Закат
20:30
До Йом Кипур осталось
4 дня
05.07.2014
27 Нисан
Элула
Закат
16:25
До Yom Yerushalayim
осталось 1 день

613 иудейских заповедей в картинках

Художник из США проиллюстрировал все основные религиозные предписания в иудаизме

В 2000 году художник Арчи Рэнд родом из Бруклина начал работу над своим самым амбициозным проектом — он решил проиллюстрировать все 613 мицвот, основных религиозных предписаний в иудаизме, от первой (Знать, что есть Бог) до самой последней (Запрет царю приумножать свою личную казну).

Главными источниками вдохновения для художника послужили работы фовистов, комиксы Marvel и иллюстратора Арта Шпигельмана, учение психиатра Карла Юнга и музыка джазмэна Джона Колтрейна. Само собой, картины Рэнда крайне далеки от традиционных иллюстраций религиозных тем. На реализацию проекта художник потратил 5 лет.

Не оставлять без внимания потерянную кем-то вещь

Режиссер Энг Ли («Жизнь Пи», «Горбатая гора») как-то сказал, что эти 613 картин стали «сагой по мотивам Священного писания для постмодернистского мира, в которой отображается и сама личность, и вся наша история».

Выставка этих картин состоялась в Бруклине в 2008 году — но не в галерее, а на слегка переоборудованном под офисное помещение складе, — и до настоящего времени широкой публике эти работы не показывались. Только теперь, когда издательство Penguin выпустило книгу-альбом «613» со всеми этими работами, мир может познакомиться с ними в деталях.

В этих потрясающих, насыщенных невероятной энергией иллюстрациях очень четко слышатся отголоски предыдущих проектов Рэнда. В 1970-х ему пришлось на время приостановить работу над масштабным муралом на стене бруклинской синагоги «Бней Яков» из-за того, что изображение посчитали мракобесным — правда, через время его признали кошерной и одобрили.

Не совершать ритуал вызывания душ умерших

Мы поговорили с Рэндом о его проекте «613», любви к комиксам, а также о том, почему иудаизм и искусство не очень-то сочетаются, и как эти работы отражают его личные отношения с верой.

Как шла работа над этими картинами? Как вам удалось проилюстрировать каждую из мицвот, и что повлияло на ваш стилистический выбор — как пришло решение использовать такие насыщенные цвета и визуальный язык комиксов?

Мой интерес к теме иудаизма родился еще тогда, когда быть еврейским художником в Нью-Йорке еще было не модно. Правда, я не соблюдал религиозные предписания и особого внимания на ритуалы тоже не обращал. Когда мне поручили сделать мурал для синагоги «Бней Яков» (1974–77), в иудейских религиозных зданиях предметов еврейского искусства особо не было — за исключением абстрактных картин, отобранных архитектором синагог Перцивалем Гудманом. Так как у меня не было на кого равняться, мне пришлось изобретать свой собственный визуальный подход, иконографию, чьи элементы и значение сразу стали бы понятными раввинам. С точки зрения технического исполнения, все это было похоже на создание иллюстрации к книгам.

В конце концов я понял, что так как текст очень четко регламентировал, что должно быть изображено, визуальная часть должна подчиняться слову, что более чем ограничивало мой размах. Если бы картины создавались в границах только лишь раввинистических взглядов и одобрений, единственно возможной была бы иллюстрация. По вполне понятным причинам многие раввины мою работу раскритиковали. Чтобы избежать всего этого, нужно было сделать визуальный компонент главным, а слово — вспомогательным. Я понял, что это единственный способ создавать хоть сколько-нибудь значимые произведения визуального искусства в еврейской культурной парадигме.

Не есть насекомых, размножающихся неполовым путём

К моменту, когда я начал работу над проектом «613», я был убежден, что изображения которые идут в паре с мицвот, не могут не выходить за рамки смысла, заключенного в заповедях (потому что эти самые мицвот являются просто сухими предписаниями, а не повествованиями). Для того, чтобы картина ожила, слова нужно было перемешать. Когда я делаю иллюстрации для стихов, и их авторы, и я по умолчанию согласны с тем, что слово не является чем-то неприкасаемым и нерушимым — и сотрудничество получается очень успешным, потому что мы играем элементами. Конечно, это шутка, но я не устану повторять, что в данном случае моим соавтором является Б-г, и тут ко всему нужно было подходить с большим уважением.

Я решил, что Б-г хотел, чтобы у евреев в синагогах висели произведения искусства, определяющие суть и цель пространства, в котором они находятся. Поместить такую картину на стену — это как отмежевать территорию, потому что такая работа транслирует свой посыл, основную идею, беспрерывно. Не все это понимают и принимают. Но на самом деле, на фресках II ст. н.э. в синагоге талмудической эры в городе Дура-Европос даже была изображена рука Б-га, поэтому я не могу принять то утверждение, что мнение иудаизма относительно изображений Б-га такое уж категоричное.

Конечно, я понимаю, что у такой позиции не будет множества сторонников. Как и то, что эти картины создаются для определенной группы интегрированных в социум верующих, готовых рассмотреть и альтернативные решения, — то есть обычных людей, интересующихся иудаизмом по личным мотивам или в академических целях.

Знать, что есть Бог

Каждую иллюстрацию я представляю как мурал, который разобрали на части. С этим проектом, который реализовывался с 2001 по 2006 год, было связано много дополнительной работы. Я закупил 700 пустых полотен и расположил их рядами — так что они заняли буквально всю мою студию. Первый шаг к «объединению» этих элементов заключался в том, что я в буквальном смысле убрал рамки — благодаря этому персонажи картин как бы переходили с одного холста на другой. На обратной стороне холстов я затем написал карандашом номер заповеди, которую иллюстрировала эта работа.

Когда я так работаю, мне кажется, что я создаю не 613 картин, а 1, которая станет единым целым, если соединить все ее части. На создание большинства иллюстраций меня очень вдохновлял стиль комиксов издательства EC Comics и его последователей, а также журнала MAD, чьи иллюстрации были очень знаковыми в индустрии комиксов и где работало очень много графиков еврейского происхождения. Остальные работы были навеяны иллюстрациями в книгах и журналах, к которым — воздавая долг детства — я испытываю глубочайшее уважение и благодарность.

В кажой картине есть какой-то юнгенианский синапс, который объединяет текст и изображение таким образом, что их единство становится очевидным, несмотря на кажущуюся на первый взгляд несовместимость. Я искал что-то, что сможет заполнить пространство между изображением и заповедью, что даст толчок внутреннему диалогу и обсуждению вопросов, на которые невозможно найти ответы.

Обеспечивать равноправие сторон в суде

Как вы можете опредедить ваши личные духовные и или религиозные верования? Они в этих работах отображены?

Я думаю, что совпадений не бывает — в любом событии есть большой смысл, даже если нам кажется, что что-то случилось просто так. Иначе все — просто хаос, случайность. Мне кажется, что не верить в высшие силы сложнее, чем верить. Да это ни для кого уже не секрет.

Религия держится на вере и на благодарности. Иначе к кому мы тогда обращаемся? Я не говорю, что у всех этих обращений обязательно должен быть б-жественный адресат — я просто не хочу, чтобы моя логика лишала меня этой веры и облегчения, которое я испытываю в моменты благодарности. Если логика побеждает, у меня не остается шансов получить утешение.

Не изготовлять масло, подобное маслу для помазания

И художникам, и всем остальным нужно помнить, что этика — это не свод предписаний, написанных рациональными людьми, это некая генетическая проводка.

В недавнем интервью вы сказали: «Я не хотел создавать картины не про еврейство, но еврейские». Что именно еврейского в ваших работах?

Эти 613 заповедей — каркас раввинистического иудаизма, а изображения танцующих хасидов, портреты евреев, «каббалистические» абстракции и шестиконечные звезды — это все ассоциативная антропология.

Омывать руки и ноги перед началом служения

Источник: hyperallergic.com

1/6
9

Евреи Киевской Руси были свободными людьми

Древнюю Русь в средневековых еврейских источниках называли Ханааном

58

Рэпер Дрейк стал рекордсменом Billboard Music Awards

Канадский рэпер еврейского происхождения Дрейк установил рекорд Billboard Music Awards по числу наград

62

Под Днепром откроется летний «Бродячий университет» для старшеклассников

Школа называется «Бродячий университет: экспедиция к истокам» приглашает участников