Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество24 Октября 2017, 17:42

Иосиф Каракис: маэстро украинского конструктивизма

Иосиф Каракис: маэстро украинского конструктивизма

В 20-е годы прошлого века в мировой архитектуре произошли глобальные изменения. Это время стало концом «классических» стилей, сменявших друг друга на протяжении 18 столетий. Последний «большой» стиль — модерн, или ар-нуво — продержался всего 20 лет, в отличие от готики, которая держалась нескольких веков.

Мир требовал перемен, и они пришли с архитектурой модернизма. Новый стиль категорически отрицал все принципы «классических» предшественников. Никакой декоративной насыщенности, колонн, скульптур и прочих завитушек — только строгая рациональность и соответствие формы функциональному предназначению.

Архитектура перестала быть «музыкой, застывшей в камне» и сосредоточилась на одной-единственной функции — обеспечении потребностей человека.

Началом новой эпохи в архитектуре можно считать основание школы Баухаус в Германии в 1919 году. Идеи Баухауса заключались в том, что все промышленные товары должны быть удобными, недорогими и удовлетворять массовые потребности населения. Эти идеи были перенесены и в область архитектуры.

Вскоре новое направление начало доминировать и в зодчестве других стран Европы, приобретя известность как «европейский функционализм». В СССР модернизм разделился на 2 направления: рационализм и конструктивизм. Появившийся первым рационализм не получил широкого распространения, и основным архитектурным стилем в Союзе вплоть до середины 30-х годов стал конструктивизм.

Большинство первых конструктивистов отсутствие украшений понимали буквально. Проектируя здания, они не задавались вопросом, как оно воспринимается со стороны — это казалось неважным. Один из главных идеологов модернизма Людвиг Мис ван дер Роэ говорил об архитектурных деталях: «Меньше — значит больше». Простыми и лаконичными формами придать объекту яркую выразительность умели немногие.

Пионером такого подхода в СССР стал киевский архитектор Иосиф Юльевич Каракис. Он оказал такое влияние на советскую архитектуру, что многие специалисты выделили стиль Каракиса в отдельную подкатегорию — «украинский конструктивизм».

«Сахарный» наследник и агитхудожник

Иосиф Каракис родился 29 мая 1902 года в еврейском местечке Балта — центре Балтского уезда Подольской губернии, сейчас это районный центр в Одесской области. Его отец был совладельцем сахарного завода в другом местечке — Турбове под Винницей. Иосиф учился в Винницком реальном училище, откуда в 1919 году ушел на два года добровольцем в Красную Армию.

Семья Каракиса в Балте, 1911 год. Иосиф — в центре первого ряда

Свою творческую натуру Каракис планировал реализовать в художественной сфере. Еще до армии он работал художником-декоратором в Винницком театре, после года на фронте служил художником агитпоезда при штабе армии, а затем устроился в Винницкий губернский комитет политического просвещения, тоже художником.

В 1922 году Иосиф предпринял попытку переквалифицироваться — и поступил в Институт народного хозяйства на юридический факультет. Но уже через год ностальгия по любимому делу заставила его бросить юриспруденцию и поступить в Киевский художественный институт на факультет живописи. Одним из преподавателей Каракиса был известный еврейский архитектор Яков Штейнберг, который и переубедил своего студента перевестись на архитектурный факультет.

Архитектор Красной армии — в кожаном пальто

В 1929 Каракис закончил обучение и принимал участие в разработке нескольких проектов под руководством более опытных коллег. В 1931 году его вновь призвали в армию — но теперь на должность инженера-архитектора в Украинский военный округ. Параллельно Каракис работает в Киевском инженерно-строительном институте.

В том же 1931 году 29-летний Каракис создал свое первое грандиозное сооружение, вошедшее в каноны архитектуры — Дом Красной Армии и Флота в Киеве. Здание за много лет не изменило своего назначения, сейчас оно является Центральным Домом Офицеров ВСУ.

В 1934 году Каракис получил премию от командующего округом Ионы Якира. Сегодня такая запись в трудовой книжке вызвала бы улыбку: «Премирован кожаным пальто за активное участие в проектировании и строительстве нового Дома Красной Армии и Флота».

Дом Красной Армии и Флота, 1934 год. Фото: belvol.livejournal.com

«Динамо» Каракиса

В 1934 году в Киеве появляется довольно необычный для своего времени объект — ресторан «Динамо». Построенное по проекту Иосифа Каракиса здание впоследствии признали памятником архитектуры, но для самого архитектора оно едва не стало последним.

Вопреки предупреждению Иосифа Юльевича строители внесли изменения в конструкцию перекрытия. Из-за этих «доделок» во время банкета, на котором присутствовали офицеры с большими звездами на погонах, с потолка начала сыпаться штукатурка. Каракиса арестовали в ту же ночь. Спасла его написанная во время строительства докладная записка с протестом против вносимого изменения. А еще — личное вмешательство командарма Якира.

Ресторан «Динамо». Фото: faqindecor.com

Самый громкий архитектор Киева

В 1934 году Киев стал столицей УССР. В городе развернулось широкомасштабное строительство, которое кипело вплоть до начала войны.

Каракис оказался в нужное время на нужном месте. Он стал самым известным и продуктивным архитектором Киева, множество его объектов — настоящие произведения искусства — получили статус архитектурных памятников. Параллельно Иосиф Юльевич преподавал в КИСИ и пользовался огромным уважением у коллег и студентов.

Перед войной архитектор разработал необычный проект жилых домов — галерейного типа. При строительстве этих зданий получалось экономить до 15% средств. В новых домах Каракиса в квартиры входили через открытую галерею, а не как обычно — через подъезд, а лестницы располагались в торцах. В сороковых галерейные жилые здания появились в Киеве, а в пятидесятых два таких дома построили в Днепропетровске и, скорее всего, не только там.

Дом галерейного типа в Днепре

Во время войны Каракис работал в Узбекистане. С 1942 по 1944 годы он руководил строительством Фархадской ГЭС — крупнейшей в республике и одной из самых значительных в Советском Союзе. Здесь же Каракис разрабатывал проекты жилых городков для депортированных из Крыма татар.

Почтовая марка с изображением Фархадской ГЭС

В 1944 архитектор вернулся в Киев. Он работал в институте Гипроград, а в 1948 году стал руководителем сектора Института художественной промышленности Академии архитектуры УССР и продолжал преподавать в КИСИ.

Безродный космополит

Еще до войны изменения государственной политики в области архитектуры вынудили Иосифа Каракиса отказаться от нестандартного конструктивизма в пользу вычурной сталинской неоклассики. Но и в новых проектах он реализовывал свой огромный творческий потенциал.

Несмотря на поднявшуюся волну гонений на «безродных космополитов», до поры до времени еврея Каракиса не трогали. Но в 1951 году пришел и его черед. Формальным поводом послужило роскошное здание гостиницы «Украина», которое по проекту Каракиса построили в Луганске.

Гостиница «Украина», Луганск

В этом проекте архитектор умело соединил ампир, конструктивизм и украинский модерн, который никогда не был в чести у властей — как имперских, так и советских. Именно модерновый орнамент послужил причиной обвинения Иосифа Юльевича в украинском буржуазном национализме, а вскоре подоспело стандартное и привычное — в космополитизме.

Трудно сказать, что было прекраснее — обвинение еврея в украинском национализме или обвинение националиста в космополитизме. Но логика никогда не была сильной стороной партийных работников, которым показали жертву и дали команду «фас!». Самому Каракису было, естественно, не до смеха — дело явственно пахло Колымой. Но обошлось.

Из Института художественной промышленности опального архитектора Каракиса все-таки уволили, а на другую работу его никто брать не рисковал. Семья Каракиса осталась без средств к существованию. В этой тяжелой ситуации помог председатель правления Союза Архитекторов УССР Григорий Головко. Он предложил Каракису на дому разрабатывать проекты станций метро, которые... потом выдавал за свои. Кое-какие деньги архитектор за это получал и, что самое главное, делал любимое дело. Все бы ничего, но позже выяснилось, что именно Головко принадлежала идея назначить Каракиса «космополитом» во время чистки в институте.

Возвращение из тени

В 1952 году руководство киевского Гипрограда — одного из ведущих научно-исследовательских и проектных институтов в сфере планировки территорий в Украине — все же решается пригласить Каракиса на работу. Опала несколько ослабла, чему поспособствовал новый командующий Киевским военным округом генерал Андрей Гречко. Но все же о прошлых масштабах пришлось забыть. Архитектор сосредоточился на проектировании не менее важных, но не таких видных объектов — школ и детских садов.

Через два месяца после смерти Сталина о талантливом архитекторе, естественно, быстро вспомнили. Поступило несколько предложений, но Каракис не захотел уезжать из Киева и остался в Гипрограде.

С 1963 года Каракис становится руководителем отдела проектирования школьных зданий в новосозданном Киевском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования.

Кроме основного направления, архитектор разрабатывал и другие проекты, связанные с Киевом, который уже стал для него родным — он проектировал застройки жилых массивов Русановки, Оболони и других районов. Многие из них так и остались нереализованными, в том числе и проект мемориала в Бабьем Яру, который Каракис разработал совместно с известным еврейским художником Зиновием Толкачевым.

Архитектор Иосиф Каракис. Фото: artukraine.com.ua

Вплоть до конца своей активной трудовой деятельности Иосиф Юльевич совершенствовал проекты школ. Только до его ухода на пенсию в 1976 году в СССР по проектам Каракиса построили более 4000 школьных зданий, а по некоторым типовым проектам школы строят и сегодня.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю