Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество31 Декабря 2017, 08:02

Гривна, герб и ковры Василия Кричевского

Гривна, герб и ковры Василия Кричевского

145 лет назад, 31 декабря 1872 года, родился Василий Кричевский

Весной 1918 года Центральная Рада УНР утвердила эскизы первых бумажных гривен, которые по иронии судьбы пережили саму Раду и оставались в обращении до советской денежной реформы 1922–1924 годов. Эти банкноты считаются шедеврами художников-основателей украинской графики — Василия Кричевского и Георгия Нарбута.

Макет первых купюр номиналом в две гривны спроектировал сын крещеного еврея из Ворожбы и один из основателей Украинской академии искусств Василий Кричевский. В их оформлении он задействовал элементы наивного орнамента и построил композицию вокруг мифологического Древа жизни, расположенного строго по центру лицевой стороны банкноты, что делало ее симметричной. Тыльную сторону покрывала декоративная сетка, напоминающая архаичные узоры на писанках. Кричевский часто обращался к народным образам и считал, что орнамент наделен абстрактной экспрессивной силой, подобной силе музыки.

Для молодой Украинской Народной Республики по личному поручению Михаила Грушевского Кричевский разработал дизайн Большого и Малого герба, государственной печати и бланков ратификационных грамот. Груз ответственности не мешал Кричевскому творить — герб он создавал ровно с такой же профессиональной легкостью, как и «негосударственные» работы. Растительный орнамент, ромбы и треугольники символизировали молодое государство, укорененное в народных традициях, а геральдический трезубец Владимира Великого указывал на богатое историческое прошлое.

Работа над гербом и купюрами вернула художника к жизни после трагических событий. 24 января 1918 года в Киев вошли отряды большевиков, и уже на следующий день город начали обстреливать с бронепоезда. В первую очередь пострадали здания, расположенные недалеко от железной дороги, — среди них был и особняк Михаила Грушевского, где тогда жил и Кричевский. Он едва успел вынести из-под обстрела дочку, которой едва исполнился месяц. Но в огне погибло все, над чем художник работал в дореволюционные годы, — около трех сотен картин, проекты зданий и исследования народного творчества.

Болезненный мальчик с большим талантом  

Василий Кричевский вырос в семье фельдшера еврейского происхождения и поступил в Харьковское техническое училище. Во время учебы он заболел и не мог посещать занятия. Чтобы как-то занять себя, он начал срисовывать архитектурные композиции из журналов. Так обнаружились его способности к проектированию — у мальчика стали заказывать чертежи сановники из городской управы. Правда, его работы они подписывали своими именами.

Когда Кричевскому было 15 лет, под свое творческое крыло его взял именитый архитектор Сергей Загоскин, который тогда работал в Харькове. Он принял парня в свою семью, дал профильное образование и познакомил с выдающимися культурными деятелями того времени.

С 1892 года Василий работал помощником харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля, а в 1903 году выиграл конкурс на проектирование дома полтавского земства. С этого здания начался украинский модерн — оригинальный архитектурный стиль, основанный Кричевским.

Художник киевской элиты

К 1906 году Василий Кричевский уже перебрался в Киев и быстро заработал профессиональный авторитет. Он был нарасхват. К архитектору-новатору обратился историк и будущий 1-й председатель Центральной Рады УНР Михаил Грушевский — оформить в украинском стиле фасад его дома на улице Паньковской. Режиссер Николай Садовский позвал художника в свой театр создавать декорации для спектаклей, а промышленник и коллекционер предметов искусства Богдан Ханенко заказал у него эскизы ковров на украинские народные темы.

Все, за что брался Кричевский, становилось новым словом в искусстве. Он завоевал славу первопроходца в украинской книжной графике, отказавшись от традиционных обложек с картинками, связанными в композицию. В 1911 году в его оформлении вышла «Иллюстрированная история Украины» Грушевского.

От театра Кричевский перешел к кинематографу, работал над художественной постановкой фильмов Одесской киностудии — с его участием делали картины «Тарас Шевченко», «Звенигора» и «Назар Стодоля». Все больше времени он уделял преподаванию в Украинской академии искусств, в основании которой участвовал лично.

Закат Кричевского

Благодаря активной работе Василия Кричевского украинская визуальная культура развивалась в ногу со временем даже в сложный исторический период, когда искусство едва успевало за переменами в обществе. Его сыновья Василий и Николай нарушили «закон» о бестолковых детях гениев и продолжили семейное дело в области живописи, графики и декоративного мастерства.

В начале Второй мировой Кричевский некоторое время находился в оккупированном Киеве, но в 1943 году вместе с семьей оставил столицу. Сначала он перебрался во Львов, где работал ректором Высшей художественной студии, а потом — в Германию и Париж, к сыну от первого брака. В 1948 году вместе со второй женой Кричевский эмигрировал в Каракас, где жила их общая дочь. Через четыре года после переезда на другой край мира великий украинский график умер.

Период развития украинского изобразительного искусства с конца 1890-х по начало 1950-х можно смело называть «полувеком Василия Кричевского».

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю