Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин04 Февраля 2017, 19:44

Лечение и спасение жизни в Шабат

Лечение и спасение жизни в Шабат

Доктор Нина Л. Коллинс получила докторскую степень по лингвистике и языкознанию иврита и греческого в Университете Лидса. Она вела лекции по иудаике на кафедре Теологии и Религиоведения в Университете Лидса, а также в языковом центре Университета Современного и Классического Иврита.

Краткое содержание книги Нины Коллинс “Иешуа, Шабат и еврейские дебаты” опубликовано издательством “Блумсбери”.

 

Евреи принимают как должное факт того, что лечение и спасение жизни являются веской причиной для нарушения еврейских законов. Например, больному человеку можно есть и пить на Йом Кипур. Однако в самой Торе нет ни одного намека на подобного рода нарушение законов. Проблема “лечения” – особо острый вопрос в Шабат, так как мудрецы определили лечение как работу. Это и неудивительно, ибо лечение может включать в себя такие действия, как написание рецепта, смешивание препаратов, поездка к пациенту, ношение оборудования и инструментов. Все эти действия входят в понятие “работы” и поэтому не разрешены в Шабат.

Проблема лечения и спасения жизни в Шабат появилась еще во времена Маккавеев, когда тысяча строго соблюдающих евреев (включая женщин и детей) были атакованы Греками в Шабат. Евреи, в соответствии с законами Торы, отказались воевать (ибо даже для такого случая не было исключения). В результате, что неудивительно, все они были убиты.

После этой трагедии, Матитьяху, лидер евреев в то время и отец знаменитых братьев Маккавеев, издал указ о том, что евреи могут защищать себя в Шабат. Он разумно аргументировал это тем, что иначе все враги будут всегда атаковать в Шабат, а коль было бы так, то евреи очень скоро прекратили бы свое существование. Таким образом, решение такое было весьма прагматично и целесообразно. Но, так или иначе, по писаным законам Торы это не было оправданием.

Так мудрецы остались с проблемой на руках. Каким же образом лечение и спасение жизни можно было оправдать, если письменная Тора категорически запрещала всякую работу в Шабат? Так как в тексте не нашлось никакого решения, проблему можно было решить, только обратившись к устным законам.

Выписки из протокола еврейских дебатов на эту тему сохранились на страницах Нового Завета. Видимо, составители Евангелия хотели представить Иегошуа как эксперта в галахе (еврейском законе), целителя, предложившего аргументы, благодаря которым можно было оправдать работу в Шабат. По сути, эти аргументы были основаны на более ранних предложениях еврейских мудрецов (современников писателей евангелия, в частности Матфея, Марка и Луки). Они, однако, жили много позже Иегошуа. Иегошуа жил в первой половине I века н.э., в то время как мудрецы, чьи аргументы были приписаны ему, и писатели евангелия, которые записывали их, жили во второй половине I века н.э.. Следовательно, он не мог сказать этих слов. Складывается впечатление, что составители евангелия воспользовались тем фактом, что Иегошуа не оправдывал лечение в Шабат, и просто на просто заполнили этот пробел. Авторы евангелия анонимно цитировали еврейских мудрецов, в число которых входили рав Элазар бен Азария, Рабби Акива и Рав Ишмаэль. Вероятно, что именно Рав Ишмаэль изобрел выражение “пиккуа нефэш”, что дословно обозначает “надзор над телом”. Сегодня эта фраза используется для обозначения любого действия направленного на спасение жизни, несмотря на то, что оно нарушает еврейский закон.

Аргументы, приведенные мудрецами и впоследствии приписанные Иегошуа, основывались на еврейской риторике того времени, и были непросты для понимания. Позже их основой стали простые интерпретации текстов Торы. Тогда же, в конце II века н.э., начали цитировать раввинов, которые предложили варианты оправдания лечения в Шабат. Базой для этого является Левит 18:5 “Поэтому вы должны сохранить Мои уставы и Мои суждения; и если вы их соблюдаете, вы должны жить в них”.

Значение этого выражения очень простое - оно призывает евреев следовать законам Торы. Но ведь евреи могут соблюдать эти законы только в случае, если они живы. Другими словами, лечение и спасение жизни всегда должно быть, не взирая на противоречие законам Торы. Ибо для того, чтобы иметь возможность соблюдать эти законы, евреи должны быть живы и здоровы.

Обычная логика наконец-то оправдала лечение в Шабат. Однако важно отметить, что еврейские мудрецы всегда одобряли лечение в Шабат. В Мишне есть ранняя пост-библейская запись еврейского закона: “Если человек спас хоть одну жизнь - он спас целый мир” (Мишна, Шандерин 4.5). Эту же цитату использовал Стивен Спилберг в конце фильма “Список Шиндлера”. Это большая дань еврейскому народу, который считает, что спасение человеческой жизни – самый драгоценный поступок, который человек может совершить.

Перевод: Анастасия Яценюк

Источник: ujew.com.ua

 

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю