Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество13 Апреля 2017, 15:12

Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Полтавы

Евреи Полтавы

Мы продолжаем серию материалов, посвященных еврейской истории разных областей Украины. Сегодняшняя глава о Полтаве. Не сказать, чтобы этот город и его окрестности были центром еврейской жизни, но своя еврейская нота (которая иногда звучала минорно, а иногда — вполне жизнерадостно) у истории этих мест есть. Но обо всем по порядку.

Читайте также о евреях Кропивницкого, Чернигова, Ужгорода, Донецка, Хмельницкого, Луцка, Полтавы, Винницы и Херсона.

1. Евреи Гоголя

По сравнению с городами Западной Украины, на полтавских землях евреи появились сравнительно поздно — еврейские общины в Переяславе, Лубнах и других населенных пунктах области возникли в XVII в., а в самой Полтаве евреи стали селиться веком позже. Самые сложные времена (конечно, если не учитывать годы Катастрофы) выпали на долю здешних евреев в период восстания Богдана Хмельницкого — община была практически полностью уничтожена, и евреям разрешили заселять эти места снова только после 1772 года.

picture
Казаки

Отношение к евреям в те годы отражает отрывок из произведения уроженца Полтавской губернии Николая Гоголя «Тарас Бульба»:

Жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе.

Не слишком толерантно по отношению к евреям. Впрочем, откровенно антисемитские описания можно объяснить желанием писателя максимально карикатурно изобразить «другой лагерь». Критик Михаил Эдельштейн отмечает, что жесткая гротескность — это, в данном случае, закон жанра:

Героический эпос требует чёрно-белой палитры — акцентирования сверхчеловеческих достоинств одной стороны и полного ничтожества другой. Поэтому и поляки, и евреи — да, собственно, все, кроме запорожцев, — в гоголевской повести не люди, а скорее, некие человекоподобные манекены, существующие для демонстрации героизма главного героя и его воинов (как татары в былинах про Илью Муромца или мавры в «Песни о Роланде»).

Так или иначе, евреям в те годы пришлось действительно непросто, но они все же сумели восстановить свою общину и вполне неплохо организоваться. В Полтавской губернии процент еврейского населения был самым низким по всей черте оседлости, но общинная жизнь была очень активной и в губернии было множество еврейских организаций. Кстати, во время революции 1905–1907 гг. в самой Полтаве не было погромов — в первую очередь благодаря отличной самообороне и убедительным речам депутата Владимира Короленко, подействовавшим на массы.

2. Сподвижник Мазепы и тесть Орлика

И хотя среди казаков «сыновей и дочерей Израиля» недолюбливали, в высших кругах казачьего войска евреев по крови было не так уж мало. Мы уже писали о жене Скоропадского Анастасии (без совета которой гетман важных решений не принимал), а сегодня вспомним выходца из полтавских земель Павла Семеновича (Симеоновича) Герцика (?–1700), который был сыном еврея, перешедшего в христианство в годы восстаний Хмельницкого.

Павел рано остался без отца, и через время после смерти первого мужа его мать вышла замуж за богатого полковника Петра Забелу, который сделал своего пасынка писарем. Со временем Герцик (который своей фамилией никогда не подписывался, а указывал только имя и отчество) стал полковником и накопил приличное состояние — в его владении было 5 сел, которые приносили ему постоянный доход. Своих сыновей и дочерей он выдал за полковников и сотников (дочь Анна, к примеру, стала женой будущего гетмана Правобережной Украины Филиппа Орлика), и он сам был соратником Ивана Мазепы. 

3. Основатель Хабада

Рабби Шнеур-Залман Борухович из Ляд (1745–1813), который родился под Витебском, умер под Курском и был похоронен в Гадяче, стал основателем хасидского движения Хабад. С детства Шнеур-Залман был интеллектуально развит намного больше своих сверстников и людей постарше — многие современники даже называли его гениальным. К 18 годам он полностью изучил Талмуд и каббалу в доме своего тестя (он женился на дочери витебского богача Йеуды-Лейба Сегаля в 15 лет), а затем продолжил свое образование и стал магидом-проповедником.

picture
Рабби Шнеур-Залман Борухович из Ляд

В 1770 году Шнеур-Заламан начал писать книгу «Шулхан Арух Рава», которая просто и понятно объяснила галаху, а через 7 лет с группой других евреев собирался эмигрировать в Палестину. Но эмиграция не состоялась — Шнеур-Заламана отговорил деятель хасидизма Менахем Мендель из Витебска, благословив его быть пастырем хасидизма в родных краях. В 1797 году Шнеур-Заламан пишет свою знаменитую книгу «Тания», в которой перечисляет основы Хабада.

Рабби Шнеур-Залман (или как его еще называли — Алтер Ребе) основал новое направление, учение которого начало быстро распространяться, что вызвало недовольство среди оппонентов. Его движение называлось вредным, а сам он обвинялся в содействии с вражеской Турцией. В 1798 году, сразу после праздника Суккот, его арестовали и отправили в Петропавловскую крепость, но в 1801 году рабби был освобожден. Шнеур-Заламан вышел из крепости 19 Кислева, и этот день стал большим праздником для хасидов — он считается «днем рождения Хабада» и «Новым годом хасидизма».

4. Евреи во время чумы

Традиционно евреи занимались торговлей, ремеслами и различными производствами, и Полтавский регион здесь исключением не стал. Но евреи также преуспевали в медицине, благотворительности и управлении. Так, когда в 1844 году в Полтаве вспыхнула эпидемия чумы, власти учредили губернский комитет по борьбе с болезнью, разделили город на 6 частей, надзор поручили попечителям из дворян, а в помощники им были определены купцы-христиане и евреи.

Евреи-купцы Давид Оршанский, Габай Зекель, Иосиф Португалов и Давид Зеленский подали прошение, в котором говорилось:

При тяжелом испытании, которым Провидению, по неисповедимым путям его, угодно было посетить наш город, мы, движимые долгом верноподданных и чувством человечности, хотим отвратить жестокость удара и уменьшить число жертв умирающих, не от лютости болезни, а большей частью от несвоевременного преподания помощи, почему у нас, два первых Давид Оршанский и Габай Зекель приняли на себя попечение над хозяйственной частью, то есть сбор денег из добровольных приношений и распределение их для закупки необходимых медикаментов и найма людей для преподания помощи, а из нас два последних приняли на себя попечение во исполнение преподания помощи.

Благодаря общим усилиям, удалось спасти 16 человек из 20 заболевших.

4. Королева симультанизма Сонечка

picture
Работы Сары Штерн — Сони Делоне

Сара Штерн (1885–1974), которая в замужестве взяла себе имя Сони Делоне, — одна из самых ярких звезд на небосклоне абстракционизма. Она переехала жить и творить за границу под влиянием своей главной страсти — живописи, а не спасаясь от погромов или антисемитской неприязни, как это случилось со многими другими евреями-эмигрантами того времени.

Соня путешествовала по всей Европе, училась в Карлсруэ и Париже, но академический стиль отвергала, вдохновляясь дерзкими творениями Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Руссо, фовистов и кубистов. Соня начала создавать картины в собственной манере — вместе с мужем она разработала стиль под названием «симультанизм», который выражал динамику движений и тонкости цветового звучания.

picture
Сара Штерн

Со временем Соня вышла за пределы живописи — она увлеклась созданием рисунков на ткани, различной вышивкой в собственном стиле и оформлением интерьеров. В 1920 году Соня открыла модное ателье в Париже. Ее изобразительная манера стала использоваться в декорациях, дизайне как текстиля, так и керамики, а также в рекламе. Соня Делоне делала декорации для балета Дягилева, стала первой художницей, представлявшей персональную экспозицию в Лувре в 1964 году, а в 1975 году ее сделали офицером Ордена Почетного легиона. 

5. Ильинская ярмарка

В 1852 году в Полтаву из Ромнов была перенесена Ильинская ярмарка, на которую в тот год съехалось более 40 тысяч человек — в два раза больше, чем жителей города в то время. Торговля длилась с 20 июля по 3 августа, и там продавали не только в розницу, но и заключали договоры на оптовые поставки. Эта ярмарка была самой крупной в империи после Нижегородской — но, в отличие от многих других, евреям на полтавских ярмарках торговать разрешалось.

picture
Ильинская ярмарка

На этих огромных временных базарах появлялись заграничные ткани — сукно западного производства, голландское полотно, венский галантерейный товар, а также шелк. В 1854 году было завезено товаров на 14 151 791 руб., продано на 8 276 936 руб. — благодаря еврейским купцам, из них было куплено товаров на 4 031 701 руб.

Писатель и член Русского географического общества Иван Аксаков, исследователь украинских ярмарок, писал:

Особенности ее составляли евреи, вносившие лихорадочную деятельность и оживление торговли. Евреи, усиливая розничную торговлю на ярмарке, увеличивают обращение наличных денег.

Перенесение ярмарки в Полтаву стало мощным толчком для развития местной общины — местные купцы получили больше возможностей, а значит, и их пожертвования общине стали более щедрыми и частыми.

6. Второй президент Израиля

picture
Ицхак Бен-Цви

В Полтаве родился второй президент Государства Израиль Ицхак Бен-Цви (Ицхок Шимшелевич) — и если киевлянку Голду Меир называют мамой Израиля, то Бен-Цви — папой, этот почетный «титул» дал ему первый Кнессет.

Ицхок Шимшелевич (1884–1963) с юных лет отличался активной гражданской позицией — в частности, он участвовал в еврейской самообороне своего города во времена погромов 1905 года (благодаря местным отрядам в городе обошлось без разбоев), был членом социалистической сионистской партии «Поалей-Цион», а также принимал участие в очередном Сионистском конгрессе 1907 года. В тот же год он переселился в подмандатную Палестину, а в 1909 году организовал еврейскую гимназию в Иерусалиме. Затем он отправился в Стамбул изучать право — там он учился вместе с Бен-Гурионом и вместе с ним же был арестован в 1914 году турецкими властями по возвращении в Палестину. После освобождения они на пару лет переехали в Нью-Йорк.

Ицхак Бен-Цви участвовал в создании еврейской рабочей политической партии «Ахдут ха-Авода», а также был одним из участников сионистской военной подпольной организации «Хагана». Благодаря своей активной деятельности и твердой позиции он был избран в городской совет Иерусалима и также вошел в теневое правительство еврейского ишува в Палестине.

Президентом Ицхак Бен-Цви стал в конце 1953 года и пробыл на этом посту до самой смерти. Он никогда не пытался отгородиться от народа — Бен-Цви считал, что президент должен быть публичным и, что немаловажно, жить скромно.

7. Наш Мане

picture
Работа Мане Каца

Мане Кац (1894–1962) родился в многодетной еврейской семье в Кременчуге. Его отец мечтал, чтобы мальчик стал раввином, но Мане в раннем возрасте почувствовал любовь к рисованию и пошел в художники.

На живописца Мане Кац учился в Вильно, куда добирался с 2 рублями в кармане, затем в Киеве, а после этого уехал постигать мастерство в Париж — там с 1913 года он впитывал искусство не столько через уроки, сколько через посещения музеев. Потом, в период Первой мировой, он вернулся в Империю — хотел поступить в Иностранный легион, но его не взяли из-за «невоенного телосложения».

Кац жил и учился в Петрограде, затем переехал в Кременчуг, а оттуда в Харьков, все это время продолжая творческую работу и сотрудничая с другими художниками. В этот период Кац проникается еврейской темой, которой впоследствии посвятит множество своих работ — кстати, именно в то время он стал коллекционировать предметы иудаики, которые его вдохновляли.

picture
Мане Кац

В 1921 году Мане Кац переезжает в Берлин, а оттуда в 1922 году — в Париж, где через 5 лет получает французское гражданство и уже на правах местного художника организовывает выставки и участвует в салонах. В годы Второй мировой войны он попал в плен, но сумел выбраться оттуда и переехал в США, откуда вернулся в 1945 году.

На склоне лет Мане Кац жил на два дома — а, вернее, на две мастерские — в Париже и в Хайфе.

8. Похороненные свитки

От погромов в начале XX века Полтава в отличие от других поселений недалеко от нее спаслась, но евреям в городе все равно было неспокойно. В апреле 1911 года злоумышленники подожгли Большую хоральную синагогу Полтавы, которая была построена в период Ильинской ярмарки и служила главным местом сбора еврейской общины в городе.

Построенная из камня в неоклассическом стиле синагога, на строительство которой по тем временам ушло 40 тыс. рублей, вскоре была восстановлена (сейчас там расположена областная филармония), но вот 80 свитков Торы, которые хранились в ее ковчегах, были уничтожены огнем навсегда. Пепел 80 драгоценных для евреев свитков был похоронен в 25 ящиках на еврейском кладбище 25 апреля 1911 года.

9. Сатирический Ганф

Юлий Ганф (1898–1973) родился и свое детство провел в Полтаве, но учиться профессии отправился в Харьков. Причем изначально он выбрал юридическую карьеру: он некоторое время отучился в Харьковском университете на соответствующем факультете, но жизнь распорядилась таким образом, что юный Юлий увлекся графикой.

picture
Иллюстрация Юлия Ганфа

В течение 1917–1919 годов он посещал уроки живописи и скульптуры в студии Штейнберга в Харькове и параллельно делал сатирические панно на злобу дня — что называется для души. Его работы приметили художники из знаменитых «Окон РОСТА» и убедили Ганфа в том, что он должен заниматься «острыми» рисунками.

picture
Иллюстрация Юлия Ганфа

С 1919 года он создавал иллюстрации для «Окнон сатиры УкРОСТА», газеты «Коммунист», журнала «Червоний перець», а в 1922—1923 гг. учился в Москве во ВХУТЕМАСе и затем сотрудничал с журналами «Красный перец», «Заноза», «Крокодил». Во время войны он также рисовал военные плакаты и карикатуры, а после ее окончания — был в штате газеты «Правда» и журнала «Крокодил».

Учитывая специфику того времени и политику изданий, с которыми он сотрудничал, работы Ганфа были крайне политизированы, критиковали все и вся, имеющее хоть какое-то отношение к Западу и капитализму (даже тот же НЭП), и толерантностью не отличались. Впрочем, даже несмотря на пропагандистскую антизападную составляющую, они были очень талантливы.

picture
Рисунки Юлия Ганфа

Мои родители мечтали, что­бы я стал адвокатом. Не же­лая их огорчать, я потерял четыре лучших года моей жизни на юридическом факультете. За это время понял, что, во-первых, хочу не защищать, а обвинять. Во-вторых, что меня не устраивает возня с мелкими уголовниками. Взявшись за кисть и карандаш, я занялся преступниками высшей ка­тегории.

За пятьдесят лет работы (из них сорок шесть лет в «Крокодиле») моими клиентами были как отдельные лица (Деникин, Врангель, Пуанка­ре, Гитлер, фон Тадден и др.), так и целые организации (СС, НДП, Коза-ностра, Ку-клукс-клан, Пентагон и т. п.).

— писал Ганф. 

10. Полтавчанка-раввин — первая со времен Второй мировой

picture
Анна Трейгер

В 2010 году вторым раввином-женщиной Германии стала бывшая полтавчанка Алина Трейгер из иудеев-реформистов, которой на тот момент был 31 год. Первой в раввины была посвящена Регина Йонас — это было в 1935 году, а в 1944 году она погибла в Освенциме.

В родительской семье Алина Трейгер особо не чувствовала своего еврейства — традиций они не соблюдали, в синагогу не ходили и иврита не знали, но уже в более взрослом возрасте Алина заинтересовалась культурой и религией предков. После эмиграции в Германию в 2002 году получила теологическое образование в потсдамском колледже имени Авраама Гейгера, где с 1999 года готовят раввинов. В своей группе она была единственной девушкой, а через десять лет стала на тот момент единственной в Германии женщиной-раввином, получившей соответствующее теологическое образование в местном учебном заведении.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать