот список вряд ли мог быть.

Завершив первый этап расследования, полиция пришла к выводу, что больше всего проститутки и обслуживающий персонал местных публичных домов жаловались на мужчину по прозвищу Кожаный Фартук. Если верить репортеру газеты Star, то более чем 50 проституток описали его следующим образом:

Ростом около 165 см, носит темное кепи, коренастый, с необыкновенно толстой шеей и черными, коротко стриженными волосами. Ему где-то 38-40 лет, у него маленькие черные усики, придающие ему зловещий вид, маленькие, блестящие глаза и вечная ухмылка, которая только отталкивает.

Джон Пайзер, обувщик с еврейскими корнями, уже имевший неприятности с полицией, полностью подходил под это описание. Как и большинство ремесленников-евреев, он носил кожаный фартук и, конечно, пользовался кожевническим ножом для работы. Что до внешности, то East London Observer предоставил читателям такой образ Пайзера:

...тонкие губы придают его выражению лица сардонический оттенок, который усиливается благодаря свисающим темным усам и бакенбардам.

Джон
Пайзер

Информация быстро просочилась в газеты. Журналисты дали подробный портрет убийцы и его кличку — «Кожаный фартук». Согласно одним сведениям, Пайзер узнал себя в описании и скрылся, согласно другим — его не могли найти сразу, так как он в то время был без работы и ночевал, где придется.

Через несколько дней Пайзера нашли, но у него оказалось твердое алиби: в ночь убийства Мэри Эн Николз он говорил с полицейским о пожаре в доках, на который вышел посмотреть, а потом устроился на ночлег в меблированных комнатах.

Возможно о Пайзере бы забыли, но на протяжении всего расследования не было никого, кого подозревали больше, чем мифического Кожаного Фартука. И никого, кто подходил бы под описание Кожаного Фартука больше, чем Джон Пайзер. После подтверждения алиби Пфайзер получил не только извинения, но и компенсацию от газет за нелестные описания и намеки на его причастность к делу. 

Уайтчепельские дамы в 1880-х, twitter.com/whoresofyore

Неустановленная личность

Уже никто и никогда достоверно не узнает, кем был Джек-потрошитель. Эта история до сих будоражит воображение, потому что в свое время благодаря газетчикам она получила куда более широкую огласку, чем остальные криминальные случаи.

В 1898 году в Англии и Уэльсе было совершено 82 426 преступлений, из них 328 убийств и 1732 изнасилований. Государственное агентство, которое предоставляет эти данные, на каждом листе статистики просит учитывать, что информация может быть неточной. В то время люди — особенно бедняки и женщины — редко обращались в полицию, а учет не был систематизирован. Вместе с тем, даже если взять в расчет только эти цифры, понятно, что убийство пяти женщин легкого поведения не могло остаться приоритетом для стражей порядка надолго. В связи с отсутствием дополнительных улик и реальных подозреваемых громкое дело закрыли.

Аарон Космински

В 2014 году ученый Яри Лохелайнен заявил, что благодаря анализу ДНК, проведенному с использованием шали, которую нашли на месте убийства Кэтрин Эддоуз, он якобы смог подтвердить вину одного из подозреваемых — еврея Аарона Космински, парикмахера. Космински вместе с семьей бежал от растущих антисемитских настроений из Польши и поселился с семьей в Уайтчепеле.

Когда Лохейлайнен обанродовал свои выводы, блогеры с австралийского сайта casebook.org, многие из которых — криминалисты, отметили, что ученый мог допустить «номенклатурную ошибку». Позже это подтвердил профессор Сэр Алек Джефри, изобретатель геномной дактилоскопии. Они утверждают: на основе анализа, сделанного Лохелайненом, нельзя сделать вывод о причастии Аарона Космински к убийству Кэтрин Эддоуз. Значит, нельзя считать его Джеком-потрошителем.

Пока ученые выясняют, кто прав, загадка остается неразгаданной.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю