Календарь
Календарь
Недельная глава:
Шофтим

17 тамуза в истории евреев

17 тамуза в истории евреев

17 числа еврейского месяца тамуз евреи всего мира постятся в память о начале разрушения стен Иерусалима, которое привело, в конечном итоге, к падению Второго Храма. В этом году 17 тамуза выпадает на Субботу, поэтому пост переносится на воскресенье, 18 тамуза (в этом году - 5 июля)

Но одним этим событием печальный список 17 тамуза, увы, не ограничивается

Например, 17 тамуза 2448 года от Сотворения Мира (1312 год до н. э.), через 40 дней после получения Торы, Моше (Моисей), спустившись с Синая, обнаружил евреев, пляшущих вокруг золотой статуи быка. Увидев это, Моше разбил скрижали с 10 заповедями, которые он нес с Синая.

17 тамуза 3328 года (432 год до н. э.) у коѓенов (священников), осажденных вавилонскими войсками на Храмовой горе в Иерусалиме, не осталось животных для жертвоприношений и ежедневные жертвоприношения в Храме были прерваны. Фактически Храм перестал функционировать, ибо его основная суть — в служении Всевышнему (в том числе путем жертвоприношений). До разрушения Первого Храма осталось три недели.

17 тамуза 3829 года (69 год н.э.) была проломлена стена Иерусалима и осаждавшие город римские легионы ворвались в Иерусалим. На улицах города завязались бои, и римляне начали пробиваться к Храму, но на то, чтобы пройти это сравнительно небольшой отрезок (несколько небольших кварталов) им понадобилось три (!) недели.

Также в Талмуде упомянуты еще два печальных события произошедших в этот день.

17 тамуза римский генерал Апостомус сжег свиток Торы. Это был первый, но, к сожаленью, не последний случай сожжения святых текстов и 17 же тамуза в Храме была водружена статуя языческого идола. Насколько кощунственно выглядит это действие, наверное, объяснять не надо.

А вообще-то, начиная с 17 тамуза (в этом году 4 июля) и по 9 ава (в этом году 26 июля) наступает печальный период, который евреи называют «драй вохн» (дословно «три недели» на идиш)) — три недели, в течение которых евреи скорбят по разрушенным Первому и Второму Храмам и изгнанию из Эрец-Исраэль. В эти дни не принято устраивать (точнее принято не устраивать) шумных и веселых собраний. Естественно, если рождается ребенок это обязательно нужно отпраздновать, но все остальные события — День защиты насекомых или скажем, 9-я годовщина защиты кандидатской диссертации, вполне могут подождать. Или, в крайнем случае, все это должно быть без демонстрации широты души с битьем посуды и цыганскими хорами.

Период драй вохн также называется «бейн ѓа-мцОрим» («меж теснин» на иврите) потому что это время считается самым неблагоприятным для евреев. Еврейская традиция рекомендуют не предпринимать в эти дни каких-нибудь серьезных дел, особенно если их успех совершенно неочевиден. Это не значит, что любое начинание автоматически завершиться неудачей, нет, все может обернуться вполне благополучно, но для достижения искомого результата, возможно, придется приложить гора-а-аздо больше усилий, чем в иные дни.

В течение этих трех недель не принято покупать новые вещи и впервые пробовать плоды нового урожая. Если что-то необходимо купить именно в это время, то вещь покупают, но не надевают/не используют до 10 ава.

В драй вохн не стригутся, а также, не стирают (те вещи, стирка которых может подождать. Но носильные вещи стирают по мере необходимости, как и всегда).

 

Материал подготовлен пресс-секретарем еврейской общины Одессы Берлом (Болеславом) Капулкиным

Община