Насколько эффективен «мозговой штурм»? - Jewish News
Время
Закат
Календарь
Календарь

Насколько эффективен «мозговой штурм»?

Бурное обсуждение бизнес-плана и командное генерирование идей - «мозговой штурм» считается эффективным инструментом поиска решений и новых стратегий развития в разных компаниях и сообществах. Однако не всегда это так.
Насколько эффективен «мозговой штурм»?

Разберём «подводные камни» и узнаем, как использовать метод «мозгового штурма» наиболее эффективно.

Понятие «мозговой штурм» изобрёл в 1953 американский журналист Алекс Осборн, учредитель рекламного агентства. Для того, чтобы генерировать и развивать творческие идеи, он решил собирать сотрудников вместе, чтобы за оживлённой беседой они разрабатывали новые креативные стратегии. Осборн утверждал: «Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество». Это, несомненно, выглядит логичным - чем больше идей, тем выше вероятность, что часть из них подойдут для решения того или иного вопроса.

В 1980-х годах многие исследователи задались вопросом, как работает «мозговой штурм»: какое количество человек в обсуждении наиболее эффективно, какие правила можно изменять. И они пришли к удивительному выводу.
«Мозговой штурм» приносит наилучшие результаты, если в команде не более четырёх человек. Более того, для того, чтобы наиболее эффективно развивать творческое мышление, не нужно собирать много людей вместе. Достаточно, чтобы каждый работал над вопросом самостоятельно. Доказано и то, что качество в индивидуальном порядке придуманных идей гораздо выше. Показательно, что во время «мозгового штурма» не все высказывают возникающие идеи из-за, может, и подсознательного, но страха критики. Хорошие мысли, которые вполне могли бы быть приняты, остаются неизвестными. Да и постоянная генерация идей и публичные высказывания и выкрики не дают сосредоточиться и отвлекают.

Исходя из вышесказанного, дам несколько советов. Если вам нужна действительно качественная идея, если вы ждёте от своей команды наибольшей продуктивности - не всегда нужно собирать людей вместе, а стоит дать каждому поразмышлять по-отдельности. 
Если же вас привлекает метод «мозгового штурма», в том числе, как ещё один способ работы в команде с игровой составляющей, не стоит устраивать спонтанную «летучку».  Во-первых,  дайте каждому время на подготовку. Во-вторых, сразу дайте участникам понять, что озвучить можно любые, самые нереальные и абсурдные идеи, которые просто будут фиксироваться отдельно. Третий пункт - объединяйте несколько озвученных тезисов в один, разбивайте их по группам - так будет намного удобнее выбрать наиболее подходящие варианты. В-четвёртых, никакой критики! Внимательно выслушиваем каждого, а уже после даём оценку и отфильтровываем ненужное. В-пятых, фиксируйте все озвученные мысли и визуализируйте идеи, используя цветные маркеры, таблицы, рисунки. 

Подведём итог. «Мозговой штурм» - не всегда подходящий метод для поиска новых решений и генераций идей. Тем не менее, если подойти к нему с умом, во многих случаях он может стать увлекательным и объединяющим инструментом. 
 

Несия Фердман