Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество29 Июля 2015, 12:28

Катриэль Шори: В основе израильского кино всегда лежат личные истории

Катриэль Шори: В основе израильского кино всегда лежат личные истории

Пресс-центр шестого Одесского международного фестиваля любезно предоставлял аккредитованным журналистам возможность взять интервью у гостей и участников фестиваля. Надо сказать, что это большое удобство – не надо бегать за нужной персоной, отлавливать ее и договариваться. Правда, мне показались странными сроки, выделенные на интервью. Так, например, с Евой Нейман были согласованы 10 минут, да и те отменили, когда я пришла в гостиницу «Бристоль», как договорено. С Катриэлем Шори, директором израильского Фонда кино, мне повезло больше – целых полчаса, да еще и переводчика выделили.

Времени негусто и поэтому я предварительно отыскала в Интернете лекцию господина Шори «Государство не вмешивается», которую он прочел в октябре 2012 года в клубе Dome в рамках Фестиваля израильского кино в Москве. В своей лекции директор Фонда поведал о методе отбора фильмов, в которые пойдут инвестиции:

«У нас действует очень простой, честный и прозрачный метод отбора проектов для поддержки. В этом году, например, мы получили на рассмотрение 180 полностью готовых сценариев, а деньги есть на создание только двенадцати произведений. В выборе обычно участвуют три человека, которые читают все сценарии. Все они кинематографисты и в перерывах между собственными проектами соглашаются сотрудничать с фондом. Каждый из них читает все 180 сценариев. Имена отборщиков всем известны, а им, в свою очередь, известны имена авторов. Никакой анонимности, никаких тайн.

Каждый претендент, предоставляющий сценарий, имеет право получить исчерпывающий письменный отзыв, рецензию на свою работу от каждого из экспертов. После того как сценарии прочитаны, мы обсуждаем их с отборщиками, составляем шорт-лист. Разбиваем весь объем предложений на две части. Сначала из девяноста работ выбираем около двадцати пяти — их читаю и я. Затем мы снова обсуждаем все прочитанные сценарии и отбираем уже из них пять-шесть работ. Также оговариваем суммы, которые мы готовы будем предоставить режиссерам. Это не равные суммы. То же самое затем делаем со второй половиной проектов.

Состав отборщиков регулярно меняется. …Каждый автор имеет право представить свой сценарий несколько раз — на рассмотрение каждой новой тройке отборщиков. …Если все-таки автор …так и не получил одобрения ни в одной из групп отборщиков, то — что ж, ему не повезло. …Все имеют равные шансы: нам не важно, кто автор — мастер, получивший «Оскар» за свой предыдущий сценарий, или дебютант, вчерашний студент киношколы».

Господин Шори – доброжелательный, спокойный человек, который хорошо знает «предмет», о котором говорит. В интервью он часто употребляет местоимение «я», подразумевая Фонд. И он имеет на это право. Потому что в 1979 году он входил в группу кинодеятелей, добившихся государственной поддержки кино и основания Фонда кино, был энтузиастом и сподвижником создания нового израильского кино и его продвижения в мире, все эти годы участвовал в работе Фонда, а в 1999 году возглавил его.

Итак, интервью с Катриэлем Шори.

В последние годы израильское кино звучно заявило о себе в мировом кинопространстве?
Чем объясняется этот успех?

Развитие израильского кино в последнее время обусловлено тремя факторами. В первую очередь – у нас много молодых талантливых увлеченных режиссеров и у нас очень сильная школа – актерская, режиссерская, продюсерская. Это позволяет молодым специалистам получить необходимое образование и высокий старт для достижения успеха.

Второй фактор – необычайная история нашей страны, которая часто становится темой фильмов. Израильское общество находится в турбулентном состоянии, состоянии «подвешенности», и это порождает необычные сюжеты, которые «цепляют» зрителя.

Третье – это сильные продюсеры, которые очень эффективны в продвижении фильмов.
Также следует заметить, что в 1999 -2000 г. был издан закон об израильском кино, который поддерживает эту индустрию.

Возвращаясь к темам израильских фильмов, следует заметить, что это кино очень мало основывается на литературе, на книгах. В основном – это личные истории, близкие создателям фильмов, реальные события, которые происходят вокруг людей, живущих в Израиле. Именно поэтому такое кино так сильно воздействует на зрителя.

Если брать как пример фильм, представленный на фестивале - «Человек в стене», то у меня создается ощущение, что одновременно с вхождением в мировой кинопроцесс -израильское кино становится унифицированным. Нет ли опасности, что оно потеряет свое национальное лицо?

В первую очередь необходимо сказать, что без соответствующего финансирования невозможно снимать хорошие фильмы. Наш фонд финансирует в год 14-15 фильмов. И все эти фильмы должны отвечать реальным потребностям общества, раскрывать истории, которые беспокоят общество, иначе их не купят.

За многие годы нам удалось развить очень яркий, характерный и понятный язык израильского кино. И приходя в кинотеатр, зритель сразу отличает израильский фильм. Это нелегко далось израильскому кинематографу, на это ушли многие годы, и не стоит это воспринимать как данность. И когда наши фильмы показывают личные истории, или истории социального характера, или рассказывают об арабо-израильском конфликте, язык израильского кинематографа одинаково узнаваем. И мы ценим это и хотим сохранить.

Язык израильского кинематографа очень смелый, открытый, сильный, он многое себе позволяет сказать, рассказывает все до конца, ничего не скрывая. Он основывается на сильной игре актеров, на историях о событиях, которые не стоит замалчивать. Это подходит нашему зрителю, и мы можем себе это позволить.

С чем связана победа фильма Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту» на Венецианском фестивале в 2012 году? Почему христианскому миру он оказался интересным?

Я не думаю, что эта история исключительно еврейская. Это история о молодой женщине, которая должна сделать выбор между тем идти ли за своим сердцем или следовать традиции, обязанностям, которые у нее есть по отношению к ее семье. На мой взгляд, это универсальная ситуация, которая может произойти в любой семье, в любом народе.

Конечно, эта история также позволяет заглянуть в закрытую жизнь ортодоксальной семьи. И это тоже вызывает любопытство.

Спонсирует ли Фонд религиозное кино?

Мы не думаем в такой плоскости. Мы поддерживаем разнообразное кино – все его виды, и не делаем различий между политическим, религиозным и другим видами кино. У нас нет приоритетных направлений. Единственное, что важно для нас – это сценарий и тот вклад, который вносит продюсер.

Мне симпатичен такой подход. Но кино – это искусство, которое легко размывает границы и преодолевает барьеры. Оно делает это быстрее, чем литература. И, на мой взгляд, израильское кино, не занимаясь экранизацией, упускает возможность ближе познакомить мир с израильской культурой, менталитетом. И даже внутри страны упускается возможность сблизить так называемый «русский сектор» с коренными израильтянами. Так, например, в Израиле уже 25 лет живет и пишет о нем очень популярная русскоязычная писательница Дина Рубина. Но фильмы по ее книгам снимаются в России, а не в Израиле.

Не считаете ли вы правильным стимулировать производство экранизаций с помощью квот или конкурсов «литературных» сценариев?

Дело в том, что я не занимаюсь литературой и даже не занимаюсь сценариями. У нас есть, как минимум десяток очень хороших молодых режиссеров и продюсеров русского происхождения. Это их задача искать материал для сценариев. Я не продюсер и не режиссер. Я могу выбирать из того, что мне предлагают, я читаю только то, что было отобрано продюсерами. Поэтому, если завтра господин Евгений Руман (режиссер кинокартины «Человек в стене» - И.Н.) придет к госпоже Рубинной и возьмет какую-то из ее книг для экранизации, я не буду против, но надо, чтобы кто-то мне это предложил, дал такой сценарий.

Я читала вашу статью об истории израильского кинофонда и знаю, что в начале его развития вы ставили определенные задачи и добивались их воплощения. То есть, ваша позиция не была настолько пассивной. Вы хотели вывести израильское кино на мировой уровень и добились этого…

В том, что вы говорите, есть разумное зерно. Израильское кино, как и европейское, сейчас направленно на автора и на его поиски, это авторское кино. Последние 5-7 лет я действительно пытался объединить литературу с кинематографом, но пока мне это не удавалось, потому что первый фильм автора, как правило, это его личная история, а вот уже второй фильм, возможно, будет выходить за рамки собственной истории и тогда, быть может, произойдет то, о чем вы говорите.

Принимает ли ваш кинофонд участие в еврейских кинофестивалях и как заполучить вас в партнеры?

Мы не поддерживаем фестивали еврейских фильмов. Наше главная цель – это индустрия, вывести израильское кино на мировой уровень, сделать его интересным на этом уровне.

Сейчас в мире проходит более 120 еврейских кинофестивалей. Это огромное число. Израильские продюсеры напрямую кооперируются с этими фестивалями. Это их личная воля. Мы же - просто инвесторы. Фильм принадлежит продюсерам, и им решать, что с ним делать.

 

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю