Как экономический кризис в Украине сказался на еврейской благотворительности
![Как экономический кризис в Украине сказался на еврейской благотворительности](/assets/cache_image/uploads/2015/08/04/620x260_1d9b4965b85b46dc71643a19d15fd4a2_c_900x0_059.jpg)
Много лет Рами Вайсман, директор сети ювелирных украшений, зарабатывал достаточно для того, чтобы прилежно перечислять часть своих доходов еврейской общине родного Днепропетровска. Но сейчас Вайсману самому приходится непросто и он не может, как прежде, жертвовать на нужды местной синагоги, миквы и еврейской дневной школы с садиком, куда ходит его сын. Война между украинской армией и повстанцами, которых поддерживает Россия, нанесла большой удар по украинской национальной валюте, подешевевшей по отношению к доллару вдвое в сравнении с 2013 годом.
Иудейская община Украины — по численности вторая в Европе после Франции, она составляет около 350 тыс. человек. Кризис в стране привел к тому, что объемы местной благотворительности существенно сократились, и здешняя еврейская община снова стала зависеть от помощи братьев по вере из Западных стран.
«Клиенты почти ничего не покупают, но если и решают что-то приобрести, то расплачиваются в гривнах, а мы закупаем серебро в долларах и евро, — говорит Вайсман, отметив, что для компании это означает сокращение прибыли на 50%. — Я до сих пор отдаю на благотворительность, когда могу, но не как раньше».
Еврейские общины в Украине, которые были полностью зависимы от западной помощи после развала СССР, за последние 10 лет стали намного самостоятельнее — благодаря укреплению среднего класса в стране и стремительному возрождению еврейской культуры, в том числе благодаря благотворительной поддержке.
Но помимо помощи от крупных олигархов [таких как Игорь Коломойский в Днепропетровске, Александр Фельдман в Харькове или Вадим Рабинович в Киеве - прим.ред.], еврейские общины полагались и на более скромные пожертвования бизнесменов вроде Вайсмана. Обычно такие благотворители переводят определенную сумму в ту некоммерческую организацию, которой хотят помочь, или же передают деньги раввину, который координирует несколько подобных организаций.
В последние годы — до революции зимой 2013-2014 гг. и начала военного конфликта с Россией — «бюджет еврейских общин в Украине уже на 40-60% состоял из местных благотворительных взносов», отмечает раввин Яков Дов Блайх. Блайх отметил, что $4,5-миллионный бюджет его общины в Киеве примерно наполовину состоял из пожертвований местных благотворителей.
Лидеры других еврейских общин, включая Хабад, говорят о таком же резком уменьшении объема пожертвований. Блайх признается, что война «вымела его местную базу благотворителей, снова сделав украинских евреев зависимыми от пожертвований, которые приходят из-за границы».
Ребе говорит, что один бизнесмен, который раньше давал их общине $20,000 в год, сейчас передает 20,000 гривен, что в пересчете составляет примерно $900. Директор благотворительного фонда «Днепропетровская еврейская община» Зелиг Брез говорит, что объем местных пожертвований в 2014 году по сравнению с предыдущим годом упал на 30%, то есть с 65% до 35%.
Тем временем еврейская община Донецка, которая в свое время составляла 10 тысяч человек (до того, как большинство из них были вынуждены бежать от продолжающихся боевых действий между украинской армией и пророссийскими сепаратистами), теперь может рассчитывать по большей части только сама на себя — так считает главный раввин Донбасса Пинхас Вышедски, который сейчас находится «в изгнании».
Благотворители в Донецке, включая богатых олигархов, около 10 лет назад стали главным источником финансирования местных общин. До этого наполнением бюджета занимался Джойнт («Американский еврейский объединённый распределительный комитет») и другие международные группы, говорит раввин Вышедски, который был вынужден переселиться в Киев.
Значительную часть бюджетных дыр, возникших в результате кризиса, сейчас заполняет Международный Фонд дружбы христиан и евреев (IFCJ), организация с главным офисом в Иерусалиме. Ей помогает множество христианских благотворителей из США, а она в свою очередь поддерживает Джойнт, Хабад и другие организации, оказывающие помощь евреям в Украине.
К ежегодно выделяемым $8 млн. помощи украинским евреям в 2014 году IFCJ добавил еще $2 млн. Организация увеличила объем дотаций, оценив все те сложности, с которыми пришлось столкнуться местным евреям.
Часть денег была потрачена на то, чтобы помочь этим людям эмигрировать в Израиль. Алия из Украины в прошлом году выросла вдвое, перешагнув отметку в 6 тысяч человек. Но все же львиная доля этих финансов была потрачена на обеспечение безопасности, закупку лекарств, одежды и продовольствия.
Джойнт также помогал закрывать различные срочные сборы в 2014 году, добавив $3,2 миллиона к основной сумме в $7,5 млн., предварительно заложенной в бюджет для помощи Украине в 2014 году. Но в целом траты Джойнта на Украину снизились с $8,3 млн. и $8,7 млн. в 2011 и 2012 годах соответственно до $7,6 млн. и $7,5 млн. в 2013 и 2014 годах. Впрочем, пресс-секретарь Джойнта Мишель Геллер сообщил, что уровень помощи с учетом новой стоимости гривны не уменьшился.
Блайх сейчас отправился в свой родной Нью-Йорк — он надеется привезти оттуда благотворительные пожертвования для своей общины в Киеве.
Несколько недель назад киевский рав Моше Асман, основал еврейский лагерь переселенцев недалеко от Киева, назвав его в честь деревни Анатевка из популярного бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше».
На англоязычном сайте этого проекта стоимостью $6 млн, который должен запуститься в сентябре, размещены фотографии уже наполовину построенных деревянных домиков — точно таких же, как в декорациях к постановке, которые служили для авторов проекта источником вдохновения. На крыше одного из этих домов даже можно увидеть силуэт скрипача.
Вишедский считает, что еврейская община в Украине способна продержаться и без помощи Запада. «У нас есть готовность. Наш образ мыслей, в котором благотворительность занимает не последнее место, не разрушат никакие бомбы, — говорит он. — Как только все уляжется, оставшиеся в Украине евреи начнут заново все отстраивать — своими руками».
Источник: JTA
Перевод: Ганна Руденко