Технологии29 Декабря 2015, 11:02

Открытия израильских ученых, удивившие мир в 2015 году

В этом году израильские ученые разбирались с приматами бонобо, изучали феномен «женского» и «мужского» мозга (чтобы понять, что его не существует) и заставляли студентов есть соленые орешки — и все ради науки.

Путешествия во времени

picture

Одна из главных новостей науки 2015 года перевернула представление человечества о себе. Эта находка была сделана не израильтянами и не в Израиле, но имеет отношение к нам всем.

В Оленьей пещере в Китае нашли обгоревшую бедренную кость предка человека, возраст которой составляет около 14 тыс. лет. Несмотря на такой «юный» возраст, эта часть скелета имеет все признаки сходства с аналогичной костью представителя вида древнего человека, который вымер более миллиона нет назад.

Что делал наш предок, который по идее исчез 1 000 000 лет назад, в той пещере? И тут еще хочется узнать, почему она, эта кость, обгоревшая? Кто-то этого «до-человека» сжарил и съел? Ответа на этот вопрос, конечно же, нет. Так или иначе, получается, что в позднем Ледниковом периоде было три вида человекообразных: мы, этот Человек из Оленьей пещеры, а также так называемый «хоббит» с островов Флорес, который исчез с лица Земли где-то 12 тыс. лет назад.

Микроскопические медузы-паразиты

picture

Ученые Тель-Авивского университета были дико удивлены, когда поняли, что загадочные одноклеточные паразиты, которые не давали покоя рыбным хозяйствам, представляют из себя мельчайших медуз-паразитов. Проведя генетический анализ этих крошечных беспозвоночных, ученые Университета пришли к выводу, что настало время пересмотреть значение слова «животное».

Звезды зажигаются, светятся, сталкиваются

Одна из загадок Вселенной, касающихся нашей планеты, была связана с плутоном-244 — веществом, которое сегодня в природе практически не встречается, но которого на начальных этапах формирования Солнечной системы было довольно много. В том числе и на нашей родной планете.

Плутоний — радиоактивный элемент, и период полураспада его изотопа, плутония-224, составляет 80 миллионов лет. То есть прошло некоторое время, прежде чем плутоний разложился. Теперь его (почти) нет, и с момента формирования Земли больше его не поступало. Но откуда он взялся изначально? Ответ на этот вопрос нашли ученые Еврейского университета в Иерусалиме. Маленький спойлер: когда сталкиваются нейтронные звезды, рядом лучше не стоять.

Бонобо не так просты

picture

Ученые из Хайфского университета в Израиле сделали совершенно потрясающие открытие в области зоологии. Они доказали, что знаменитые своей дружелюбностью приматы бонобо не только способны составлять многоступенчатый план своих будущих действий (раньше эти способности оставались в тени, потому что у обезьян не было необходимости их демонстрировать), но и изготавливать различные сложные инструменты. В частности, недавно был случай, когда миролюбивую самку бонобо так разозлили, что она при помощи зубов смастерила копье и попыталась ранить им обидчика.

Вся соль

picture

Плохая новость для владельцев баров: если человек ест много соленых орешков, нет никаких гарантий, что он вскоре закажет стаканчик чего-нибудь освежающего.

Профессор Мика Лешем из Хайфского университета провел опыт, в котором участвовали студенты, и доказал, что соль не обязательно вызывает жажду. Так что все эти барные уловки, когда клиента пытаются накормить солеными фисташками в надежде, что он захочет пива, совершенно бесполезны.

После джанк-фуда вам может хотеться пить потому, что в буквальном смысле пересохло во рту, а не потому, что у организма в целом есть физиологическая потребность в восстановлении гидроминерального баланса. А как действуют на нас орешки в сахаре? Читайте материал и все узнаете.

Старейшая галактика во вселенной

Группа исследователей из Калифорнийского технологического института во главе с израильским ученым Ади Зитрином заявила о важнейшем открытии: они обнаружили старейшую из известных галактик.

Галактике, которая получила романтичное название EGS8p7, более 13,2 миллиардов лет, и она возникла примерно через 600 миллионов лет после Большого взрыва. О том, как (и главное зачем) ученые сделали это открытие, читайте здесь.

Печеночные новости

picture

У профессора Еврейского университета в Иерусалиме, Якова Нэмиаса, практически одновременно родилась и дочь, и гениальная мысль. Он вдруг подумал: а благодаря чему в момент рождения ребенка у него запускается печень? В ходе изучения этого вопроса ученый изобрел способ выращивания функциональных клеток печени в лабораторных условиях. Эту искуственно выращенную печень будут использовать для тестировании новых лекарств.

А ваша мышь высыпается?

Мыши, чей суточный ритм составляет ровно 24 часа, живут дольше и в целом чувствуют себя лучше, выяснили ученые из Академического колледжа Тель-Хай. Если быть до конца честными, то не слишком понятно, как это открытие может изменить нашу жизнь прямо сейчас, но в науке не всякая идея пригождается сразу.

Ученые изменили ритм подопытных грызунов на генном уровне, благодаря чему их биологические сутки стали составлять ровно 24 часа, в то время, как дневной цикл обычных мышей, большей части животных и растений составляет чуть больше 24 часов. В результате генномодифицированные мыши жили дольше и ели меньше. Может, это разгадка секрета долголетия?

А пока ученые думают, как адаптировать этот метод под людей и сделать нас всех здоровее, можно выпить простой коктейль из гранатового сока и фиников, который снижает риск заболевания атеросклерозом и таким образом продляет жизнь.

Мужчины с Земли, женщины тоже

picture

Проведя исследование с использованием 1400 снимков МРТ мужчин и женщин, ученые из Тель-Авивского университета установили, что различий между «мужским» и «женским» мозгом нет. Есть просто мозг как таковой, представляющий собой сочетание «мужских» и «женских» черт. То есть получается, что по снимкам МРТ установить, человеку какого пола принадлежит мозг, невозможно.

Источник: haaretz.com