Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество02 Февраля 2018, 08:08

7 историй из жизни Мистера Эйча

7 историй из жизни Мистера Эйча

Яша (Иосиф) Хейфец появился на свет в Вильно 2 февраля 1901 года в семье преподавателя музыки, скрипача Рувена Хейфеца и Анны, которая держала бакалейную лавку. Мальчик стал учиться играть на скрипке в три года, а в шесть лет уже выступал перед публикой.

picture

Когда Яше было девять, вместе с отцом он отправился поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Юный талант был слишком мал для такого серьезного учебного заведения, но вопрос все-таки решили благодаря живому участию композитора Александра Глазунова. По бумагам студентом стал отец Хейфец, а на деле учился сын. С учетом того, что столица была вне черты оседлости, им, евреям, пришлось непросто. Папа получил право на свободное передвижение вместе со студенческим билетом, а вот Яше нужно было все время прятаться.

Но Яша Хейфец смог не только выучиться, но и быстро найти себя в новом обществе. Его обожали преподаватели и публика. В 1912 году, всего через три года после начала обучения в консерватории, юный Хейфец с исполнил в Берлине концерт Чайковского — и огромный зал взорвался овациями. Будущее казалось светлым, но история повернулась так, что в 1917 году стране стали интереснее революционеры, а не музыканты. 

Родители Яши, которые по сути были его менеджерами, долго добивались для него американских контрактов. И в 1917 году Хейфец все-таки отправился в США выступать в Карнеги-холле — после этого концерта за ним прочно утвердилась слава «скрипача номер один». Домой Яша так и не вернулся — в 1925 году он получил американское гражданство, а через девять лет приехал в СССР, правда, только с серией концертов, не более.

picture

Хейфец выступал гениально, и так же гениально представлял себя публике: жил в шикарном доме — как суперзвезда, ездил на дорогих автомобилях, играл в теннис. Концертов было множество, он постоянно участвовал в бесконечных записях и программах. Яшу ценили везде.

Одним из самых грандиозных выступлений Хейфеца стало исполнение концерта Бетховена 9 декабря 1959 года в ООН — организация в тот год отмечала свой юбилей и на празднике они хотели видеть лучших представителей современности. Конечно, одним из лучших был Яша.

Хейфец работал, не жалея себя. Но болезни и старость брали свое. В 1972 году знаменитый скрипач дал прощальный концерт в Лос-Анджелесе.

Везде и всюду, в музыкальном мире и в прессе его, Иосифа называли семейным именем Яша. Он его ненавидел, но так уж сложилось. Правда студенты, которых у него к концу жизни было множество, и прислуга в доме называли его строго «Мистер Хейфец», а друзья — Мистер Эйч. Он не любил компании, общение и праздники, был очень обидчив и все принимал близко к сердцу. Но гениальность перекрывала все недостатки.

Истории

О Хейфице-Эйче ходило много историй, и в день рождения музыканта мы собрали несколько из них.

***

Однажды Фриц Крейслер, знаменитый австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее популярных у публики виртуозов первой половины ХХ века, услышав игру юного дарования Яши Хейфеца, обратился к коллегам с громкими именами: «Что ж, господа, не пора ли нам сломать об колено наши скрипки?».

***

Когда в классе знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории венгерского еврея Леопольда Ауэра появился новый ученик — Яша Хейфец, он был совсем еще малыш в костюме с короткими штанишками. Однако на своей маленькой детской скрипке мальчик принялся весьма уверенно играть концерт Глазунова, посвященный Ауэру. Профессор был в ту пору уже немолод. Закрыв глаза, он сидел в кресле и, казалось, дремал... Играя, мальчик поглядывал на своего будущего профессора и, стараясь привлечь его внимание, сыграл одно аллегро весьма вяло и остановился... Ауэр нехотя открыл глаза.

— Я сейчас сыграл аллегро, — сообщил мальчик.
— Я слышал, — ответил профессор. — А вам понравилось?
— Не знаю, — ответил Ауэр.
— А как нужно, чтобы понравилось? Ауэр взял в руки детскую скрипку и заиграл ту же музыку с неподражаемым артистизмом и вдохновением. Закончив концерт, он устало сказал:
— Вот так.
— Поздравляю вас! — сказал юный скрипач. — У вас хороший вкус. А я-то боялся, что вы останетесь довольны тем, как я сыграл это аллегро... Ведь, откровенно говоря, я сыграл его очень плохо.

***

После триумфального выступления Хейфеца в Лондоне к нему в артистическую зашел Бернард Шоу и с серьезным видом посоветовал молодому артисту:

— На этом свете не может быть ничего совершенного. Ваша игра очень опасна, она может возбудить зависть богов. Я бы вам советовал каждый вечер перед сном брать хотя бы одну фальшивую ноту, благодаря чему вы станете похожим на обыкновенного смертного...

***

Яша Хейфец решил воспользоваться тем, что он едет в купе поезда один, вынул из футляра скрипку и стал упражняться. Проходивший по коридору проводник отворил дверь купе и строго заявил:

— Вы можете себе играть, мне это не мешает, но не вздумайте заниматься собиранием милостыни в поезде — это запрещено законом!
— О, не беспокойтесь, любезный,- ответил Хейфец. — Я всего лишь готовлюсь к сбору милостыни... в самом большом концертном зале Нью-Йорка.

***

В победном 1945-м командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Конев дал банкет в честь генерала Брэдли, чья 12-я армейская группа союзных войск встретилась на Эльбе с частями Советской Армии. Прием включал и художественную часть. Сильное впечатление на американского военачальника произвели блистательно плясавшие русские красавицы в армейской форме. Восхитившись вслух увиденным, Брэдли услышал в ответ от Конева: «Ничего особенного. Это всего лишь наши простые девушки».

Через две недели, по приглашению Брэдли, маршал Конев посетил расположение американских частей, и побывал на выступлении симпатичного скрипача в обычном армейском обмундировании. «Великолепно!» — воскликнул Конев, оценивая его игру. «Ничего особенного», — с улыбкой произнес генерал Брэдли, — это всего лишь один из наших солдат. Роль «рядового» с блеском исполнил Яша Хейфец, которого, по особому распоряжению Командующего союзными войсками в Европе, в срочном порядке доставили в Германию, где едва смолкли пушки.

***

Яша был нетерпим к любым посягательствам на свободу творчества. Эта непримиримость привела его к конфликтной ситуации, которая возникла во время его гастролей в Израиле в 1953 году. В свою программу Хейфец включил тогда Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. Этот автор в то время рассматривался множеством израильтян, как носитель нацистской идеологии, и его произведения в еврейском государстве были неофициально запрещены к исполнению, наряду с музыкой Рихарда Вагнера.

Из израильских правительственных кругов последовала просьба к Хейфецу: внести в программу изменение, но Яша заявил: «Музыка выше этих факторов. Я имею полное право сам выбирать репертуар». И он играл Рихарда Штрауса. Публика не бойкотировала концерты, но встречала упомянутую нами часть выступления гробовым молчанием. Яша получил несколько писем устрашающего содержания, но Давид Бен-Гурион лично убедил Хейфеца не реагировать на угрозы и продолжать выступления.

И вот, после одного из концертов, возле гостиницы «Царь Давид» («The King David Hotel») в Иерусалиме на Яшу неожиданно напал молодой человек, который попытался ударить Хейфеца железным прутом. Правой рукой Яша защитил... не себя, а скрипку. Нападавшему удалось скрыться. Последний концерт был отменен: рука у Яши распухла и болела, а что означает такая травма для скрипача, — ясно и без объяснений. Яша в обиде покинул Израиль и не возвращался на землю предков до 1970 года.

***

Яша Хейфец скончался 16 октября 1987 года в госпитале Седарс-Синай в Лос-Анджелесе. Причиной смерти явился инсульт. Скрипач заблаговременно составил завещание, в котором выразил свою последнюю волю: «Никакой похоронной церемонии, никаких цветов, белых или иных, никаких речей и минимум расходов».

По материалам: peoples.rukackad.com

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать