Закат
20:30
До Йом Кипур осталось
4 дня
05.07.2014
27 Нисан
Элула
Закат
16:25
До Rosh Chodesh Elul
осталось 1 день
Петр Люкимсон

Писатель, журналист

08.05.2017
09:37

Фрейд, Талмуд и скрытые желания




Читайте также: Откуда приходят сны? и Когда сон в руку

В 1899 году основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) опубликовал свою книгу "Толкование сновидений", суть которой сводилась к тому, что любое наше сновидение отражает закодированное символами и метафорами наши самые заветные желания, включая и "постыдные", те, которым мы не отдаем отчета на уровне сознания. Сам Фрейд был уверен, что сделал гениальное открытие и первым проник в тайну сновидений.

Но на самом деле эта мысль была за много столетий до Фрейда сформулирована в Талмуде: «Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани, что говорил рабби Йонатан: "Все, что видит человек (во сне) исходит из сердца его". Добавил Рава: "Знай, что никогда видит человек во сне пальму из золота или слона, проходящего через игольное ушко!”.

Обратите внимание: содержание снов, согласно еврейским мудрецам, исходит именно из сердца, символизирующего для древних область чувств и того, что Фрейд называл "бессознательным", а не из "головы", обозначавшей рациональную интеллектуальную деятельность. В то же время, подчеркивает Рава, такие сны всегда основаны на реальной жизни, на том, что знакомо и близко человеку, а не розовых слонов, влезающих в ушко иголки.

При этом Талмуд и Каббала предельно четко различают три основных вида снов.

К первому относятся сны, отражающие и суммирующие наши впечатления от тех или иных пережитых событий, а также – в точности по Фрейду! – наши страхи и тайные желания. "Царю снится, что весь мир принадлежит ему", - так формулируется эта мысль в сборнике сказаний и притч "Мидраш раба".

К такому роду сновидениям можно отнести (хотя, как мы еще увидим, это все же не совсем так) знаменитые сны билейского Иосифа, о которых он рассказал отцу и братьям.

И приснился Йосефу сон, и он рассказал братьям своим, и они еще больше возненавидели его. И сказал он им: «Выслушайте сон этот, который мне приснился. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп поднялся и стал прямо, и вот кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу». И сказали ему братья: «Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами?» - и еще больше возненавидели его за сны и за слова его. И приснился ему еще и другой сон, и он рассказал его братьям своим и сказал: «Вот приснился мне еще сон. Вот солнце и луна, и одиннадцать звезд кланяются мне». И он рассказал своему отцу и братьям своим, и побранил его отец и сказал ему: «Что это за сон приснился тебе? Неужели и я, и мать твоя, и братья твои придут поклониться тебе до земли?» (Быт., 37:5-10).

И для праотца Иакова, и для братьев Иосифа очевидно, что оба эти сна повествуют об одном и том же; оба они отражают его тайное желание стать главой семьи. Именно это и вызывает у братьев такую неприязнь к Иосифу, которого они начинают презрительно называть "сновидцем".

Подобные сны не только легко объяснить с чисто рациональной точки зрения, но и их можно "конструировать", "подсаживать" к человеку. Талмуд приводит несколько историй такой "подсадки", одна из которых связана с именем рабби Иехошуа бен Ханания (конец 1 – первая половина 2 вв. н.э.).

Как-то, беседуя с рабби Иехошуа, римский император заметил: «Про вас, евреев, говорят, что вы преисполнены мудрости, да вы и сами кичитесь этим. Но если вы и в самом деле так мудры, можешь ли ты сказать, что я сегодня ночью увижу во сне?»

Разумеется, при всей его мудрости р. Иехошуа не мог знать, что приснится ночью императору, но не захотел признаваться в этом. Вместо этого он заметил: «Да, конечно, могу. Этой ночью ты увидишь, будто попал в плен к парфянам, прошел через страшные унижения, а затем они приставили тебя пасти свиней, но при этом дали тебе в руки золотой посох – в знак твоего императорского достоинства».

И ночью император действительно увидел такой сон – вплоть до золотого посоха, которым он погонял свиней.

Разгадка "фокуса", проделанного р. Иехошуа, проста. Не было в I в. н.э. у Рима более страшного и жестокого врага, чем Парфия, и войны с ней шли с переменным успехом. Попадание в плен к парфянам было кошмаром любого римлянина. Понятно, что когда р. Иехошуа исподволь напомнил цезарю, что он тоже может оказаться в плену, и тогда его ждет поистине незавидная участь, тот думал над этими словами весь день, вновь и вновь мысленно к ним возвращаясь. Так стоит ли удивляться тому, что ему приснилось именно то, о чем говорил еврейский мудрец?!

Такого же рода сновидение предстает перед нами и в знаменитом стихотворении Лермонтова "Сон":

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь сочилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Нет никакого сомнения, что этот сон великого поэта (если он и в самом деле имел место) отражает его тайный, но вполне понятный страх погибнуть на Кавказской войне и, одновременно, неосознанное желание вернуться в столь, казалось бы, ненавидимые им на сознательном уровне петербургские салоны с их жеманными красавицами.

И все же запомните это стихотворение.

Во-первых, потому, что Лермонтов вообще был загадочной, если не сказать большего, личностью. К примеру, невозможно понять, как он, будучи 16-летним подростком, не опираясь ни на какие источники, смог написать пьесу "Испанцы" так, словно сам был одним из евреев, живших в Испании XV века. Или то, каким образом родилась его строчка "Спит земля в сияньи голубом…". Наша планета, если смотреть на нее из космоса, и в самом деле окружена голубым сияньем, но первым ее такой увидел Юрий Гагарин, и было это спустя 120 лет после гибели поэта. И это – лишь две из очень многих загадок, связанных с Лермонтовым.

Но для нас в данном случае важно, что лермонтовский "Сон", как мы вскоре убедимся, содержит, как минимум, два признака, которые согласно Каббале, свойственны подлинно вещим сновидениям.

Пока же отметим, что еврейские мистики были убеждены, что снам, порожденным нашими впечатлениями, фантазиями, желаниями, страхами и т.п., вообще не стоит придавать какого-либо значения. Да и искать их разгадки не нужно – разве лишь для того, чтобы, опять-таки в точном соответствии с Фрейдом, "познать самое себя", свои собственные неосознанные устремления.

Талмуд называет такие сновидения "халомот шва" – "пустые сны", подчеркивая, что их содержание во многом зависит, в числе прочего, от того, что именно поел человек перед сном, насколько удобно он спит, какие события произошли накануне, какую книгу он читал перед сном и т.п.

К "пустым снам" относится подавляющее большинство наших сновидений.

Каббала утверждает, что сам по себе сон представляет 160 часть смерти, а сновидение несет в себе 160 часть пророчества. Так же, добавляют некоторые мистики, у большинства людей в лучшем случае лишь одно из 60 сновидений несет в себе некий заслуживающий разгадки тайный смысл.

К "пустым снам" относятся и сны второго типа – навеянные сущностями, которых у разных народов принято называть по-разному: чертями, бесами, джиннами, демонами и т.д. Именно о таких снах говорится у пророка Захарийи: "Ибо идолы говорят пустое, и чародеи прорицают ложь и сновидения ложные рассказывают" (Зах., 10:2). Говоря попросту, это – те самые сны, которые лучше всего характеризуются русским выражением "от лукавого".

Любимое занятие "демонов", разъяснял каббалист рав Иегуда Птайа, это насмехаться над человеком, запутывать, соблазнять или запугивать его. Поэтому большинство так называемых ночных кошмаров "подсаживается" во сны людям "демонами", и придавать им значение, верить, что они несут в себе какую-то важную информацию – значит, подыгрывать этим сущностям, демонстрировать, что их цель достигнута. А это означает лишь, что такие кошмары будут повторяться снова и снова.

Одним из таких "демонов" в еврейском фольклоре является Сартия, которого еще иногда называют "Похитителем снов". Вторгаясь в сны людей, он подменяет обычные сновидения жуткими кошмарами, которые изматывают человека, давят на его психику и могут в итоге довести до безумия. Сартия также может превратить человека в лунатика, заставить его во сне совершать нелепые, а порой и страшные поступки и произносить совершенно несвойственные ему в бодрствующем состоянии, подчас поистине чудовищные вещи.

Умеет Сартия при желании принимать и материальный облик – чаще всего, очень красивого, ухоженного черного кота, который ластится к людям и которого так и хочется погладить и почесать за ушком. Но вот делать этого как раз ни в коем случае не стоит: достаточно даже ненароком, походя погладить такого "котика" – и Сартия обретет ключи к вашей душе и вашим сновидениям.

К этому же разряду снов зачастую относятся эротические сны. Мужчинам такие сны навевает "Летающая в Темных покоях" – первая жена Адама, дьяволица Лилит, способная принимать облик любой женщины и заставляющая их по ночам зря проливать семя. Именно поэтому еврейская традиция не рекомендует одинокому мужчине спать в пустом доме.

Разговор об эротических снах у нас тоже еще впереди, но пока отметим, что сон, в котором участвует Лилит, резко отличается от эротических снов, порожденных игрой воображения, прежде всего, необычайной реальностью.

У мужчины, которому явилась "Летающая в Темных покоях", возникают тактильные и все прочие ощущения. Он чувствует, как он ласкает женское тело, целует прекрасную незнакомку (или, наоборот, хорошо знакомую, желанную но недоступную ему женщину, так как Лилит может принимать любой облик) в самые сокровенные места. Соитие с ней доставляет ему болезненное и вместе с тем ни с чем не сравнимое наслаждение, какого он еще не испытывал ни с одной реальной женщиной. Заканчивается такой сон обычно поллюцией, или состоянием, близким к поллюции, и после него желательно поститься и обязательно надо пойти в микву – ритуальный бассейн, чтобы смыть полученную в результате такого сна ритуальную нечистоту.

Очень часто к сновидениям второго типа относятся те, которые человек видит во время дневного, "неестественного" сна. И это – тоже одна из причин, по которой еврейские мудрецы рекомендуют избегать дневного сна.

Наконец, к третьему виду относятся те сны, которые принято называть вещими или пророческими. Но каббалисты называют их "подлинными", или "настоящими" сновидениями" – чтобы отделить от "пустых", "ненастоящих".
Это – те самые сны, которые приходят к нам из ночных странствий души по высшим мирам. Здесь душа может общаться с самыми различными духовными сущностями – как с душами мертвых, так и с различного рода ангелами. Но все эти сущности крайне редко передают нам информацию в прямом виде – дескать, тебя ждут такие-то конкретные события, и ты должен подготовиться к ним следующим образом. И это понятно: сами границы между мирами и различие в действующих в них законах делают подобную прямую передачу информации невозможной; ее "дифракция" неизбежна. Таким образом, чаще всего информация приходит к нам закодированной; говоря языком Каббалы, в виде "ремеза", "намека" – то есть языком различных символов, игры слов, образов-перевертышей и т.п.

О том, как отличить "подлинный сон" от "пустого" и о законах толкования "подлинных снов" мы и поговорим в следующем выпуске…

Первая статья из цикла Толкование снов по-еврейски

Продолжение следует...

1/6
41

Uber, Марк Цукерберг и другие объявили объявили войну расовой ненависти

Международные компании, предприниматели и звезды Голливуда ведут борьбу с неонацистами

59

Женщины, которые не отказывают себе в удовольствии

Все официальные, научно подтвержденные рекорды продолжительности жизни установлены людьми, которые совершенно не заботились о своем здоровье