Календарь
Календарь
Недельная глава:
Ваигаш
Община 21 Января 2017, 09:02

Эвкалипт: еврейское дерево еврейских поселений

время Время прочтения: 9 мин.
Эвкалипт: еврейское дерево еврейских поселений

Из всех новых, посаженных в Эрец-Исраэль, деревьев именно эвкалипт символизирует новое еврейское поселение и желание удержать эту землю отцов.

За короткое время эвкалипт настолько прижился в поселениях Первой алии, что стал их символом. Дерево стало отождествляться с еврейским заселением Эрец-Исраэль, что арабы стали называть его "еврейское дерево".

Вы скажете: эвкалипт - австралийское дерево! При чем тут евреи? И будете совершенно правы.

Так каким ветром его занесло в наши края, как и почему? И кроме того, за время выращивания в этих краях, за последние где-то 150 лет, эвкалипт оброс таким количеством мифов, что тяжело под ними найти реальное дерево...

Эвкалипт до сих пор - одно из самых "идеологических" деревьев Израиля. Он не только накрепко связан с историей сионизма, но и отношение к нему демонстрирует отношение к сионизму.

picture

Начнем, естественно, с истории

Первые эвкалипты прибыли сюда в конце XIX века в почтовых конвертах.

Первые упоминания эвкалипта в этих местах, еще во времена правления здесь Османской империи, относятся к 1860-м.

Есть сведения, что эвкалипт и другие австралийские растения попали сюда впервые в 1862 году. В 1860 году Иерусалим посетил Джозеф Долтон (Дальтон) Гукер, в те времена заместитель директора Королевских ботанических садов Кью (Лондон). Гукер был известным ученым и другом Дарвина. В Иерусалиме он познакомился с английским консулом Джеймсом Финном и его семьей. На него произвел впечатление интерес жены консула к выращиванию разных растений. И он написал в Австралию (в Королевские сады, Виктория) и попросил прислать для нее семена эвкалипта (видимо, Eucalyptus globules) и других растений. Семена были получены, за что Финн благодарил австралийцев и Гукера. Семена были присланы еще несколько раз.

Нет доказательств, что какие-то из присланных тогда растений прижились.

Смыл посадок тех времен был в создании лесов, создание тени, создание лесозащитных полос на этой земле, где леса были почти полностью уничтожены.

В дневниках немцев-темплеров, жителей Сароны, написано, что в 1874-1875 они сажали эвкалипты для осушения болот рядом со своим поселением.

Еще одна попытка выращивания эвкалипта в Эрец-Исраэль была предпринята в 1880-е. Семена привезли из Тасмании в Американскую колонию в Иерусалиме, а оттуда Карлу Нетеру – одному из основателей Всемирного еврейского союза (международная еврейская организация во Франции; основана в 1860 году Адольфом Кремье с целью «защищать права евреев в странах, гражданами которых они являются») и основателю сельскохозяйственной школы Микве Исраэль – в эту самую школу для посева. Очевидно через год, в 1884 году, Нетер привез из Алжира вид Eucalyptus camaldulensis (эвкалипт камальдульский, אקליפטוס המקור), он хорошо прижился и стал основой для более поздних посадок. Этот вид и до сих пор самый распространенный вид эвкалипта в Израиле.

Малярия - главная причина посадок эвкалипта в Эрец-Исраэль.

Распространится эвкалипту помогла малярия, страшная болезнь, косившая местных жителей в конце XIX - начале XX века. О ней рассказывает стенд в музее "Первого врача" в Менахемии, в Иорданской долине.

picture

На кладбищах времен Первой алии (130 лет назад) похоронены дети, умершие от малярии. Таких могил очень много. В отдельных местах еще и между 1930 и 1940 годами ни один ребенок не доживал до двухлетнего возраста.

picture

Распространителями болезни были малярийные комары, которые жили на болотах. В те времена считалось, что, чтобы победить болезнь, надо уничтожить болота. И тогда же считалось, что эвкалипты осушают болота, а, значит, они - спасение от болезни. Посадку эвкалиптов поддерживал известный местный врач Гилель Йаффе. Он, также как и другие врачи, его современники, считал, что эвкалипт очищает воздух. В начале думали, что причина малярии - "плохой воздух" (итал. mala aria) - и от этого произошло слово малярия.

Первые большие посадки состоялись в 1888 году: в Петах-Тикве было посажено 60.000 саженцев для осушения болот.

Район Хедеры был полон болот. В 1891 году условия были особенно тяжелые и все больше и больше поселенцев заболевало малярией. Малярия унесла множество жизней. Жителей тогдашней Хедеры поняли, что если они хотят жить в этих местах, они должны осушить болота. Они посадили больше миллиона саженцев.

Эти посадки в Хедере, в Петах-Тикве, Рош-Пине, а затем по всей Эрец-Исраэль, осуществил барон Ротшильд и его чиновники Яков Бен Шимоль и Элиягу Шайд. Эвкалипт также называли "хининным деревом", подчеркивая его роль в борьбе с малярией.

picture

..."только еврейские поселения проводят опыты по посадкам эвкалипта на болотах и результаты чудесны - болота высыхают. Замечательный лес, очень красивое зрелище, и как летняя дача выглядит чудесная еврейская деревня". (Проспект фирмы "Лес", 1920г.)

Кроме того, сионистам было понятно, что экология этих мест нарушена за сотни лет, когда здесь управляла мусульманская Османская империя. Турки опустошили леса, правители ничего не делали для сохранения лесов и земель, не мешали жителям рубить леса, без надзора. Результат был ужасен не только эстетическим. Дожди смывали верхние слои земли, было много заболоченных земель, над которыми стоял туман. На болотах жили малярийные комары, сеявшие смерть.

Исходя из этого, сионистская концепция по отношению к лесу была простая: сажать леса, как можно больше... Эвкалипт прекрасно приживался практически на всех землях и, соответственно, был любим еврейскими лесоводами.

Даже при большой любви к посадкам эвкалиптов, уже в конце XIX - начале XX вв. знали, что сажать эвкалипты слишком близко к жилым домам очень проблематично. Корни эвкалиптов очень длинные и мощные, они ломают подземную инфраструктуру, например, трубы.

Также проблематичны взрослые деревья, растущие в сельскохозяйственных угодьях, т.к. вокруг них плохо растут сельскохозяйственные культуры.

Интересно, что об этом написано в раввинских книгах тех времен: существуют записи раввина Кука и раввина Дискина об этих деревьях. Раввины обсуждали две стороны этих деревьев, положительную - борьбу с малярией, и отрицательную сторону, от которой страдали жители поселений, где росли эти деревья.

И вдруг в 1920-е выясняется, что эвкалипт не способствует осушению болот.

Эвкалипты, к сожалению, не оправдали ожиданий. Оказалось, что корни эвкалиптов легко добирались до подземных вод и пили их. Вода болота их совершенно не интересовала.


Тем не менее, и после этого были посажены миллионы деревьев. Раз дерево хорошо приживалось, то надо сажать, надо озеленить эту голую, заброшенную землю. Надо возвращать ей леса хоть в каком-то виде.

Может быть эвкалипт все-таки очищают воздух? На сегодняшний день известно, что если эвкалипт и очищает воздух, то это практически не влияет на малярию.

От эвкалиптов к дренажным канавам.

Решение пришло в осушении болот с помощью дренажных канав. Рытье канав, укладка труб, по которым потечет вода болот. Дренаж превратит землю в плодородную и дающую хороший урожай.

picture

Надо иметь в виду, что в десятилетия предшествующие образованию государства, большую часть рытья канав и укладки труб делали вручную, никаких машин не было.

picture

Небольшой перерыв во время работ по осушению болот в долине Звулун, 1929г., Шмуэль Йосеф Швайг. Выставка «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит»

Еврейский национальный фонд взял на себя эту задачу по рытью канав, практически вручную.

picture
Еврейский национальный фонд, автор Отто Велиш, 1939 год. Выставка Отто Велиша сейчас проходит в Музее искусств (Тель-Авив)

Осушение болот было очень медленным и требовало годы работы, но в конце-концов дало нужные результаты.

О "еврейской работе". Лирическое отступление

Земля болота Кебара (район речки Таниним, восточнее кибуца Мааган Михаэль) была куплена коммерческой организацией Palestine Jewish Colonization Association, основанной бароном Ротшильдом, в 1922 году, и организация вложила в осушение миллион фунтов стерлингов.

Оказывается, не только Ханкин покупал болота, барон тоже. Осушение большей части происходило в 20-30е годы прошлого века. Ради этих работ были наняты рабочие, египтяне и суданцы, которые работали в тяжелых условиях и страдали от малярии. Также были наняты члены одного арабского племени (ערב אל-ע'וארנה). PICA купила для бедуинов землю в замен и на этой земле была основана для них деревня Джисер Азарка, недалеко от бывшего болота.

Поселенцы из Третьей алии требовали от PICA брать евреев на работу в рамках общего стремления к "еврейской работе", но им было отказано. После общественной борьбы в 1924г. PICA согласилась взять рабочих - евреев на работу. Условия работы были улучшены. Многие из этих рабочих поселились в Зихрон-Якове и Биньямине.

Так выглядели работы по осушению болот Кебара.

picture

"Kabara Drainage" מאת לא ידוע - לא ידוע. ברישיון שימוש חופשי דרך ויקיפדיה.

И благодаря всем этому у нас растет очень много эвкалиптов...

У нас куда не кинь взгляд, и в городах и в деревнях, и в лесах, и в полях, растут эвкалипты. Очень часто это самые высокие и старые деревья, которые мы встречаем.

picture

Это национальный парк "Речка Яркон", редкий для меня кадр, где эвкалипты представлены целиков, а не по частям.

picture

Несколько молодых и очень симпатичных эвкалиптов мы встретили в Парке Аамаким, недалеко от Хайфы. Это, как я понимаю, эвкалипт закрученный (?) Eucalyptus torquata אקליפטוס הצווארון.

picture

А это современное болото в заповеднике Хула, а вдали полоса высоких деревьев - эвкалиптов.

picture

В конце 60х годов прошлого века, в пик сионистских лесопосадок как времен мандата, так и времен государства, эвкалипты представляли 21% всех деревьев в Израиле.


На сегодня, даже после массового спиливания деревьев, эвкалипт второе по важности дерево в нашем лесу. Первое место занимает ёлка сосна.

Успешность сионистского поселенчества зависела от успешности борьбы с малярией, деятельности уменьшающей влияние лихорадки на человека и в конце-концов победу над ней.

Многочисленные саженцы эвкалиптов в руках первопоселенцев стали символом еврейского заселения этих земель, и эвкалипт до сих пор выражает для многих именно первопоселенчество.