Город
Время
Закат
Праздники
Календарь
Календарь
menu

Казачий Хмель и еврейская боль

На территории современной Украины евреи живут около двух тысяч лет. В течение этого долгого периода во взаимоотношениях евреев с другими народами на этих землях было много как больших радостей, так и кровавых горестей.

Первыми письменными свидетельствами о евреях Украины считаются еврейские надписи на греческом языке в Пантикопее (современная Керчь), сделанные в IV веке до нашей эры. Среди других артефактов — тексты, описывающие еврейские общины греческих колоний в Крыму и на северо-восточном побережье Черного моря.

Уже после завоевания Хазарии князем Святославом Игоревичем многочисленной стала и еврейская община Киева. Первые упоминания о ней в так называемом «Киевском письме» датируются Х веком нашей эры. Вплоть до начала ХХ века еврейская община столицы стабильно росла, но отношения украинского и еврейского народов не всегда были мирными. На фоне в целом добрососедского сосуществования случались и кровавые погромы, а взаимное уважение представителей интеллигенции обеих наций не всегда находило понимание у людей попроще. Но даже в этих обстоятельствах нередкими были случаи проявления человечности и искренней доброты, когда местные украинские жители не позволяли погромщикам заходить в еврейские кварталы своих городов.

Когда Украина стала независимой, еврейская жизнь вновь начала набирать обороты. Появились первые еврейские школы, газеты и театры, общинам вернули несколько зданий синагог и потерянные свитки Торы. Начало развиваться и межнациональное сотрудничество, программы культурного обмена и развития толерантности.

Но на фоне внешнего благополучия проявления антисемитизма стали случаться все чаще. В начале 2017 года нардеп Савченко в прямом эфире рассказывает о «не украинской» власти, намекая на недоказанное еврейское происхождение действующего президента, в октябре 2016 года в Житомире убили раввина. Акты вандализма по отношению к еврейским объектам постоянно происходят в разных городах.

Редакция JewishNews подготовила цикл материалов, посвященных значительным проявлениям антисемитизма на территории Украины за весь период проживания еврейского народа на этих землях. Наша цель — не спровоцировать новую волну противостояния, а рассказать читателю, не знакомому с этой темой и историческим контекстом украинско-еврейских отношений, о том, какими непростыми на самом деле они были и есть.

Жизнеутверждающие примеры взаимоотношений украинского и еврейского народом собраны в цикле «10 фактов о евреях...» разных городов Украины, а в этой серии статей мы поговорим о сложностях.

Гзерот Тах

«И было в 5408 г. (1648) в шестнадцатый год царствования короля Владислава, и был казак в городе Чигирине по имени Хмель (да сотрется его имя) — по-русски, а по-польски Хмельницкий (да сотрется его имя). Он был из казачьих сотников, и, имея многочисленные стада, он был прославлен своим богатством, был он человек умный, но с умом, направленным на злое; предприимчивый хитрец и отважный воин. А жительствовал он в Чигирине, принадлежащем гетману Конецпольскому».

Натан Ганновер (1610-1663), «Пучина Бездонная»

По разным оценкам, численность еврейского населения на землях, населенных украинцами, к концу XVI века составляла от 15-30 тысяч человек. По инициативе винницкого князя Островского евреям разрешают селится в Брацлаве, Баре и Виннице. Люблинская уния, разделившая часть украинских земель на многочисленные имения различных магнатов, создала условия для увеличения численности евреев, которые переселялись на территории современных Черкасской, Черниговской, Полтавской и Сумской областей. К началу XVII века на украинских землях появились немногочисленные сефарды из Османской империи и Италии, продолжается миграция ашкеназских евреев из Западной Европы.

Основным занятием местных евреев со временем становится арендная деятельность, откуп налогов и продажа продуктов питания. Иметь частную собственность евреи не могли, но при этом размер арендованного хозяйства мог доходить до нескольких «магнатских» сел. Большую часть прибыли евреи передавали польским землевладельцам, но, поскольку жители такого села подчинялись арендатору, это регулярно приводило к конфликтам и способствовало росту социального напряжения.

В этот же период происходит очередной накал в отношениях украинцев и евреев. Достаточно вспомнить печально известный львовский погром в 1576 году после «Кровавого навета» монахов-иезуитов. В период с 1591 по 1596 реестровые казаки под руководством Наливайка и Косинского громят еврейские общины Подолии. Погромы продолжаются и в следующем веке, а уничтожение евреев становится одной из целей казацких отрядов Бута и Федоровича.

Евреи включались в «откупную» систему в качестве управляющих, сборщиков налогов, скупщиков, что позволило им расселиться по всей территории Украины, а численность еврейского населения к середине XVII века выросла вдвое. И тут произошли события, вошедшие в еврейскую национальную память под названием «Гзерот Тах» («Господни Кары») — восстание Хмельницкого против польских шляхтичей, которое сопровождалось многочисленными еврейскими погромами.

Само восстание Хмельницкого длилось шесть лет, с 1648 по 1654 год, но самые большие потери еврейское население Украины понесло весной и летом 1948 года. В начале мая казаки Хмельницкого вместе совместно с татарскими отрядами успешно сражаются против польских войск, победив их под Желтыми Водами и Корсунем. Еврейские и польские общины занятых казаками городов практически полностью истреблялись. Выживших евреев отправляли в рабство в Османскую империю, откуда их потом выкупали общины Западной Европы. Община Белой Церкви, пережившая за последние пятьдесят лет несколько нападений, включая кровавый погром 1621 года, в середине мая эвакуируется в укрепленные города Полонное и Староконстантинов современной Хмельницкой области, следуя примеру общин Чуднова, Любара и Паволочи. 16 мая казаки и татары захватили Богуслав, Ракитное и Белую Церковь, продолжая убивать и вывозить в рабство евреев. Жители Тетиева и Бузовки добровольно сдались татарам в конце мая, чтобы избежать гибели, но и это не уберегло от казней стариков, женщин и детей, которых было сложнее продавать на рабских рынках.

31 мая отряд Хмельницкого входит в Немиров, выдав себя за польский. Начинается погром, в котором гибнет несколько тысяч евреев. Именно этот день дал название всему периоду восстания Хмельницкого — 20 сивана объявили днем поминовения жертв Гзерот Тах. Убийства сопровождались невероятной жестокостью и садизмом. Кровавую судьбу общины Немирова повторили еврейские жители Тульчина, Мурафы, Красного, Жашкова, Умани, Ямполя, Могилева, Верховки, Заславля и Острога. Но части еврейских общин укрепленных городов удалось спастись — отряды Хмельницкого и татар так и не смогли взять Львов, Броды, Каменец-Подольский, Бучач, Белз, Ковель и Пшемисль.

«И много святых общин, расположенных невдалеке от мест сражения и не могших спастись бегством, как то св. община Переяслав, св. община Борисовка, св. община Пирятин, св. община Борисполь, св. община Лубны, св. община Лохвица с прилегающими, погибли смертью мучеников от различнейших жесточайших и тяжких способов убиения: у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых — после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение. А многих татары увели в плен; женщин и девушек насиловали; овладевали женщинами на глазах их мужей, девушек и красивых женщин брали в служанки и поварихи, а иных в жены и наложницы. Так они поступали во всех местах, куда приходили; и то же самое делали с поляками, в особенности с ксендзами. И было убито в Заднепровье много тысяч евреев, а несколько сот их было принуждено изменить вере. Библейские свитки рвали на клочья и делали из них мешки и обувь; а ремнями для тефилин подвязывали сапоги, покрышки же их выбрасывали на улицу; священными книгами мостили улицы или изготовляли из них пыжы для ружей».

Натан Ганновер, свидетель погромов Хмельницкого, «Пучина Бездонная»

В ноябре отряды Хмельницкого вернулись в приднепровские районы. В 1649 году военные действия возобновились, но уже практически не сопровождались истреблением еврейского населения — почти все евреи, пережившие весну и лето прошлого года, эвакуировались на земли Литвы и Молдовы, внутренние районы Польши и страны Западной Европы. Евреи остались лишь в отдаленных западных регионах страны, куда войско Хмельницкого попросту не дошло, и в тех городах, которые сумели защитить себя.

 

После поражения Хмельницкого под Берестечком в 1651 году и подписания «Белоцерковского мира» евреи вновь получили право селиться на территории «гетьманата» Хмельницкого, значительно уменьшившегося по сравнению с показателями 1648 года. В январе 1654 года Хмельницкий подписывает «Переяславский договор» о присоединении Украины к Московскому государству и присягает царю, что придает конфликту новое развитие. Войска Московии вместе с казаками захватывают Смоленск, Витебск и Полоцк, где тоже прокатываются еврейские погромы.

По данным израильского историка Шмуэля Эттингера, на момент восстания Хмельницкого в Украине проживало минимум 51 тысяча евреев. Когда война завершилась, в живых оставалось около 15 тысяч. Многие еврейские общины восприняли кровавые события 1648-1649 годов как признак начала времен искупления, скорого прихода мессии, что в дальнейшем способствовало массовому распространению идей лже-мессианства Шабтая Цви и Якова Франка.

Братья из Америки разыскали женщину, спасшую их от Освенцима

Об ирландке, спасшей 200 детей в годы Холокоста, сняли документальный фильм с закадровым голосом Вайноны Райдер

Израильские пограничники пропустили сириек с больными детьми

Группу женщин с 23 детьми пропустили через границу и отвезли в больницу в ближайшем городе

Архитекторы узнали синагогу в жилом доме в Виннице

Синагогу в еврейском квартале перестроили под жилой дом в конце 1930-х годов