Эксклюзивное интервью с главным раввином Днепра, Шмуэлем Каминецким в преддверии Песаха для JewishNews - Jewish News
Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Интервью29 Марта 2018, 09:05

Эксклюзивное интервью с главным раввином Днепра, Шмуэлем Каминецким в преддверии Песаха для JewishNews

Эксклюзивное интервью с главным раввином Днепра, Шмуэлем Каминецким в преддверии Песаха для JewishNews

В своем интервью Шмуэль Каминецкий расскажет о стереотипах, освобождении, вере и истории. О том, как важно смотреть глубже на людей и ситуации, и стоит ли рассказывать другим людям о еврейской культуре. Мы поговорим об упрощении традиций, смысле Песаха и важности участия в Седерах. А также узнаем, почему евреям нужно объединяться и как быть счастливыми людьми.

(Запись разговора приведена в оригинале и с сохранением стиля речи собеседников)

–  Мы начинаем готовиться к Песаху, который наступает в пятницу. В первую очередь это праздник освобождения, как физического, так и духовного. Но у нас очень много стереотипов, мы фактически живем в мире, полном ярлыков и стереотипов. Как иудаизм, еврейская традиция относится к стереотипам и к освобождению от них, что она рекомендует?

Я не был готов к такому вопросу (смеется). Вот именно, надо от них освободиться. И это называется сегодня "fake news". Вы знаете слово "fake news"? Мы должны помочь людям смотреть глубже на других людей, на ситуации, не верить тому, что пишется в публикациях в интернете, потому что нас обманывают.

Очень много идет неправильной информации о народах, о людях. Это касается всех. Мы тоже являемся жертвами этого, к сожалению. Слава Богу, что мир меняется и это стало общей проблемой. Например, есть стереотип о том, что Украина - это антисемитская страна, где только погромы.

И мы пытаемся поменять это отношение к Украине, так как тут очень много евреев живут комфортно. И что это страна кроме тяжелой, имеет и очень положительную историю. Движение хасидизм, культура идиш, движение сионизм, - они все из Украины. На протяжение тысячи лет евреи и украинцы жили рядом, дружно.

Я думаю, что сегодня люди стали умнее и более грамотными, они не наивны. И поэтому легче стало объяснить. Уже нет такого, что люди сидят в селе и слушают то, что им рассказывает один человек. У них есть доступ к информации. Люди намного более интеллигентны. Это нам на пользу. 

– Как вы считаете, при преодолении стереотипа антисемитизма, надо ли рассказывать людям, не евреям, о еврейской традиции, еврейской культуре, показывать им насколько хорошо жить еврейское жизнью?

Если им интересно – будем рассказывать. Но не надо насильно. Есть очень большой интерес у населения узнать о наших традициях, очень большое движение.

Я вначале думал, что все, кто интересуются, - это евреи или люди с еврейскими корнями. Но оказывается, что история нашего народа, которая длится четыре тысячи лет, интересует всех. Поэтому расскажем, кому интересно. Но чтобы это не выглядело так, как будто мы кого-то заставляем узнавать и слушать.

И необязательно, что человек, который не знает нашу историю, является антисемитом. Она может быть неинтересна ему. У человека есть своя культура, своя религия, своя семья. Люди очень заняты и не всем до этого. Поэтому не надо обижаться, если кто-то не интересуется. 

–  Что бы Вы рекомендовали евреям, которые не интересуются своей историей?

Очень жаль. Такой человек очень много теряет. И на Песах мы читаем Агаду. Какой смысл слова "Агада"? Агада – это то, что мы рассказываем своим детям о еврейском народе.

В мире, кроме Советского Союза, где Сталин, Ленин, коммунизм, сделали свое дело, девяносто процентов евреев участвуют в Седерах. Какие бы они ни были: евреи-реформисты, консервативные, ассимилированные. Все они хотят, чтобы было продолжение еврейства в семье. И Седер Песах — это основа всех основ для продолжения еврейства.

К сожалению, на протяжении семидесяти лет у нас было сделано все, чтобы этого не было. Работа предстоит большая, и я очень благодарен Михаилу Ткачу и Игорю Валериевичу Коломойскому за то, что делается очень много на глобальном уровне, на всеукраинском уровне для того, чтобы евреи узнали о Песахе.

Когда людям дается в подарок маца, это помогает им задуматься о том, что произошло. Потому что иногда, когда кому-то рассказываешь историю, люди не слушают. Когда они получают что-то физическое и они это едят, они захотят узнать об этом еще более подробно, зайдут в интернет. Но очень важно участвовать в Седерах для евреев, очень рекомендуется.

У нас проводится очень много Седеров, в том числе крайне упрощенно, когда фактически подается на стол маца и листик салата, и рассказывают, что вот, евреи вышли из Египта. Фактически упрощается все, упрощается сама традиция, правила кашрута, шабата. Упрощается все вплоть до того, что вообще ничего не нужно знать и соблюдать. Такое упрощение по мнению нашей редакции очень некорректно, оно фактически противоречит библейской традиции, еврейской жизни. А как вы к этому относитесь? 

Тут есть смысл. Мы же говорим о том, что мы едим то, что ели наши предки.

И вообще, есть вопрос. Если мы хотим передавать людям знания, почему мы не собираем их в зале и не даем лекцию? Если мы хотим накормить людей, то необходимо есть в ресторане. Почему мы это совмещаем?

И еще один вопрос есть. Когда мы собираем людей, надо понять, кто есть наша аудитория. Если дети, - то нужна детская программа, если пожилые, - то другая, если это интеллигентные люди, - то отдельная программа. А мы тут всех в кучу собрали: бабушки с дедушками и дети любого возраста, все вместе.

Потому что смысл Песаха в том, что через простые блюда и через вопросы, которые мы задаем, через ответы, которые мы получаем, в этом и есть смысл Песаха, он нас объединяет. И все делается для того, чтобы это все осталось в памяти у евреев, в их сознании. И это работает!

Нет ни одного народа, который на протяжение трёх с половиной тысяч лет отмечает Песах, никто ничего не забывает. Покажите мне еще один народ в мире, который помнит, что было две-три тысячи лет назад детально и подробно. Сколько всего людей было, как это все произошло, какие песни они пели, что они ели. Только евреи. Потому это и работает. Но выглядит это все немного странно, мы собираемся, едим хрен, плачем… Но это работает.

–  Что еще способно объединить евреев, кроме Песаха?

Объединить евреев – это непросто. Потому что евреи очень умные. Другие тоже умные, просто я знаю, что евреи точно умные. Умному человеку очень тяжело иногда терпеть другого человека, потому что у каждого есть свое мнение и позиция. У умного человека есть эго, гордыня.

Но вот это и есть Песах, который помогает нам объединяться. Потому что мы все были рабами. Если бы не Всевышний, и вера во Всевышнего, мы были бы рабами до сих пор. История Песаха помогает нам объединяться и любить друг друга. В этом тоже есть смысл Песаха.

–  Что бы Вы хотели пожелать к Песаху не только евреям, но и всем остальным?

Быть свободными. Потому что у нас очень много проблем, из-за которых мы становимся рабами в духовном смысле. Наши привычки, фобии, страхи, наши слабые стороны. И это хорошее время освободиться от всего. Освободиться от своего эго, называемого гайва. Гайва, битуль - это очень важные термины у евреев.

Быть счастливыми людьми - это значит помнить свои традиции, верить во Всевышнего, знать, что он поможет, - и тогда у нас всё будет хорошо.

Мы желаем счастливого, кошерного Песаха. Потому что даже еврею, который не соблюдает кашрут, во время Песаха есть смысл убрать хамец из дома, и принести домой только кошерные продукты, такие, как маца и другие. И через это мы уберем наш духовный хамец, который находится внутри каждого. 

Без этого не было бы еврейского народа сегодня, если бы мы не сидели этот один вечер дома. Благодаря этому вечеру наш народ жив и процветает. Все правильно, что вся семья собирается, рассказывается Агада. Это же "statement" – утверждение, - что есть главное для нашего народа.

Мы же говорим о том, что раньше мы были идолопоклонниками и не верили во Всевышнего, и как Авраам, первый еврей, признали Всевышнего. Именно так и начинается еврейство. Любой человек может быть, как Авраам. Он раньше верил в чужих идолов и верил, что другие люди ему помогут, и что его судьба в их руках. А он должен знать, что только Всевышний ему поможет.

Так же как Авраам вышел из этой ситуации и признал Всевышнего, так же как евреи находились в рабстве, в тяжелом рабстве, и никто не мог поверить и подумать, что оттуда можно выйти. Но они как-то вышли. И точно так же, каждый человек, каждый еврей, может выйти из собственного рабства, в котором он находится. В этом весь смысл. И это работает.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю