Время
Закат
Календарь
Календарь

Кошерная мода для ультраортодоксов

Кошерная мода для ультраортодоксов

Ультраортодоксальная мода — такое сочетание несочетаемого любому непосвященному человеку покажется странным. В нашем представлении религиозная еврейка должна быть чуть ли не с ног до головы завернута в аскетичную одежду. Даже само слово «мода» как-то не вяжется с бесчисленными слоями тканей, которые по представлениям ортодоксов должны скрывать фигуру женщины.

Но последние пару лет набирает силу новый тренд — за исключением крайних течений ультраортодоксальная община сегодня по-настоящему раскрывается перед современным миром (естественно, в рамках разумного). На горизонте появляются дизайнеры, готовые принять вызов — они создают ортодоксальную, но вместе с тем модную одежду. Блогеры тоже не обошли эту тему стороной — ортодоксальная иудейка из Нью-Йорка Ади Хейман, которая работает персональным шоп-ассистентом, с 2010 года ведет популярный блог Fabologie о модных тенденциях и коллекциях, не противоречащих религиозным нормам приличия. 

picture

Скриншот первой страницы блога Fabologie.com

«В свое время одежду харедим действительно сложно было назвать стильной, — говорит Авигейл Лорензи, 21-летняя дизайнер, которая создает одежду для представителей ультраортодоксальных общин. — Главное было одеваться аскетично и скромно, все остальное не имело значения. А сегодня выглядеть хорошо стало действительно важно, и для этого не обязательно надевать что-то обтягивающее или откровенное».

«Тора или галахическое право не говорят, что женщине нельзя одеваться красиво и элегантно», — говорит Хана Мерелус, владелица известной марки свадебных и вечерних платьев.

На волне этой открытости летом 2014 года появился журнал мод, посвященный «благопристойным» нарядам — этот проект стал частью дипломной работы Гилат Дайан, студентки кафедры визуальных коммуникаций академии Бецалель в Иерусалиме.

«Для меня тема одежды стала настоящим вызовом, — говорит она. — Я хотела окончательно разобраться с этим вопросом и понять, как сделать fashion-журнал для религиозных людей, не нарушая правила приличия. Я увидела, насколько сильно женщинам в этих общинах не хватает стильных вещей, которые смотрятся привлекательно, но не вульгарно».

На сайте для ультраордоксальных евреек Dossit Girl («ультраортодоксальная девушка» на мотив названия «Gossip Girl», крайне нескромного сериала «Сплетница») есть и раздел «Мода».

Некоторые харедим (в первую очередь мужчины) полагают, что сама по себе попытка выйти за пределы «своего мира» — это уже нескромность. Но Лорензи им возражает: «Так думают фанатики, которые сами носят накидки. Для обычных верующих и женщин-харедим все иначе — особенно для 17-22 летних девушек, которые хотят хорошо выглядеть и выйти замуж. Для этой святой цели их мамы готовы купить им платье по любой цене. Девушка должна подбирать платье под будущего мужа. Если ей хочется выйти замуж за человека, который работает, открыт миру, не впадает в крайности — ей и одеваться нужно соответственно. Если девушка одевается непривлекательно, то ей достанется муж, который только и делает, что днями учится в иешиве».

«Среди харедим немало тех, кто понимает моду и любит красиво одеваться, — говорит Марелус. — И если в целом община не особо настроена на поиск нового, то ее молодая женская часть очень хотела бы, чтобы ортодоксальная мода начала развиваться. Ко мне обращаются девушки, которые ищут что-то особенное — платья таких фасонов, которые никто еще не надевал и даже не видел. Даже в этом мире, где девочки еще в старших классах уже становятся невестами, fashion-тема вызывает огромный интерес. Ультраортодоксальная мода находится на начальном этапе развития, но уже сейчас все меняется. Мне кажется, в первую очередь благодаря социальным сетям».

picture

Свадебное платье Chana Marelus, www.facebook.com/MarelusEveningWear

«Такие изменения идут уже несколько лет, — говорит Ади Бург, личный стилист, который работает с клиентами из общины харедим. — В этой нише появляется все больше и больше модельеров, и их дизайнерская карьера всегда начинается с какого-то “дефицита” — в свое время они не смогли найти правильное вечернее платье или подобрать платье для полной женщины и начали шить эти вещи сами. Они не были готовы идти на компромисс, поэтому решили делать одежду сами для себя. А потом превратили это занятие в свой бизнес».

Бург считает, что изменения в общине связаны с изменениями в мире в целом: «Люди стали одеваться более скромно, и совсем не из-за религии. Публичные персоны — например, первая леди США Мишель Обама — выбирают очень сдержанный стиль, это сейчас в тренде. Крупные дизайнеры создают новые тенденции под впечатлением от религиозных обычаев — некоторых из них вдохновляют даже штраймлы [меховые шапки хасидов], взять того же Джона Гальяно. Людям интересен мир религии».

Как отмечает Бург, женщины-харедим вполне неплохо разбираются в модных брендах: «Евреи из Парижа, Милана и Нью-Йорка открыты ко всему. Религиозные девушки из этих городов интересуются модой точно так же, как и любые другие девушки. Они современны и всегда в курсе новинок. Chana Marelus — это один из самых известных в своих кругах брендов, у этой марки есть свой стиль, девушки его узнают и хотят эту одежду покупать».

picture

Вечернее платье Chana Marelus, www.facebook.com/MarelusEveningWear

Марелиус говорит, что «дизайнеры понимают, как создавать свои модели в соответствии с правилами общины, и выбирают именно те тренды, которые вписываются в стиль, продиктованный религиозными правилами. Они адаптируют модные тенденции к желаниям будущих покупателей, не заставляя их идти на компромисс со своими моральными ценностями».

Эскиз своего первого платья Марелус сделала в 16 лет, и с тех пор она оттачивает мастерство. После замужества Хана решила открыть свой маленький бизнес. Сегодня у нее есть свое ателье в Бней-Бараке, городе ортодоксов. «Клиентки находят меня через социальные сети и по рекомендации», — говорит она.

picture

Платье из зимней коллекции 2015 года Chana Marelus, www.facebook.com/MarelusEveningWear

Лорензи говорит, что в подростковые годы не слишком интересовалась модой, но когда ее сестра стала подбирать себе жениха, в их разговорах тема нарядов начала мелькать все чаще и чаще. «Постепенно я вошла в мир моды, стала шить, сначала только для себя, потом что-то для других знакомых девочек, — рассказывает дизайнер. — Я шила бесплатно, но просила их рассказывать, что эти вещи сделала я. Очень скоро говорить обо мне стали все. Меня начали узнавать».

Бытует стереотип, что скромность харедим и представителей других религиозных общин связана с невысоким уровнем их достатка, но Лорензи с этим не согласна: «Я создаю одежду для воображаемой клиентки. Обычно у меня покупают две-три вещи — но если ко мне все-таки приходит та клиентка, на которую я ориентировалась изначально, она берет и 10 вещей. Да, финансово клиенты не всегда чувствуют себя свободно, но у меня все равно покупают. А уж девушка, которая хочет замуж, всегда захочет приобрести что-то эксклюзивное».

Каждая из вещей в ее коллекции стоит не больше 500-600 шекелей (120-150 долларов). Тут нет брюк, коротких топов или коротких рукавов, каждая деталь тщательно продумана с точки зрения формы и эстетики. «У меня есть и вполне светские, нерелигиозные клиентки, — говорит Лорензи. — Я знакома с каждой из них. Мои вещи могут купить и женщины, которые не должны придерживаться правил аскетичности в гардеробе. Эти платья красивы, а красота понятие универсальное».

picture

Свадебное платье Chana Marelus, www.facebook.com/MarelusEveningWear

Вещи бренда Chana Marelus стоят на порядок дороже. Самая низкая цена — 5 000 шекелей (1200 долларов) за платье. «Часть клиенток, услышав цену, отказывается от покупки, — объясняет Хана. — Социально-экономическая ситуация действительно играет роль, но мое ателье живет по своим законам».

Все фото: Тал Абоди

Источник: Al-monitor

Перевод: Ганна Руденко

Община