Время
Закат
Календарь
Календарь

Давид Бениш: Наша цель — сделать евреев самодостаточными

Давид Бениш: Наша цель — сделать евреев самодостаточными

Организация ОРТ (Общество ремесленного труда) была основана в 1880 году в Санкт-Петербурге для обучения еврейской молодежи сельскому хозяйству и ремеслам. Спустя 135 лет фокус организации не поменялся – это образование, но уже с акцентом на технологии (с 1991 года ОРТ — «Образовательные Ресурсы и Технологии»). Сегодня ОРТ – это объединение некоммерческих неправительственных организаций, которые работают в 100 странах мира, предлагая образовательные программы для 200 000 человек на 20 языках.

Журналист JewishNews встретилась с Давидом Бенишем, главой ОРТ в СНГ, странах Балтии, Средней Азии и Закавказья в киевском офисе организации, чтобы узнать о доступных образовательных проектах для еврейской общины Украины.

Как давно Вы работаете в Украине?

ОРТ начал свою деятельность в Украине с 1991 года с точечных проектов, изучали, как и в других странах постсоветского пространства, чем мы можем быть полезны еврейской общине. В 2000 году был подписан Меморандум между Всемирным Союзом ОРТ «Образовательные ресурсы и технологический тренинг» и Министерством образования и науки Украины о сотрудничестве в области полного среднего образования и профессионально-технического образования.

picture

Почему важно было подписать соглашение с Минобразования?

Основное направление нашей деятельности — поддержка формального среднего образования, с учетом еврейской образовательной составляющей. Сегодня в Украине под патронатом ОРТ находится четыре средние школы – в Киеве, Одессе, Запорожье и Черновцах [всего в странах СНГ — 17 таких школ. — Прим. О.Р. ]. Все они — муниципальные учреждения, т.е. находятся в собственности государства. В этом заключается наша стратегия. Мы сотрудничаем с государственными учебными заведениями — это экономит ресурсы и приносит значительную пользу. Также ОРТ поддерживает много других еврейских школ в Украине и в странах бывшего СССР.

Местные власти идут навстречу? Открыты к сотрудничеству?

Это взаимовыгодное сотрудничество. Конкретный пример: наш последний масштабный проект — реконструкция средней школы в Киеве [бульвар Давыдова, 5. — Прим. О.Р.]. Еще год назад там обучалось 300 детей — школу готовили к расформированию и закрытию. Мы предложили проект восстановления [а по факту — перестройки. — Прим. О.Р.] школы, инвестировав значительные средства и преобразовав школу в учебный комплекс. Мы создали полностью новую инфраструктуру, оснастили лицей по последнему слову техники, отстроили большой спортивный комплекс, просторный актовый зал. Уже в сентябре там будет обучаться 1000 детей.

picture

Что делает обычную муниципальную школу еврейской?

Мы являемся официальным партнером Министерства образования Израиля и участником программы Хефциба (Heftsiba), которая разрабатывает методологию, содержание и контролирует качество еврейского образования вне Израиля. В наших школах изучают иврит, еврейскую культуру и традицию, историю еврейского народа, географию Израиля, есть спецкурс «Холокост». Также реализовывается много дополнительных проектов в области неформального образования. В рамках программы Heftsiba в каждую школу отправляется сертифицированный преподаватель из Израиля. Это одна сторона вопроса. Израиль — высокотехнологичная страна, поэтому в наших школах упор делается на ИТ-образование. Наши выпускники 10-11 классов по уровню знаний могут конкурировать со студентами ВУЗов 2-3 курсов.

Можете ли вы влиять на преподавательский состав?

В основном сотрудники школы назначаются муниципальными отделами образования, но учитывают при назначении наши рекомендации, опираясь на наш опыт и знания. Один из наших приоритетов — это помочь школам обеспечить лучший кадровый состав. Отобрав лучших учителей, мы инвестируем в их развитие, получение новых знаний, отправляем на стажировки в другие страны в рамках программы «Непрерывного профессионального развития». Наша задача — найти или вырастить профессионалов, которые любят свое дело.

Важно ли вам, чтобы преподаватели также имели еврейские корни?

Нам важно, чтобы наши преподаватели интересовались еврейской традицией и культурой. Мы разделяем принципы, изложенные в законе о праве на репатриацию [согласно закону, евреями, которые имеют право на репатриацию, признаются сын и внук еврея, а также его семья. – Прим. О. Р.]. Например, не столь важно является ли учитель математики евреем. Важно, чтобы человек разделял наши ценности. Это первично.

Как попасть в вашу школу? Есть ли особые требования?

Все процедуры идут по стандартной схеме. Единственная особенность школы в Киеве в том, что это не просто школа, а лицей, и дети туда отбираются по уровню знаний. Все зависит от оценок в табеле. Если общий балл позволяет, то ребенок поступает без дополнительных экзаменов. Если нет — нужно сдать экзамен, после которого решается вопрос о зачислении на конкурсной основе.

picture

Как вы оцениваете эффективность вашего образования? Сколько процентов ваших выпускников поступают в ВУЗы?

Скажу так: наши выпускники успешно конкурируют с другими абитуриентами различных ВУЗов, в том числе в Израиле и за рубежом. Процент тех, кто поступил и продолжил академическое образование, близится к 100%. У этого есть как и положительная сторона, так и отрицательная. Я скажу непопулярную вещь, но кроме юристов, бухгалтеров и управленцев каждой стране, в том числе Украине, нужны профессиональные ремонтники, сантехники, технические специалисты. По разным оценкам, только в Украине потребность в таких специалистах закрывается на уровне всего 20%. В Израиле, например, специалист по ремонту машин может зарабатывать больше, чем стоматолог. Современная станция СТО больше напоминает аптеку — там все компьютеризировано, чисто, качественный сервис. Наша задача — сделать евреев конкурентными, самодостаточными и финансово независимыми. Мир меняется, это нужно учитывать, планируя свою карьеру.

Какие образовательные инициативы существуют для дошкольников?

В 2016 году мы планируем открыть в Киеве садик на ул. Тампере 7a. В этот проект мы инвестируем 2 млн. долларов, оснастив его специальными развивающими зонами: LEGO, Робототехники и др. Мы стимулируем детей мыслить масштабно — уже в четыре года маленький человечек осваивает принципы строительства сложных схем и механизмов.

На вашем международном сайте есть информация про образовательные проекты для взрослых. Расскажите о них.

Все верно. Мы ищем ниши, в которых можем быть полезны, где образование может качественно улучшить жизнь членов еврейской общины. Программы для взрослых у нас рассчитаны на возраст от 18 до 80 лет.

picture

Так, уже 15 лет существует проект ОРТ-Кешернет — совместная инициатива ОРТ и женской еврейской организации «Кешер». В рамках проекта функционирует 6 центров Информационных и Коммуникационных Технологий — в Виннице, Хмельницком, Кривом Роге, Луцке, Черкассах, Макеевке. Слушатели курсов обучаются компьютерным технологиям, проходят программы переквалификации.

Проект GET-IT, реализованный в партнерстве с Hewlett-Packard, направлен на поддержку предпринимательства. Ученики могут обучиться ИТ-программам, которые помогают эффективно вести малый и средний бизнес.

В Меноре (Днепропетровск) действует «Компьютерная лаборатория», где ИТ-технологиям ежегодно обучается более 250 человек, в том числе люди старшего возраста.

Один из последних проектов — это учебный центр «ОРТ-Гилель» в Киеве, где члены общины могут пройти начальные курсы по программированию, также на базе ОРТ-Гилель работает курс английского языка для взрослых.

Все перечисленные программы и проекты наверняка требуют значительного финансирования. Откуда вы его берете?

В первую очередь «Всемирный ОРТ» — это международная организация, которая живет на пожертвования как со стороны частных лиц, так и со стороны других организаций. Прежде чем запустить новый проект, мы изучаем его целесообразность — на базе ОРТ работает сильная R&D (reseach & development — научно-исследовательская. — Прим. О.Р.] команда, готовим отдельный бюджет и только тогда ищем финансирование под конкретный проект. Один проект может финансироваться частными лицами и организациями — в зависимости от возможностей. Так, например, международная организация International Fellowship of Christians and Jews помогает нам с финансированием питания в школах, а также транспортных расходов на развозку школьников.

Основные деньги — не местные пожертвования, а помощь из США, Израиля, стран Европы.

picture

Местные спонсоры не заинтересованы в образовательных проектах?

Дело не в этом. В западных странах практика пожертвований — часть культуры. Для стран постсоветского пространства это относительно новый опыт. Обычно деньги «оседают» в синагогах. Я не говорю, что это плохо. Просто таких пожертвований недостаточно для качественного развития общины. И речь не идет о крупных суммах. На практике, крупные суммы в благотворительных организациях появляются благодаря маленьким пожертвованиям многих людей. Но для этого должно пройти время, привиться культура пожертвований среди широкого круга общин. Кроме того, в западных странах существуют законы, освобождающие от налогов в случае благотворительной помощи, но, к сожалению, такие законы пока не приняты в странах бывшего СССР.

По нашему мнению, раздавать пайки и оказывать точечную финансовую помощь важно, но неэффективно. Правильней обучить человека, чтобы он больше не нуждался в пайке.

Какие планы на ближайшее будущее?

Наша сегодняшняя деятельность и планы на будущее — помогать молодежи, членам еврейской общины получить современное обучение для жизни, в области технологического и профессионального образования, используя наш многолетний опыт и ресурсы.

Община