Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин31 Мая 2017, 12:15

Таки где нам дали Тору?

Таки где нам дали Тору?

В эти дни Израиль и весь еврейский народ празднует Шавуот [в этом году он начинается вечером 30 мая и заканчивается вечером 1 июня] – празднику дарования Торы, которое, согласно ее тексту, произошло у горы Синай. Но вот вопрос о том, где же на самом деле находится гора Синай, продолжает оставаться одной из самых больших загадок мировой истории. Согласно распространенной в христианском мире (и официально принятой Ватиканом) точке зрения, гора Синай отождествляется с горой Св. Екатерины на Синайском полуострове.

Однако вот уже в течение нескольких десятилетий палеоархеолог Иммануэль Анати настаивает, что на самом деле описанные в Торе события происходили не на Синайском полуострове, а у расположенной в пустыне Негеве, в 40 км от современного израильского города Мицпе-Рамона, горы Хар-Карком.

Анати не только написал письмо папе римскому с призывом изменить традиционную точку зрения, но и приводит целый ряд доказательств в пользу своей версии. И его аргументы заслуживают, по меньшей мере, того, чтобы их выслушали.

…Если верить размещенным в сети фотографиям, профессор Анати – высокий, необычайно крепкий для своих 85 лет мужчина. В настоящее время он живет в Италии, но тот же интернет позволяет с легкостью преодолевать расстояния и вступать в переписку, мало чем отличающуюся от прямого общения.

picture

- Еврейская традиция, как известно, запрещает искать месторасположение горы Синай, - рассказывает Иммануэль Анати. – Но в данном случай не я искал гору Синай, это она нашла меня. В начале 1950-х годов я репатриировался в Израиль из Италии и поступил в Еврейский университет в Иерусалиме. На летнюю практику меня послали в Негев. Куда еще могли послать никому не нужного нового репатрианта без всяких связей?! Только в какую-то дыру, которая никому неинтересна и где ничего нельзя найти. Я остановился в Сде-Бокере. Каждое утро Поля Бен-Гурион, жена вышедшего к тому времени в отставку первого премьера Израиля Давида Бен-Гуриона, делала мне сэндвич, я брал с собой запас воды и уходил бродить по окрестностям. Так я забрел однажды на Хар-Карком, сел у какого-то камня, чтобы съесть сэндвич, и… вдруг увидел на камне отчетливый рисунок.

Оказалось, что таких камней с наскальными рисунками на Хар-Каркоме множество, и теперь каждый день, с утра до вечера, студент Иммануэль Анати отправлялся на Карком и делал зарисовки и фотографии. Затем, приглядевшись, он обнаружил: то, что поначалу казалось ему простым скоплением камней, на самом деле напоминало те самые жертвенники, которые описаны в Торе…

Сделанное Анати выдающееся открытие в итоге определило всю его дальнейшую научную карьеру. Он с блеском защитил докторскую диссертацию в Сорбонне, затем прошел постдокторат в Гарварде, после чего руководил раскопками в Мексике, Австралии и Танзании, став одним из крупнейших в мире специалистов по наскальной живописи.

В этом качестве профессор Анати некоторое время преподавал в Тель-авивском университете, а затем направился в родную Италию – вести раскопки в Валь-Камоника, где было обнаружено крупнейшее собрание петроглифов в Европе, часть из которых датируется верхним палеолитом (порядка 6000 г. до н.э.).

В итоге профессор так и остался в Италии, став директором Института исследований палеоистории. Но с 1980-х годов теперь уже маститый ученый все чаще и чаще задумывался над своим первым открытием, и, размышляя, приходил к совершенно парадоксальным выводам.

Чтобы проверить их, профессор Анати выехал в Израиль, и с тех пор, вот уже почти тридцать лет приезжает сюда в дни праздника Песаха, чтобы продолжить раскопки и исследования на горе Хар-Карком.

Значительную часть своих находок он собрал на арендованной им в Мицпе-Рамоне квартире, которая сегодня открыта для всех желающих.

Впервые Иммануэль Анати озвучил свою парадоксальную идею о том, что Хар-Карком и есть гора Синай, в 1986 году, выпустив в издательстве "Риццоли" на английском языке книгу "Гора Бога". За эти десятилетия у него появилось немало сторонников-энтузиастов, которых возглавляют археологи-любители Дрор Амирам и Эрен Барнеа.

Амирам, архитектор по специальности, сейчас живет в Герцлии. Барнеа – художник-мультипликатор, живет и работает в Голливуде. Друзья детства, они с 13 лет в тайне от родителей совершали вылазки в Негев. Затем жизнь разбросала их по разным странам, оба создали семьи, но, как и полагается романтикам по натуре, сумели сохранить верность детской дружбе.

- Как-то я случайно приобрел книгу профессора Анати, и она произвела на меня потрясающее впечатление, - рассказывает Дрор Амирам. – То, что я прочитал, было настолько убедительно, что рассказ Торы о Синайском откровении как бы открылся мне заново. Человек совершенно светский, я на какое-то время поверил в Бога, стал надевать тфилин и соблюдать кашрут. Правда, Эрен остудил мой пыл, заметив, что даже если гора Синай и в самом деле существует, - это еще не доказательство существования Бога. При этом он в то же лето приехал ко мне в гости в Израиль, и мы вместе отправились на Хар-Карком. Конечно, не будь с нами книги профессора Анати, мы были бы на ней просто слепыми. Но с книгой мы без труда опознали древние жертвенники и другие описанные профессором памятники. Хочу заметить, что вопрос о том, является ли Хар-Карком горой Синай, упирается в вопрос о том, а был ли вообще исход евреев из Египта? Многие историки это отрицают. По их мнению, Тора в ее нынешнем виде была записана не ранее 8 в. до н.э. Анати как раз считает, что запись Торы произошла в тот самый период, которым ее датируют историки-максималисты, 3200 лет назад. Но при этом, по его версии, сам исход евреев произошел на 1000 лет раньше, когда на Среднем и Ближнем Востоке происходили важнейшие геополитические потрясения. И это – по-настоящему революционная мысль!

Обосновывая свою гипотезу, профессор Анати обращает внимание на арабское название горы Карком – Джабль Айдит ("Праздничная гора" или "Гора свидетельства"). Да и окружающий ландшафт позволяет выстроить вокруг этой горы огромное множество народа.

picture

Иммануэль Анати с экскурсией по горе горы Хар-Карком

Дальше он напоминает, что, согласно Торе, гора Синай находилась в 11 днях ходьбы от Кадеш-Барнеа, где у ведомых Моисеем евреев кончилась вода. Но от Хар-Каркома до Кадеш Барнеа есть 10 колодцев, каждый из которых находится примерно на расстоянии одного дня пешего перехода. Поэтому, считает Анати, не удивительно, что в течение 10 дней перехода вода у евреев была, а на 11-й день кончилась!

На множестве наскальных рисунков, обнаруженных Анати на горе Хар-Карком, изображены горные козлы – один из символов древнего семитского бога Луны Сина. Отсюда, продолжает Анати, и берет название гора Синай. Здесь же следует искать объяснение той огромной роли, которой играли козлы в системе еврейского жертвоприношения, использования козловых шкур при строительстве Переносного Храма, а также историю с грехом золотого тельца. По самим наскальным рисункам, утверждает Анати, можно проследить как медленно, в течение многих лет, у древних евреев выкристаллизовывалась идея монотеизма.

Одно из изображений на камне по форме удивительно напоминает Скрижали Завета, и вдобавок рисунок этот разделен на 10 частей. Есть здесь и поставленные в два ряда 12 жертвенников, невольно вызывающие ассоциации с 12 коленами, каждое из которых приносило свои дары Всевышнему.

Словом, ассоциаций и в самом деле много, может быть даже очень много, но все они… совершенно не убеждают историков в том, что профессор Анати прав.

- Нет сомнения, что профессор Анати обнаружил на горе Хар-Карком важный исторический памятник древности, место, где какие-то семитские племена оправляли свои религиозные культы, - сказал в одном из своих интервью известный историк-"минималист", профессор Тель-авивского университета Исраэль Финкельштейн. – Но таких объектов в Негеве и на Синайском полуострове не так уж и мало. Все это нельзя считать доказательством, что Хар-Карком и есть гора Синай. Скажу больше: у нас сегодня практически нет возможности достоверно установить, где именно находилась гора Синай, если она и в самом деле существовала. Разве что мы найдем в каком-то месте древнюю надпись "Это – гора Синай!".

Схожего мнения придерживаются историки-"максималисты", то есть те, кто считает, что описанные в ТАНАХе события и в самом деле были. Хар-Карком, по их мнению, место языческих культов древних идумеев или моавитян – близкородственных евреям народов, но все же не евреев.

Однако Иммануэль Анати и его последователи по-прежнему настаивают на своей точке зрения. В 2013 году Дрор Амирам и Эрен Барнеа даже провели в Мицпе-Рамоне научную конференцию "Хар-Карком – это гора Синай". Придет время, убеждены они, и мир признает эту истину.

В любом случае, вне сомнения, перед нами – еще одна интересная научная гипотеза, которая должна усилить интерес к горе Хар-Карком как в среде ученых, так и у широкой публики. Одно несомненно: она точно лежала на пути выходящих из Египта евреев, а значит, так или иначе является частью нашей истории.

 

 

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать