Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество23 Ноября 2017, 16:48

Даня Блиндер: Религии три тысячи лет, что нового можно о ней пошутить?

Даня Блиндер: Религии три тысячи лет, что нового можно о ней пошутить?

Даня Блиндер ведет Telegram-канал «Исходный кот» и называет себя «программистом-ортодоксом». В описании канала он сообщает: «Люблю Израиль и иврит, иногда они отвечают мне взаимностью». Об этой любви, а еще об особенностях запуска новых русскоязычных микромедиа в Израиле и о юморе на тему религии с ним поговорил спецкор JewishNews.

Почему именно Тelegram-канал? В чем преимущество формата?

Мне понравилось, что там нет лайков и комментов. Это своего рода борьба чистейшего и незамутненного потока моего сознания против счетчика подписчиков. Нет никакого другого фидбека, кроме него.

Как ты понял, что хочешь делать канал?

Я долго думал, что хочу заниматься каким-то творчеством. В начале была идея сделать паблик во «Вконтакте», вести Twitter. Но здесь, в Израиле, я начал активно пользоваться именно Telegram. Читал разные каналы, увидел, что люди пишут абсолютно разные вещи, при этом всех их читают. Практически любая идея находит свою целевую аудиторию.

Я прожил ровно год в Израиле — отличная веха, чтобы начать что-то делать. Я осознал, что уже могу рассказывать людям что-то интересное про страну, про язык и себя.

В иврите у слов не так много уникальных окончаний, плюс ударение, чаще всего, падает на последний слог. Поэтому рифмы в иврите сочинять любо и прельстиво. Возможно, именно этим объясняется такое количество рифмованных поговорок: «аль таам вереах - эйн леитвакеах» - «о вкусах не спорят», «лехапес махат беарима шель шахат» - «искать иголку в стоге сена», «диврей хахамим бенахат нишмаим» - не знаю русского аналога, что-то вроде «речи мудрецов надо слушать в тишине». А сегодня я узнал еще и несколько антирелигиозных кричалок: «дрос коль дос» - «растопчи/раздави каждого религиозного», «шпох сид аль коль хасид» - «лей известь на каждого хасида», «тва бамаим коль ирэ шамаим» - «утопи каждого богобоязненного». В Израиле даже шовинизм поэтичный, — Исходный кот, 16.10.17

Как ты привлекал читателей на канал?

На первом этапе я сбросил ссылку приятелям — добровольцам, их было человек двадцать. Потом я написал другим администраторам каналов, просил о репостах. А потом уже люди сами начали меня находить. Мне все еще не понятно, как они это делают.

Еврейский Telegram — кого читать? 

Ты говоришь о своем канале как о месте для потока твоего сознания. Как понять, какую «часть потока» нужно превратить в пост? Как выбираешь темы?

Я стараюсь понимать, что из моих интересов может быть интересно другим. Я общительный человек, делюсь практически всем, что у меня происходит. Какие-то вещи я рассказываю друзьям, другие — пишу на канал, особенно если в голову приходит какая-нибудь интересная логическая цепочка.

Я заношу свои идеи в список. А затем открываю этот план и начинаю писать, как только появляется настроение.

Друзья выступают в роли фокус-группы? Или ты предпочитаешь решать сам?

Советуюсь с друзьями. Кому-то сбрасываю текст для проверки грамматики, других прошу оценить идею или сюжет. Есть ребята, которые сами предлагают идеи для постов.

Как росло число подписчиков на канале? Ты следил за динамикой?

Я поздно обратил внимание на статистику. У меня есть стабильный тренд прироста людей, но есть и резкие скачки — репосты на большие каналы, я покупал рекламу у «Красного Сиона», к которого более 14 тысяч подписчиков. Вообще, реклама у них стоит около 250 долларов за пост, но они пишут на околоеврейскую тематику, посмотрели мой канал и сделали дешевле. И вот тогда был резкий прирост.

Потом мой пост взял какой-то лингвистический канал с десятью тысячами подписчиков, тоже был скачок. А так, мой канал существует два с небольшим месяца, ежемесячно приходило по 600 человек. Непонятно, будет ли дальше сохраняться такая динамика, но я планирую более активную раскрутку.

Реально ли зарабатывать на русскоязычном, еврейском по содержанию Telegram-канале в Израиле?

База подписчиков этих пабликов — не более трех тысяч человек. Зарабатывать на этом нереально, но я и не хочу делать рекламные посты. Можно придумать и другие способы заработка. Мне интересно не урвать денег, а конвертировать подписчиков во что-то другое, весомое. Я думаю даже об оффлайн-ивентах, создании небольшого комьюнити вокруг канала.

Такая узкая аудитория — минус?

Зависит от целей. Не очень важен размер аудитории, если тебе важен фидбек людей, которые тебя читают, и ты просто получаешь от этого кайф.

Еврейская тема — очень узкая. При этом каналов об Израиле куча. Всегда можно найти свою нишу. Есть каналы о музыке, я пишу о языке и религии, кто-то фоткает улицы, кто-то ищет на свалках интересности. Это обычные вещи, которые могли бы происходить где угодно, но происходят здесь, получая свой, израильский колорит.

Какие у тебя отношения с религией? «Программист-ортодокс» — это про кипу, не про верность C++?

Ортодокс — это ортодоксальный еврей. Мне кажется, что это тоже интересно. Это же наш национальный колорит, неиссякаемая жила тем и вдохновения для постов. Из религии можно черпать огромное количество идей, которые будут интересны даже не религиозным людям.

Как шутить о религии так, чтобы никого не обижать? Тебе, религиозному человеку, шутки о религии кажутся уместными?

У меня странное отношение к шуткам, которые многие считают обидными. Для меня главные критерий — смешная шутка или нет. Если шутка свежая, если она действительно заставляет смеяться, я могу простить практически любое оскорбление своих чувств. Другое дело, что это сложно сделать — религии три тысячи лет, что нового можно о ней пошутить?

Я подшучиваю на эту тему, потому что я в этом «варюсь». Я хочу, чтобы в канале была непринужденная обстановка. О религии действительно можно рассказывать так, чтобы это не было занудным проповедничеством.

В иврите есть определенный артикль «ha-», правил использования которого вам никто не расскажет, потому что местные подставляют его интуитивно, а репатрианты нихуя не понимают. Я просто добавляю его к рандомным словам, пока никто ничего не заподозрил. Одно могу сказать точно - после предлога «эт», указывающего на объект действия, существительное употребляется всегда с этим артиклем. Асити эт haавода - я сделал (какую-то конкретную) работу. А ещё у израильтян есть забавная привычка: произносить предлог и артикль слитно, а потом делать долгую паузу, подбирая дополнение. На выходе получается милое моему славянскому уху слово-паразит «этааааа». Все жду, когда ко мне на работе менеджер подойдёт и спросит «эцсамое, сиямта, манияк? — Исходный кот, 3.10.17

Какие детали религиозной жизни вдохновляют тебя на шутки?

Религиозных в Израиле мало кто любит. Мне кажется, что главная причина – ультрарелигиозные личности, которые создают плохое лицо нашему сообществу.

У меня нет ни одного религиозного коллеги. Когда я пришел, мне прямым текстом говорили: «Вот ты — нормальный, налоги платишь, в армию пойдешь». А некоторые не хотят. Над этим хочется подшучивать. Мне кажется, что религиозный человек — образец для подражания, а здесь как-то наоборот получается.

Я не говорю о своих политических взглядах. Я хочу служить в армии, несмотря на то, что я религиозный. Если они не хотят — ок, это их проблемы. Но меня напрягает, когда позицию отдельных религиозных авторитетов навязывают всем. Доходит до абсурда: одни евреи ненавидят других за то, что те хотят служить в армии. При этом, часто случается, что все они ходят в одну синагогу.

Слово «хавер» чаще всего переводится с иврита как «друг», но есть один нюанс. Если ты и твой «хавер» (или «хавера», когда речь идет о женщине) разного пола, то это говорит о наличии между вами романтических отношений, примерно как в случае с английским boyfriend/girlfriend. Как объяснял мне один из местных: «хавера - это когда послезавтра свадьба». Для «просто друга» противоположного пола есть слово «ядид» или «ядида», но назвать так своего братюню - bro code violation, и ваш традиционный вечер хамиши с косячком и видеоиграми под угрозой. Инфинитив от корня «хавер» - «лехабер», что означает «складывать, соединять, подключать». А вот «подружиться» на иврите - «леитъядед», от которого как раз и происходит вышеупомянутый «ядид».
Много других слов в иврите морфологически связаны с «хавер». Компания (as in «предприятие») на иврите - «хэвра». «Хэврэ» - неофициальное обращение к компании друзей. Способ парного изучения религиозных текстов, регулярно практикуемый в йешивах, при котором один из участников толкует Писание, а второй ему оппонирует, называется «хаврута». 
А еще, кстати, есть слово «макар», которое означает очень дальнего знакомого. Вообще, со всеми этими захарами, макарами и прочими никитами в голове крутится мысль «нет такого русского имени, которое не сошло бы еврею за глагол» — 21.11. 17

Откуда твоя любовь к ивриту? Из необходимости на нем говорить?

Я люблю языки, несмотря на то, что я математик по образованию и в душе. Иврит очень логичен, он задевает эстетические и математические струны моей души. В нем множество красивых конструкций, вшитых в язык, однокоренные слова, забавные словосочетания.

Мне интересно наблюдать за трансформацией языка, смотреть, как он оживает, видоизменяется. Как одни и те же корни приобретают кардинально разные смыслы в разных эпохах.

Не-еврейский читатель нашел бы для себя интересности в твоем канале?

Я когда-то делал опрос на канале, выяснял, кто где живет. Оказалось, что израильтян в три раза меньше, чем всех остальных. Я не знаю, евреи они или нет.

Хочется думать, что я пишу интересные вещи. Есть люди, которым просто нравится знать множество разных фактов из разных сфер. Я пишу для таких, я сам такой.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать