Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество31 Марта 2015, 12:10

Джордж Сорос: Последний шанс для Украины и Европы

Джордж Сорос: Последний шанс для Украины и Европы

Евросоюз сейчас стоит на распутье. То, каким он будет через пять лет, решится за эти 3-5 месяцев. Год за годом ЕС кое-как удавалось преодолевать свои сложности. Но сегодня союз столкнулся с кризисом, способным привести к его разрушению, и источниками этой проблемы стали Греция и Украина. Этого может оказаться слишком много.

Проблему затяжного кризиса в Греции все стороны изначально решали неправильно. Сейчас эмоции достигли такого накала, что единственной конструктивной альтернативой остается только окончательное решение этого вопроса.

С Украиной дело обстоит иначе. Тут все предельно ясно. Путинская Россия – это агрессор, а Украина, защищая себя, отстаивает ценности и принципы, которые лежат в основе Евросоюза.

Но вместе с тем, ЕС обращается с Украиной так, будто она вторая Греция. Это неправильный подход, который приносит неправильные результаты. Путин уже занимает украинские территории, а внимание Евросоюза настолько поглощено Грецией, что всего этого он почти не замечает.

Путин хочет финансового и политического краха в Украине, который дестабилизирует эту страну и за который ему не придется отвечать. Тогда как военная победа принесла бы ему не только часть Украины, но и ответственность за нее. Он уже дважды негласно заявил об этом, превратив военную победу в простое прекращение огня.

Ухудшение ситуации в Украине в период между двумя Минскими соглашениями о прекращении огня – одним в сентябре и другим в феврале – показывает, насколько Путин преуспел в реализации своего плана. Но его успех временный, а Украина слишком важный союзник для ЕС, чтобы так просто от него отказаться.

В политике ЕС есть что-то фундаментально неправильное. Иначе как бы тогда путинская Россия смогла обыграть союзников Украины, которые ранее стояли в авангарде свободного мира?

Проблема в том, что Европа выделяла Украине крохи, как и Греции. В результате этого сейчас Украина еле выживает, а у Путина есть преимущество первого хода. Он может выбирать между гибридной войной и гибридным миром, а Украине и ее союзникам остается лишь с трудом подбирать ответные действия.

Ситуация в Украине продолжает усугубляться. Финансовый крах, о котором я предупреждал в течение нескольких месяцев, случился в феврале, когда гривна обвалилась на 50% всего за несколько дней, и Национальному банку Украины пришлось выделить огромные суммы, чтобы спасти банковскую систему. Кульминация случилась 25 февраля, когда центральный банк ввел контроль над импортом и поднял процентные ставки до 30%.

Тогда Президенту Петру Порошенко пришлось прибегнуть к жесткому регулированию сверху, и курс валют вернулся к уровню, заявленному в бюджете Украины на 2015-й год. Но это улучшение крайне ненадежно.

Этот временный крах пошатнул общественное доверие и поставил под угрозу балансы банков и компаний, у которых есть долги в твердой валюте. Эта ситуация также негативно повлияла на расчеты, на которых основаны программы Валютного фонда в помощь Украине. Расширенного кредитования МВФ стало недостаточно еще до того, как было утверждено решение о его выделении.

Но государства-члены ЕС, которые столкнулись с собственными финансовыми ограничениями, не выказали никакого желания предоставить дополнительную двустороннюю помощь. Поэтому Украина продолжает балансировать на краю пропасти.

В это же время в Украине набирает обороты программа радикальных реформ, которые становятся очевидными и для украинского народа, и европейских сил. Наблюдается четкий контраст между ухудшением внешней ситуации и прочным успехом внутренних реформ. Ситуация в Киеве вызывает ощущение какой-то нереальности.

Один из вероятных сценариев заключается в том, что Путин все-таки добьется своей оптимальной цели и сопротивление Украины сойдет на нет. Европу наводнят иммигранты – в страны ЕС, по самым реалистичным подсчетам, может переехать два миллиона человек. Многие считают, что это развитие событий может привести к началу Второй холодной войны. Но еще вероятнее, Путин найдет новых друзей в Европе и санкции будут отменены.

Это худший сценарий для Европы, которая при таком развитии событий станет еще более разрозненной и превратится в поле боя за мировое влияние между США и путинской Россией. Вполне возможно, что ЕС перестанет быть функциональной политической силой на карте мира (особенно если Греция также выйдет из еврозоны).

Наиболее вероятный вариант событий – Европа продолжит решать проблему, подкармливая Украину небольшими дотациями. Украина не рухнет, но олигархи вернут себе прежнюю силу, и новая Украина начнет напоминать старую.

Для Путина это развитие событий будет настолько же приемлемым, как и полный крах Украины. Но эта победа будет не такой безопасной, потому что она приведет ко Второй холодной войне, которую Россия проиграет, как в свое время Советский Союз проиграл первую. Путинской России нужно, чтобы баррель нефти стоил не менее $100, иначе ее валютные запасы начнут истощаться уже за 2-3 года.

В последней главе истории, которую я назвал «Трагедия Евросоюза», ЕС потеряет новую Украину. Принципы, которые отстаивает Украина – те самые принципы, которые лежат в основе самого ЕС – будут отброшены, и Евросоюзу придется потратить больше денег на защиту себя самого, чем он бы потратил на то, чтобы помочь новой Украине прийти к успеху.

Но есть и более обнадеживающий сценарий. Новая Украина жива и готова себя защищать. И хотя Украина сама по себе не может противостоять российской мощи, ее союзники решают оказать ей «абсолютно любую» помощь – но не вступая в прямой военный конфликта с Россией и не нарушая Минские соглашения. Это помогло бы не только Украине – это помогло бы ЕС в полной мере вернуться к ценностям и принципам, которые он, судя по всему, утратил. Разумеется, я поддерживаю именно этот вариант.

Источник: jewishbusinessnews.com

Перевод: Ганна Руденко

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю