Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин29 Декабря 2017, 12:59

Итоги JewishNews: 10 цитат из интервью духовных лидеров в 2017 году

Итоги JewishNews: 10 цитат из интервью духовных лидеров в 2017 году

У историй, которые рассказывают раввины и еврейские общественные деятели Украины, есть общий мотив: и тем, и другим в 1990-х пришлось возрождать еврейскую жизнь практически на пустом месте. В Украине, которая только-только обрела независимость, раввинам взяться было неоткуда, а уцелевшие синагоги десятилетиями выполняли функции клубов или даже складов. Кое-где существовали подпольные еврейские собрания, на которых читали Тору, учили иврит и даже ставили хупу, — но все это было искрами, которые никак не могли бы разжечь пламя.

Поэтому, когда занавес рухнул, в некогда крупнейшие центры еврейской жизни приехали посланники Хабада и других течений иудаизма, при поддержке международных фондов появились местные еврейские организации, началась научная работа, закипела культурная жизнь.

Редакция JewishNews собрала цитаты из интервью видных еврейских лидеров, с которыми нам посчастливилось поговорить в уходящем году. Если пропустили полные тексты — переходите по ссылкам, там много о важном.​


Читайте также Итоги JewishNews: 12 главных интервью 2017 года

 

Когда мы приехали в Днепр, евреи города нас боялись

Шмуэль Каминецкий, главный раввин Днепра:

Недавно были опубликованы цифры, которые говорят о том, что количество евреев в мире все еще меньше, чем до Шоа. При этом вокруг нас живет очень много людей, которые не позиционируют себя как евреи — дети евреев, внуки евреев. Эти люди — часть нашего народа. Наша главная цель как общины — вернуть этих евреев в народ, сделать так, чтобы они гордились своим происхождением. В Украине таких людей около 400 тысяч.

Община — не компания, которая предоставляет еврейские услуги

Пинхас Вышедски, главный раввин Донецка:

Меня спрашивали, как изменилась жизнь общины. Есть одно изменение: можно сказать, что именно в непростые для себя времена евреи стараются еще лучше понять законы Торы, изучать ее, исполнять заповеди и стать лучшими евреями, чем раньше. Это происходит и в жизни еврейской общины Донбасса. Намного больше людей стали активней в еврейской жизни, намного больше людей сделали брит-милу, стало намного больше свадеб в общине, намного больше людей посещают синагогу в каждый Шаббат.

Почему евреи страдают больше всех? Потому что мы тут дольше всех.

Мордехай Шломо Болд, главный раввин Львова:

Большой грех считать, что в тебя не верят или что тебя не уважают, особенно близкие. Когда родители дают своему ребенку все, а он этого не ценит, им становится очень больно. Для Бога не существует плохих или хороших евреев. Бог любит нас независимо от того, что мы делаем. Он любит нас за то, что мы есть. Его любовь — безусловна, человек вообще не влияет на это.

Главное прийти в синагогу и начать с малого

 

Мойше Москович, главный раввин Харькова:

Мы живем в демократической Украине, люди могут свободно исповедовать иудаизм, ходить в синагогу и кушать вкусные кошерные продукты. Ничего этого не было, когда мы с женой приехали сюда. Конечно, сейчас в стране идет война, и это влияет и на нас, но наша община здесь и открыта для евреев.

Реформисты и ортодоксы обречены жить вместе

Григорий Котляр, первый репатриант из бывшего СССР, получивший звание реформистского раввина в Израиле:

Мы ни в коем случае не боремся с ортодоксальным иудаизмом. Мы плюралисты, то есть верим в то, что есть много разных путей быть евреем — ортодоксальный, реформистский, консервативный, светский и то, что между ними. Мы стремимся к тому, чтобы все эти пути были в равной степени легитимными в еврейском народе. Ортодоксальные же коллеги считают, что есть единственный верный путь к Богу — их собственный, и всеми силами стремятся сохранить свою монополию на правильное понимание иудаизма. В этом основная суть конфликта, все остальное проистекает из этого.

Почему Машиах еще не пришел? 

Менахем Яглом, специалист по еврейским классическим текстам:

ХХ век научил нас банальности всего сущего. Величайшее зло творится совершенно обыденно, не менее банально выглядит и добро. А в новом тысячелетии, похоже, грань между добром и злом совсем размылась. Непримиримую борьбу между собой ведут лишь «бобро» и «козло», но и то, и другое равно малосимпатично. Даже понятия «истина» и «ложь» все более обессмысливаются, их место надежно занял «информационный повод». Похоже, не меньшей банальностью стал и апокалипсис; даже если Машиах пришел вчера, нам не сказали об этом по телевизору, а, выглянув из окна, мы не заметили ничего, кроме городского смога.

Тюрьма — не иешива, там тебя никто не учит 

Рав Йосеф Менделевич, советский отказник, в 1970 году участвовал в попытке угона самолета:

Украинский националист, когда мы сидели вместе в карцере, говорил мне: «Мы не знаем, получится ли у нас сделать Украину независимой. Но мы сравниваем себя с вами, мы знаем, что у вас не было своего государства две тысячи лет. Сегодня оно есть — как символ и пример того, что мы этого можем добиться».

Любой, кто называет себя еврейским лидером Украины, нелегитимен

Аркадий Монастырский (27 марта 1961—15 октября 2017, Киев), президент Еврейского форума Украины, председатель Правления Еврейского фонда Украины, общественный деятель:

По статистике, проявлений антисемитизма не стало больше. С другой стороны, нарастает бытовой антисемитизм. Одно время я слушал прямые эфиры радиостанций, люди звонили туда и говорили достаточно антисемитские вещи. Многие недовольны экономическим положением в стране. Фамилия нашего премьера — Гройсман. Люди не очень образованные будут склонны связывать это самое экономическое положение с якобы еврейской властью страны.

Украина — первая страна на постсоветском пространстве, где Холокост изучают в школе

Игорь Щупак, украинский историк, директор Украинского института изучения Холокоста «Ткума»:

Если мы не будем учить уроки истории, мир станет еще хуже, чем он есть. Главный урок, на мой взгляд — чужой боли не бывает. Евреи знают, что Холокост — трагедия, и это важно. Но еще важнее, чтобы это осознали украинцы, русские, поляки и так далее. Евреи, в свою очередь, должны осознать ужас Голодомора, должны знать о депортации крымских татар.

Когда мы убирали в старой синагоге, местные смотрели на нас, как на инопланетян

Александр Назар, руководитель Общества еврейской культуры Львова, глава Львовского волонтерского центра при Хэсед-Арье:

Мы работаем не только с кладбищами, этим направлением занимается несколько организаций. Проект «Дорога памяти» создан для популяризации посещения небольших городков: мы убираем там, приводим кладбища и синагоги в порядок. Наша главная идея и цель — привлечение внимания местного населения. Мы продолжаем работать на месте, если видим готовность жителей этих городков помогать. Гораздо проще работать с еврейским наследием маленьких городков, чем во Львове. Там можно сделать больше, сразу попасть к мэру и обо всем договориться.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю