Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин03 Июня 2017, 07:49

Как иудаизм относится к душевнобольным?

Как иудаизм относится к душевнобольным?

В Талмуде очень много законов, касающихся душевнобольных. По определению Торы душевнобольной — это человек, который не может нести ответственность за результаты своих действий. Соответственно, за него отвечают здоровые.

В религиозном обществе отношение к людям с такими проблемами — уважительное и теплое. Мы читаем о раввинах, которые проявляли максимальное терпение и заботу к душевнобольным. Я бы сказал даже, что по-настоящему душевные качества человека проверяются именно в его отношении к умалишенным.
У различных проблем с психикой — различные причины, среди них — психологические и физиологические. Попробую разобрать одну из таких причин.

Всем известна концепция Торы о хорошем и дурном начале в человеке. Каждый может прочувствовать это на себе. Когда, с одной стороны, понимаешь необходимость и целесообразность определенного действия, но что-то внутри мешает его совершить. Это может быть чувство стыда или лень, зависть или злоба, а может быть просто тяжело, потому что непривычно. Как поступит человек? В своих лекциях о мировоззрении иудаизма (очень рекомендую их всем, кто говорит на иврите, в Коль а-Лашон, лекции для женщин) рав Айнорен объясняет, что в человеке параллельно действуют два механизма: разум и желания. С одной стороны, человек не может пойти против разума. Но, с другой стороны, он выбирает, о каких вопросах советоваться с ним, а о каких — нет. Например, он хочет закурить, но знает, что ему это вредит. Тут приходит желание (хочу курить) и задает вопрос: один раз закурить — это вредно? Разум отвечает: один раз — вред ничтожно мал. И человек зажигает сигарету. А он мог бы задаться вопросом: ну, а если я закурю один раз, возможно, мне захочется еще один, а потом еще, и тяжело будет преодолеть себя? И разум подтвердил бы это, и вывод был бы — что нельзя курить. Но человек не задает себе этого вопроса потому, что не хочет этого ответа.

Вы спросите: как это связано с психическими отклонениями? Моя мама заль цитировала слова известного ученого о том, что определения психической болезни фактически не существует, так как на практике любое такое определение будет, в той или иной мере, подходить большинству людей! Ту же самую мысль я нашел через много лет в Израиле у известного раввина. Описанное выше поведение является все же определенным отклонением от нормы, но просто потому, что мы все подвержены подобного рода явлениям, это не считается болезнью.

В действительности же человек, который смотрит на это со стороны, скажет: тот, кто так поступает, — сумасшедший.

Отступлю от темы. Вывод, который напрашивается: по определению Торы праведник — это душевно здоровый человек! И это не ново, ведь РАМБАМ говорит, что мудрецы — это целители душ. И известно, что праведник Рав Арье Левин (живший менее ста лет назад) вылечил несколько душевнобольных.

В чем различие между больным и здоровым (относительно) человеком? Можно предположить, что оно в следующем. Здоровый, когда выбирает не советоваться с разумом, все же осознает, что он делает, а больной настолько боится реальности, что этот механизм включается у него подсознательно как защитная реакция — совершенно инстинктивно.

Проблема в том, что иногда у человека все же есть определенное внутреннее ощущение, что в его логике «что-то не так», и тогда психика компенсирует чувство собственной дефектности, ударяясь в другую крайность. Например, если он курит, то в порядке компенсации бросается в погоню за «здоровой пищей». Наверное, это и есть шизофрения.

Источник

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю