Календарь
Календарь
Недельная глава:
Шофтим

Кривой Рог: 15 уникальных отличий еврейской общины

Кривой Рог: 15 уникальных отличий еврейской общины

Что вы знаете о Кривом Роге? Википедия сообщает, что это второй по величине город в Днепропетровской области. Google дополняет сведения растиражированными новостями о крупном предприятии «Криворожсталь» (вопрос о его приватизации стал причиной многочисленных скандалов на госуровне). Jewishnews.com.ua познакомит вас с другим Кривым Рогом — абсолютно уникальным… еврейским!

«Такой общины я другой не знаю…» — так и просится перефразировать слова советской песни, когда узнаешь историю воссоздания еврейской жизни и общины в этом городе. Сегодня тут есть еврейская школа, детсад, синагога… На улице можно встретить спокойно идущего в кипе человека и даже заказать кошерные продукты в местном онлайн-магазине. Кстати, последним могут похвастаться всего несколько крупных украинских городов.

15 лет назад этого всего не было. Как возрождалась община, нам рассказал главный раввин Кривого Рога Лирон Эдери. С его приездом в 2002 году в городе начали появляться неотъемлемые атрибуты еврейской жизни, стала формироваться единая еврейская община. Мы выбрали из его интервью 15 отличительных черт, характерных только для этой общины.

Считать еврейское население запрещено по закону Украины [и по еврейскому Закону]

Сколько евреев в Украине, в том числе и в Кривом Роге, — это самый загадочный вопрос. Все нас считают, но никто не знает точно, сколько на самом-то деле нас в стране. Точный подсчет никто не делал. Спустя полтора года после моего переезда в Кривой Рог в газетах публиковали результаты соцопроса населения. Было подсчитано, что в Кривом Роге и окрестностях живут 736 тысяч человек. Евреями себя назвали 1,1%. По закону тогда уже было запрещено писать в паспорте национальность. То есть это те опрошенные, которые на вопрос «Ты еврей?» ответили «Да». В Кривом Роге и округе 8 600 заявили о себе как о евреях. Предполагаю, что в то время нас было не меньше 10-11 тысяч.

Единой общины (по моему приезду) не существовало

Первое, что я увидел в Кривом Роге — огромный потенциал и сотни евреев, часть из которых входили в разные еврейские организации. «Хесед» и «Сохнут» проделали в этом направлении большую работу, но она же мне и мешала. Ведь цель деятельности «Хеседа» — помощь нуждающимся, социально необеспеченным группам еврейского населения города, а цель «Сохнута» — репатриация. Общины как таковой, единой, которая объединяет все слои населения [в городе], не существовало. Обычные, семейные, со стабильным доходом люди (вовсе не обязательно богатые) — это тот слой населения, который оказался вне еврейской жизни города. Именно они и являются всегда фундаментом любой общины. Моей первой целью было помочь именно таким евреям понять, что они нужны общине, а община нужна им. Это двухстороннее чувство и взаимосвязь, которую предстояло выстроить.

picture

Я не начинал работу с нуля

Надо отдать должное уважение организациям, которые активно работали в городе до моего приезда. Благодаря их труду тысячи евреев уже были вокруг общины. Большинство — малообеспеченные. Я начал налаживать отношения с ними и отдельно привлекать тех, кто остался вне этих организаций. Я организовывал разные мероприятия, приглашал людей к себе домой или в какие-то залы. Первым нашим праздником была Ханука. Пришло 100 человек — это было уже большое достижение! И все без исключения гости были достаточно благополучными [семейные, cо стабильным доходом или даже состоятельные люди].

Община постепенно росла, люди начали тянуться к нам, семьи с детьми. Возник вопрос с созданием еврейской школы и детсада. Мы сняли в аренду здание у города, открыли школу и начали работать с детьми. Тогда первым нам помог раввин Каминецкий [Главный раввин Днепропетровска и области — прим. Л.Л.], можно сказать, «провел меня за руку», помог организовать систему еврейского образования в городе, получить разрешения и т.д. [без собственного здания школа была почти 5 лет, помещение снимали — прим. Л.Л.]

Через несколько месяцев после моего переезда в Кривой Рог произошло чудо!

Это действительно была воля Б-га! Приехал раввин Шмуэль Каминецкий и сказал, что большая благотворительная организация из Великобритании, «WJR», ищет общину, чтобы поднять уровень образования детей в ней до европейского. Они приехали к нам, посмотрели, а спустя короткое время решили инвестировать в строительство школы и детского сада. Договорились еще с тремя местными спонсорами города о совместном инвестировании. Купили, слава Б-гу, в центре города в престижном районе старый детский сад с прилежащей к нему территорией под школу. Так построили первое здание, которое сегодня является еврейской школой Кривого Рога.

У родителей первых школьников была ассоциация: еврейские организации — только получение помощи

В результате многолетней работы «Хеседа» и «Сохнута» к общине были привязаны слабые слои населения, которые [по наитию] шли в еврейство скорее за помощью, нежели по внутреннему ощущению себя евреями. Подчеркиваю, я не обвиняю, ни в коем случае! Это были цели их организаций, они их достигли. В то время жизнь в Украине была достаточно тяжелая. Поэтому большинство родителей привели к нам детей в школу тогда не из-за самосознания своего еврейства, а потому что еврейская школа обеспечивала бесплатный проезд, бесплатное питание, достаточно высокое качество образование... Социально незащищенные, конечно же, выбрали еврейскую школу для своих детей. Более интеллигентные или обеспеченные слои населения, я вспоминаю сегодня, изначально оттолкнули нас — их дети не пришли к нам учиться. И не потому, что родители не признали своего еврейства, а потому что они посчитали, что еврейская школа не сможет обеспечить их детей высоким уровнем образования.

picture

Сказать, что они [члены общины] были незнакомы с Шаббатом, — нельзя

Наши дети участвовали в программах «Хеседа» и «Сохнута», которые активно работали до моего приезда: ездили в лагеря, на шаббатоны. Конечно, отсутствие раввина в городе было причиной отсутствия более глубокого знания Законов Субботы и еврейских Праздников. Помню, как готовились к встрече первого при мне Рош а-Шана: община искренне старалась, подготовила концерт, выступление детей с музыкальными инструментами. Я детально объяснил, что в еврейские праздники нельзя это делать, это не карнавал, что существуют определенные правила и запреты. Возмущений не было, люди с большим уважением прислушивались к раввину. Законы Йом Тов [праздников] были им тогда фактически не знакомы. На Шаббат, например, меньше пришлось тратить нервы, а с Праздниками было немножко сложнее.

История синагоги Кривого Рога отличается от других синагог Украины

Начнем с истории самого города. К примеру, Днепропетровск относительно молодой город Украины, ему в этом году 239 лет. А Кривой Рог старше его на год! Тем не менее, Днепропетровск до Второй мировой войны считался одним из еврейских городов Украины. Там даже до войны было 50% евреев. Николаев, наш еще один сосед, всегда был еврейским городом. Он намного старше Днепропетровска. Там проживало до 80% евреев. Поскольку Кривой Рог являлся рабочим городом (там были шахты, заводы), он не был очень привлекательным для еврейского населения. До войны, по данным, которые я видел, там было примерно 25% евреев, это 45-50 тысяч. Предполагаю, что в Николаеве и Днепропетровске были сотни тысяч. И тем не менее, в Кривом Роге было 8-9 синагог, в Днепропетровске и Николаеве — до сотни.

picture

Новая, построенная после обретения Украиной независимости синагога есть только у нас, в Кривом Роге!

Единственная во всей Украине синагога, которую построили с фундамента до крыши на абсолютно новом месте. В Кривом Роге были такие обстоятельства, что реставрировать и восстанавливать было нечего. Борьба на территории Кривого Рога во времена Второй Мировой Войны была очень серьезной из-за полезных ископаемых, поэтому город был практически полностью разрушен. Все синагоги были уничтожены [последняя — одна из красивейших в Украине в то время, сохранилось несколько фото]. Мы не могли претендовать на какое-то старое здание. Долго думали, где построить синагогу? Город тянется 120 км, и если человек едет к нам с другого конца 45 км, не нужно еще больше усложнять ему жизнь: ехать в школу за детьми, после в синагогу…

picture

Решили подойти с практической точки зрения, чтобы синагога была рядом со школой. Купили три частных дома, снесли их и начали думать, как строить синагогу. Помощь предложил Вадим (Натан) Шульман, очень известный человек [будущий меценат родился, вырос и заработал свой первый капитал в Кривом Роге — прим. Л.Л.]. Он был в кабинете у раввина Каминецкого на третий год после моего переезда сюда, и мне позвонили. Г-н Шульман спросил: «Что у тебя?» Я объяснил, что мы строим сейчас школу, думаю, как построить синагогу. Он спросил: «Какой бюджет ты предполагаешь?» Я ответил, что около 800 тысяч долларов в то время. В конечном итоге он поставил условие — спонсировать строительство синагоги хочет он самостоятельно: найдет архитектора, наймет строителей... Мои пожелания относительно синагоги внесли в план. Здание построили. Конечно, бюджет вышел больше, примерно 4 миллиона. Синагога получилась большая и очень красивая, я даже не мечтал о такой!

Недавно мы достроили новое здание на территории школы: детский сад и спорткомплекс

[По праву криворожскую еврейскую школу можно считать наиболее технологически оснащенной, современной и разноплановой как среди городских, так и на уровне страны — прим. Л.Л.]

picture

Общая площадь школы — 2 650 кв. м. Тут одна из лучших медиатек в Украине, современный компьютерный комплекс, просторные классы, которые рассчитаны на 16-18 учеников, чтобы каждый ребенок получил максимум внимания. На территории школы работает пансион для детей-сирот и детей из неблагополучных или неполных семей. Рядом расположен детский сад и спорткомплекс. Меценатом строительства детского сада был Геннадий Корбан [экс-замгубернатора Днепропетровской области и бизнесмен]. А спорткомплекс нам помог построить Александр Вилкул, который не имеет никакого отношения к еврейству, но как губернатор Днепропетровской области в то время и один из ведущих политиков в Украине сегодня он считает, что поддержка меньшинств в области важна для национального воспитания страны. Сегодня в детском саду есть три группы, которые посещают 52 ребенка. В школе — около 150 человек. Очень важную роль в существовании и развитии еврейской общины Кривого Рога играл Владимир Немировский, который в том числе занимает должность председателя общины и некоторое время был губернатором Одесской области. А также Александр Лившиц, вложивший душу и много финансов в то, чтобы вышеперечисленные объекты стали реальностью.

Еврейская община проводила мероприятия общественного характера не только для «своих»

Несмотря на то, что в Кривом Роге никогда не поднимался вопрос о межнациональной вражде, еврейская община по инициативе председателя Владимира Немировского решила делать «Творческие вечера». Во-первых, ему был очень важен процесс воспитания в молодых ребятах толерантности по отношению к любой национальности, а во-вторых — их саморазвитие. Самый простой путь к антисемитизму и расизму — обвинить в своей нереализованности непохожих по национальному признаку: еврей он или русский, без разницы кто, только не я! Во избежание этого мы тогда открыли программу под названием «Творческие вечера».

picture

Цель — ознакомить молодежь с незнакомой им культурой, еврейской. Мы проводили выставки на еврейскую тематику, квесты и т.д. На встречи приходило по 350 человек, могло и больше, но в Кривом Роге самый большой зал на 350 мест. Программа была очень популярная! Но тогда, в конце позапрошлого года, произошел Майдан, и настала какая-то депрессия, разочарование, и все как-то затихло очень быстро. На каждый вечер мы приглашали нового известного человека (причем не обязательно еврея), который добился чего-нибудь в жизни. Он рассказывал свою историю успеха. Был тогда Мочалов, Подкопаева и еще 8 разных человек. Ведущим был Денис Манджосов (тогда он уже ушел из команды «95 квартал»).

picture

Об иудаизме в городе говорят уже открыто, заявляют о себе, обсуждают — это прогресс!

Хочу ответить честно, не приукрашивая свою работу. Да, есть те, которые стали ближе к иудаизму или частично начали соблюдать. Но есть несколько семей, которые стали абсолютно религиозными, часть из них уехали в Израиль или более крупные города. Две такие семьи остались и осознанно решили, что им надо жить в Кривом Роге (со всеми экономическими неудобствами). Слава Б-гу, при мне такие есть!

Миньян собирать не сложно. В субботу у нас есть около 70-80 человек. В праздники с радостью приходит до 300-500 человек. Есть прогресс. Но как только прогресс больше чем минимальный, мы сталкиваемся все больше и больше с желанием людей мигрировать в большие города. И поэтому мы постоянно проигрываем Днепропетровску, Киеву, Одессе, ведь молодежь едет туда.

Если раньше в Кривом Роге редко ходили в кипе по улице, это было неудобно (хотя у нас антисемитизма не существует, это правда!), то сейчас евреи носят ее спокойно, не снимая, не пряча в карман, и чувствуют себя комфортно. Сейчас более осознанно приходит много людей на молитву ежедневно.

У вас есть реальный и онлайн-магазин c кошерными продуктами

Над этим работал Йом-Тов Шуфотинский. Очень ценю его работу! Несомненно, магазин существует и зарабатывает, покупатели есть. Среди них большинство несоблюдающих: покупают, чтобы символически кушать что-то кошерное или пытаются кое-чего соблюдать. Знаю историю о раввине из Южной Америки, которому Любавический ребе говорил о том, как важно уговаривать евреев питаться кошерным мясом. Тот удивился: «Какая разница, со шхитой ли курица, если дома смешивают молоко и мясо или используют некошерные продукты?» Ребе ответил, что часть психологического барьера в соблюдении кашрута — это ошибочное мнение, что вкус кошерного мяса не такой. И как только человек начнет пробовать есть кошерное мясо, он начнет пробовать еще что-то и постепенно станет соблюдать кашрут. Так говорил ребе, и мы пытаемся уговорить людей кушать кошерное мясо.

Кривой Рог — единственный в Украине, где город выделил бюджет на еврейскую школу

Кривой Рог единственный в Украине, который принял решения превратить частную школу в государственную. Почему говорю, что это единственный из городов? В Днепропетровске, Харькове и других городах, где есть горбюджет, еврейские школы изначально были городскими, а в 90-е годы их передали общинам для превращения обычной государственной школы в еврейскую. У нас изначально была частная школа, частное здание. Поскольку еврейские дети в нашей школе имеют украинское гражданство, город посчитал, что будет по мере возможности распределять бюджет и на еврейскую школу. Можем сказать большое спасибо городу, который принял такое решение.

В маленьких городах еврейские общины могут полностью исчезнуть

Если государство не начнет заботиться о будущем маленьких и средних городов в Украине, они проиграют полностью крупным и станут нищими — без будущего. Часть городов уже превратилась в такие! Поскольку еврейская диаспора — неотъемлемая часть городской жизни, мы наблюдаем сегодня, как в маленьких городах сокращается количество евреев, особенно молодежи [мигрирует — прим. Л.Л.].

picture

Поэтому я предполагаю, что в маленьких городах, где меньше полмиллиона жителей, в ближайшем будущем еврейские общины могут полностью исчезнуть. А в средних городах, где население составляет от полмиллиона до миллиона, общины будут существовать в зависимости от финансовой возможности содержать семью, получать достойное образование и достойную жизнь. Но это неудивительно, поскольку на сегодняшний день по всей Европе и даже в американской еврейской диаспоре исчезают общины в маленьких городах и укрепляются в больших.

Наша община кормит себя практически сама. Это уникальный случай!

Уникальный случай среди общин Украины, за исключением крупных городов, где население более обеспеченно, нежели в Кривом Роге. Мы еще одна община, которая себя содержит. Хотя у нас и нет такого количества обеспеченных людей в городе, как в Киеве, Днепропетровске, Харькове и Одессе, у нас практически нет денег из-за границы, спонсоров. Бюджет ложится на плечи 4-5 местных спонсоров.

В Кривом Роге семьи зарабатывают совместными усилиями от силы 8-9 тысяч гривен, сегодня это даже не 500 долларов. Но вопреки доходу, многие из них понимают ценность Цдаки.

Община