Наступил Новый год хасидизма: 223 года назад рабби Шнеур-Залман был освобождён из тюрьмы
223 года назад, 19 Кислева 5559 года по еврейскому календарю (1798 года по григорианскому), рабби Шнеур-Залман из Ляд, основатель хасидского движения ХаБаД, был освобождён из заключения в Петропавловской крепости.
В 2021 году 19 Кислева приходится на 22-23 ноября.
Освобождение рабби Шнеур-Залмана считается официальным признанием движения хасидизма в Российской империи. С того дня учения Баал-Шем-Това — хасидизма стало распространяться по свету ещё активнее, а каждый год хасиды стали праздновать День Освобождения, или Новый год хасидизма.
Алтер Ребе в своём учении говорил о главенстве интеллекта над эмоциями, подробно он изложил его в книге «Тания» — одном из его основных трудов.
Донос на рабби Шнеур-Залмана был написан в 1798 году. Он был разделён на две части. В первой части раввина обвиняли в искажении традиционного еврейского мировоззрения. Вторая часть доноса раскрывает причины, толкнувшие доносчика на это преступление.
Главное обвинение сформулировано так:
Они (учителя хасидизма) утверждают, что еврей должен быть весел и должен верить, что любовь Вс-вышнего всегда пребывает с ним.
Опасность такого взгляда на жизнь очевидна. В наше время весёлость не только неуместна, но и приводит ко всяческой наглости и свободе манер.
Уверенность же в покровительстве и любви Вс-вышнего может привести, не дай Б-г, к тому, что евреи перестанут бояться властей и народов, оказывающих им покровительство.
Пятьдесят три дня провёл Алтер Ребе в тюрьме — по числу глав в первой (и основной) части книга «Тания». Ребе обвиняли в основании новой, бунтарской секты и в пересылке денег во враждебное государство —Турцию (Ребе собирал и переправлял в Эрец Исраэль, в те дни — провинцию Турции, деньги для поселенцев из Белоруссии, Польши и Украины).
Следователи пытались разобраться в учении хасидизма и пришли к выводу, что он является частью иудаизма и не может быть назван сектой. Было опровергнуто также обвинение в государственной измене.
Тщательное и пристрастное расследование, которым ввиду особой важности дела руководил сам министр, привело к полному оправданию Ребе.
Много удивительных событий произошло с Ребе за этот короткий срок. Министр, проводивший расследование, превратился в горячего почитателя Ребе и даже стал оказывать ему неофициальные услуги. Он самолично передавал тайные весточки друзьям Ребе, заботился о том, чтобы у Ребе постоянно была кошерная пища (первые три дня ареста из-за ее отсутствия Ребе просто ничего не ел).
За время следствия Ребе было задано 22 вопроса, касавшихся основ его учения, принципов хасидизма. Впервые Ребе пришлось объяснять основы еврейской мудрости не ученикам и приверженцам, а следователям, министрам и даже самому российскому императору.
Известно, что слава Ребе была столь велика, что сам император Павел пожелал навестить Ребе в его заключении. Он сделал это под видом простого офицера. Хотя Альтер Ребе никогда прежде не видел российского императора, он сразу почувствовал, кто перед ним, и оказал ему знаки уважения, которые предписывает еврейский закон по отношению к любому правителю. С этого момента император называл Ребе не иначе, как «Святой рабин».
После всего этого император Павел собственноручно подписал окончательное решение, которое гласило:
Его императорское Величество не нашло в поведении хасидов ничего дурного, причиняющего вред добропорядочности и спокойствию государства.