Когда сон в руку - Jewish News
Время
Закат
Календарь
Календарь

Когда сон в руку

Толкование снов по-еврейски: как отличить вещие сны от "пустых"

Читайте также: Откуда приходят сны? и Фрейд, Талмуд и скрытые желания

…"Сказал рабби Брахия: даже тот сон, который сбывается, никогда не сбывается до конца", - говорится в Талмуде.

Необходимо помнить, подчеркивают комментаторы этого высказывания, что и обитатели высших миров, которые встречаются с нами во сне, не всегда говорят душе правду, а, тем более - всю правду. Больше того - некоторые из них могут и обмануть. Но даже если ангел сообщает человеку правду, в любом "подлинном сне" есть и ложная информация – та, что привносится в него не Свыше, а продолжающейся во сне деятельностью нашего собственного мозга, и как бы "загрязняет" сновидение. Таким образом, не может быть "совершенно правдивого сна", как не бывает 100-процентно чистого спирта или вишен без косточек.

Сам характер и масштаб "подлинных снов" зависит, разумеется, от особенностей жизни и масштабов личности каждого человека. Большинству из нас снятся сны, так или иначе связанные с нашими личными заботами и проблемами.

Пример таких "вещих снов" обычных людей мы опять-таки находим в Торе - в рассказе о разгаданных Иосифом сновидениях пекаря и виночерпия фараона:

"И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражей, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?

Они сказали ему: нам виделись сны, а истолковать их некому. Иосиф сказал им: Не от Бога ли истолкование. Расскажите мне.

И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; На лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; И чаша фараона в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.

И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня; Через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием…

Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; В верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей.

И отвечал Иосиф, и сказал: вот истолкование его: три корзины – это три дня; Через три дня фараон снимет голову с тебя и повесит ее на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя.

На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; И возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону. А главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф…" (Быт., 40, 7-22).

Но вот таким крупным личностям, как писатели, поэты, правители государств могут являться сны подлинно пророческого масштаба, касающиеся судеб их стран и народов, а то и всего человечества.

Таков сон царя Навуходоносора из "Книги пророка Даниила", где перед ним предстает в символической форме вся история человечества до "конца времен". К этому же ряду, безусловно, относятся сны фараона, разгадка которых возвеличивает Иосифа до положения второго по значению человека в Египте:

"Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не моё: Бог даст ответ во благо фараону. И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки; и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике; но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они; и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных; и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся. Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется всё то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжёл. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие и что вскоре Бог исполнит сие" (Быт., 41:15-32).

Но как отличить "вещие", "настоящие" сны от "пустых"?

Еврейская мистика называет три бесспорных признака "подлинного сна" и еще два, по которым между каббалистами существуют разногласия.

Первым из таких признаков является само время сновидения. "Подлинные", "вещие" сны, утверждают каббалисты, снятся непосредственно перед рассветом или сразу после него. Или, говоря языком оригинала, "перед шахаритом", то есть утренней молитвой.

И этому можно дать вполне рациональное или почти рациональное объяснение. В первые часы сна мозг занят обработкой накопленными за день впечатлениями; он еще слишком зависит от пережитых событий, и именно они и составляют ткань сновидения. Поэтому на сон, явившийся посреди ночи, даже если вы внезапно проснулись и хорошо помните его содержание, не стоит обращать особого внимания – в эти часы душа еще слишком сильно связана с телом.

Информация из высших сфер приходит позже, при возвращении парившей в высших мирах души в тело, то есть непосредственно перед пробуждением. Обратите внимание: и начальнику виночерпиев, и главе хлебодаров в рассказе об Иосифе их вещие сновидения приснились как раз рано утром.

Второй признак – если вам снится сон не про вас, а про кого-то другого, скажем, вашего родственника или знакомого. Такой сон почти наверняка правдив – вам по какой-то причине решили передать информацию о человеке, с которым вы так или иначе связаны.

Именно о такого рода сне идет речь в процитированном в предыдущем выпуске стихотворении Лермонтова: один и тот же сон является одновременно и лирическому герою, и его возлюбленной - и таким образом становится понятно, что речь идет о "подлинном сновидении".

Такими же были сны виночерпия и хлебодара в рассказе об Иосифе. Величайший комментатор Торы Раши (1040-1105) в своих примечаниях к этому отрывку подчеркивает: "Фраза "И приснился сон обоим" означает: каждый из них увидел во сне в аллегорической форме свое будущее и разгадку сна другого". Именно поэтому, увидев, что Иосиф правильно разгадал сон начальника виночерпиев, главный хлебодар обратился к нему с просьбой разгадать свой сон.

Третий признак подлинного сновидения – разгадка сна приводится в самом сновидении, дается в процессе его. К примеру, человеку снится, что он видит сон, а затем во сне ему встречается некто, кто этот сон разъясняет. Если верить устному преданию, фараону вместе с его снами была явлена и их разгадка, но – вот беда! – проснувшись, он ее забыл. Такое, согласитесь, случается, - очень часто мы отчетливо помним часть сновидения, а вот другую его часть, как ни стараемся, вспомнить не в состоянии, но зато помним, что во сне "было что-то еще".

Поэтому фараон и отвергал все толкования его снов, которые предлагали ему придворные – они "не узнавал" в них явленной ему разгадки. Когда же Иосиф дал свое толкование, фараон мгновенно ее вспомнил. А, вспомнив, тут же оценил мудрость Иосифа.

В качестве четвертого, спорного признака называется повторение одного и того же сна – как в случае того же сна фараона. Вспомним слова Иосифа: "А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие и что вскоре Бог исполнит сие". Сон Иосифа о том, что братья и отец поклонятся ему, тоже был, по сути дела явлен ему дважды: только один раз братья и отец предстали в нем в виде Солнца и звезд, а во второй – в виде снопов колосьев. В этом последнем сне содержался явный намек на то, что унижение братьев будет каким-то образом связано с пшеницей. Так в итоге оно и получилось: в конце концов 10 братьев Иосифа пришли в Египет в надежде закупить там зерно.

И, наконец, пятый, тоже признаваемый далеко не всеми кабалистами признак состоит в том, что, в отличие, от других сновидений, "подлинный сон" вызывает особую тревогу; как говорится, не дает о себе забыть, и человек вновь и вновь мысленно возвращается к нему.

Что касается вопроса, когда именно сбудется вещий сон, то по нему как раз разногласий между знатоками Каббалы нет.

Если сон был явлен в простой, предельно ясной форме, то он сбудется в самое ближайшее время. Если же речь идет об аллегорическом сновидении, то тут ничего определенного сказать невозможно: такой сон может сбыться и через год, и через два, и через десять лет. К примеру, сны Иосифа о том, как братья пришли поклониться ему (несмотря на то, что они отражали желание властвовать над ними, они, как видим, одновременно были и пророческими), сбылись лишь через двадцать с лишним лет после того, как приснились.

Но тут и возникает следующий вопрос: как правильно подобрать "ключи" к символическому сновидению, разгадать его смысл?

Здесь как раз очень легко допустить ошибку, так как зачастую смысл сновидения прямо противоположен тому, что первым приходит нам в голову и может быть весьма далек от любых выдвигаемых нами версий.

Например, согласно еврейским принципам толкования снов, сон о смерти близкого человека или того, кому он был явлен, на самом деле предвещает этому человеку долгую жизнь.

Существует несколько объяснений такой трактовки, одно из которых заключается в том, что в нашем мире и в высших духовных мирах, откуда приходят сны, понятия жизни и смерти меняют свой знак. С точки зрения обитателей высших миров спуск на землю, в наш материальный мир и есть смерть, а вот смерть и последующий подъем в эти миры – нечто сродни рождению. Эта кабалистическая теория блестяще обыгрывается в знаменитом рассказе Башевиса-Зингера "Йехид и Йехида": в тот самый момент, когда двое влюбленных встречаются, чтобы зачать новую жизнь, на Небесах раздается голос: "Могила и могильщик нашли друг друга! Готовьте похороны!".

Еще один пример: змея воспринимается большинством из нас как существо опасное и враждебное, и многие из тех, кому оно приснилось, начинают испытывать тревогу. Однако с точки зрения еврейской традиции, сон, в котором присутствует змея с ее струящимся, непрестанно движущимся вперед телом, как раз символизирует растущее материальное благополучие. А вот убийство во сне змеи, наоборот, предвещает внезапное исчезновение источника заработка.

Все это превращает разгадку снов в непростую задачу. Скажем больше – в великое искусство, основанное на знаниях, мудрости, интуиции и умении обращать внимание на мельчайшие детали сна. К примеру, Иосиф, анализируя сон главы царской пекарни, пришел к выводу, что того ждет смерть, так как в сновидении птицы ели изготовленное для фараона печенье, лежащее в корзине на голове хлебодара. Но если бы речь шла о живом человеке, то птицы побоялись бы это делать – значит, во сне хлебодар нес печенье, будучи уже мертвым.

Так на чем же строится еврейская система разгадывания сновидений? И что делать человеку, увидевшему смутивший его сон, где и у кого искать его толкование?

(Продолжение следует)

Петр Люкимсон