Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин26 Февраля 2017, 09:08

Закарпатские евреи на фото Романа Вишняка

Закарпатские евреи на фото Романа Вишняка

После погромов в России и Украине евреи, бежавшие на Запад, нашли в Карпатах благодатную почву для сохранения и развития иудаизма. Если население Закарпатья, вошедшее в состав хортистской Венгрии, перед Второй мировой войной составляло около семиста тысяч человек, то еврейская община этих мест насчиты­вала около ста стысяч.

В 1849 году в Ужгороде и близлежащих селах проживало 6717 евреев (все насе­ление области составляло 108 286 человек). Эти данные взяты из социографии Ужгорода и района, опубликованной в 1940 году в статье Мора Горовица на венгерском языке.

picture

В XIX в. иудейская община быстро разрастается, благодаря притоку еврейского населения из других регионов Австро-Венгрии, главным образом, из Галиции. Эта миграция была обусловлена не только экономическими причинами. После австро-венгерского соглашения 1867 года и возникновения так называемого «дуализма», в венгерской части империи были созданы более благоприятные условия для жизни евреев. Массовым стал переход евреев из Галиции в венгерскую часть монархии в годы первой мировой войны.

picture

Спасаясь от кровавых погромов, людские потоки устремились через Карпатский перевал. Значительная часть беженцев осела в Закарпатье. Согласно переписи 1921 года (уже в рамках новосозданной Чехословацкой республики), в Под­карпатской Руси (так в Чехословакии называлась область) проживали 93 023 еврея (около 15% всего населения). Город Хуст - 169 евреев на 1000 чел., Ужгород - 305,5, Мукачево - 478 - это почти половина жителей города. Данные переписи населения 1930 года таковы: в крае проживало 102 542 иудея.

picture

Следующая перепись населения проводилась в 1941 году, когда Закарпатье входило уже в состав Венгрии. Итоги подводились по новому административному делению (по комитатам, территория которых не совпадала с теперешней областью), поэтому трудно установить точные дан­ные.

picture

Если учесть, что за 10 лет количество евреев в области увеличилось почти на 10 000 че­ловек, можно предположить, что рост последующего перио­да превысил 10 000 и в целом по области насчитывает 115 тыс. человек. Например, в 1930 году только в Ужгороде проживало 6280 евреев, а уже в 1938 году­ - 8384.

picture

Приток еврейского насе­ления в Закарпатье обусловил смешение двух культурных течений: «Ашкеназим» и «Сефардим», среди которых заметное место занимали представители хасидизма.

picture

Заняв значительное место в общественной, хозяйственной, культурной жизни, они способствовали развитию торговли, коммерческой деятельности, деревообрабатывающей, строительной промышленности.

picture

Работали юристами, врачами, учителями, имели собственные мельницы, сельскохозяйственные артели, акционерные общества, держали по­стоялые дворы и корчмы (геченкоры - на румынском). Но большая часть еврейского населения была с небольшим достатком, занимал ась ремесленничеством, а были и совсем бедные люди.

picture

В городах и населённых пунктах было более 30 сина­гог, молитвенные дома были во всех крупных сёлах, где было более десяти взрослых мужчин. Общины содержали хэдэры, общественные дома, школы, в которых учились дети малоимущих.

picture

В каждом городе были столовые и больницы для бед­ных, а в Ужгороде и Мукачеве - дома для престарелых. Общины заботились о кладбищах, уделяли пристальное внимание традициям, в городах работали миквы.

picture

После окончания войны, до закрытия границ, вернувшимся евреям помогал «Джоинт», обеспечивая их одеждой, денежной помощью, про­дуктами. Многие вернувшиеся евреи не нашли своих родных и эмигрировали в США, Австрию и Израиль.

picture

Источник: International Center of Photography

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать