Календарь
Календарь
Недельная глава:
Ноах
Община 29 Апреля 2015, 20:30

Плотники Господа: как рождалось движение Бней-Ноах

время Время прочтения: 12 мин.
Плотники Господа: как рождалось движение Бней-Ноах

«И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим... И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать... Не будут делать зла.., ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами... И чужеземцев, присоединившихся к Господу.., их приведу Я на гору святую Мою и обрадую Я их в доме молитвы Моем; ...ибо дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Исайя 2:3-4, 11:9, 56:7)

Иудаизм является национальной религией еврейского народа. Несмотря на это, он все чаще заявляет о себе как о религии универсальной, ценности которой открыты пониманию и принятию всего человечества.

Иудаизм утверждает, что целью Божественных планов являются вовсе не евреи, а как раз наоборот — человечество во всем своем многообразии. Богоизбранность еврейского народа совершено не означает превосходство детей Израиля над другими народами, но иллюстрирует особую миссию евреев — быть помощниками, проводниками Всевышнего в духовно-религиозном продвижении человечества. Совершенно не случайно то, что вся Западная цивилизация изначально черпала свои религиозные представления именно из иудаизма. Исходя из этих задач, факт становления Западной цивилизации, взявшей в свою основу иудейскую мораль, выглядит как своеобразное достижение промежуточной цели.

Более двух миллиардов человек на нашей планете исповедуют христианство, рожденное как ответвление от иудаизма. При этом, по мнению христиан, они уже усвоили от евреев все, что необходимо человечеству, дополнив еврейские знания своими. Конечно, евреи не согласны с подобной позицией, считая путь к пониманию Всевышнего одинаково далеким для представителей обеих религий и находя некоторые постулаты христианства сомнительными. В этом, собственно, и заключается основная идея движения Бней-Ноах — своего рода иудаизма для всего человечества.

Так кто они, сыновья Ноя?

Это люди самых разных национальностей, социальных групп и воззрений, в том числе религиозных. Неевреи, которые пришли к пониманию того, что им не хватает духовных знаний, и которые хотят изучать Тору.

Важно понимать, что речь не идет о присоединении к еврейскому народу — суть в свободном диалоге с евреями и иудаизмом, в мудрости которого любой человек мог бы почерпнуть новые знания и приблизиться к познанию Создателя. Именно в силу того, что иудаизм существенно менее «духовно империалистичен», чем вышедшие из него христианство и ислам, он не призывает все человечество стать евреями, хоть и является сравнительно открытой для неофитов группа.

В древние времена, когда терпение Творца перед человеческим грехом достигло предела, решил Он наслать на землю великий всемирный потоп, дабы очисть землю от скверны всякой. Но прежде заключил Он союз с праведником Ноахом (Ноем).

«И воззрел Господь на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых (с тобою, мужеского пола и женского). Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все: как повелел ему Господь, так он и сделал» (Бытие 6:12-22).

И оставил Господь семь заповедей Ною и потомкам его (всему человечеству). «Учили мудрецы: семь заповедей дано неевреям: обязанность иметь суды; запреты на богохульство; идолопоклонство; прелюбодеяние; убийство; грабеж и вкушение мяса от живого животного» (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 56а).

Стоит отметить, что первое упоминание о подобном своде мы находим в Деяниях святых апостолов, в решении Иерусалимского Собора:

«Не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздержались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы они не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян., 15:19-20).

Учение Бней-Ноах предусматривает возможность любого нееврея включить себя в Завет с Творцом через принятие Семи заповедей и еврейского принципа этического монотеизма. Признание еврейской традиции как Откровения, а далее продвижение в изучении и реализации этого Откровения в свободно выбранных им самим рамках и формах, приемлемых для разных людей, групп и народов. Следует отметить, что движение Бней-Ноах не занимается миссионерством, оно не рассылает своих адептов во все концы света, дабы словом, а если не выйдет — то и огнем и мечем обращать «неверных» в «истинную веру». Бней-Ноах — мессианское движение, которое всего лишь информирует человечество о возможности подобного пути своего духовного и морального самосовершенствования и не стремится к тому, чтобы другие народы стали иудеями во что бы то ни стало. Мессианское состояние мира выражается в том, что все народы становятся Бней-Ноах, но остаются при этом собой, не теряя самобытности. Они не обращаются в евреев, но при этом религиозно «присоединяются» к иудаизму.

Любопытно то, что шесть из семи заповедей являются запретительными, носящими минимальный, базовый характер, и лишь одна, где речь идет о справедливой судебной системе, — предписательной. Это заповедь и должна обеспечить выполнение всех других шести заповедей, когда потомки Ноя реализуют себя как социум. Следовательно, семь заповедей — это только база, которую предлагает Бней-Ноах человеку на пути фактически неограниченного духовного подъема и самосовершенствования.

Первые инициативы продвижения ноахидства евреями были предприняты в XIX веке, когда выдающийся раввин Элияху бен-Амозег из Ливорно, написавший книгу «Израиль и человечество», попытался научить этой религиозной практике одного француза, Эме Пальера. Этот человек так вдохновился молитвой Неила, услышанной в Лионской синагоге в Судный день, что тут же захотел совершить гиюр. По какой причине Эме Пальеру было отказано в гиюре (хотя он обращался с этой просьбой несколько раз и к разным раввинам), история умалчивает. Известно лишь, что бен-Амозек попытался указать Эме Пальеру путь Бней-Ноах как возможность познания Путей Господних. Попытка не увенчалась успехом — в результате Пальер стал проповедником в реформистской синагоге Парижа, объяснявшим евреям, почему они должны соблюдать Субботу. Перед смертью он пригласил раввина и священника, был похоронен на христианском кладбище, при этом над ним прочитали кадиш.

В наши дни такую попытку предпринял последний Ребе (Шнеерсон, Меннахем-Мендл, более известный как Любавический Ребе), по указанию которого ХаБаД начал распространять семь заповедей Бней-Ноах среди народов мира. Например, в Шхеме распространялись листовки на арабском с изображением Любавичского Ребе и списком cеми заповедей. Но об эффективности подобных действий говорить не приходится.

Известный иерусалимский раввин Йоэль Шварц, написавший несколько книг на тему Бней-Ноах, вместе с несколькими другими раввинами объединил группу людей, желающих стать ноахидами. Кроме того, Шварц написал объяснения к семи законам и даже составил ноахидский молитвенник. Были проведены многотысячные конференции в США, но, увы, дальнейшего развития эта инициатива Шварца не получила.

По какой причине попытки создания масштабного движения Бней-Ноах в прошлом терпели неудачи?

На самом деле, их всего две. Первая — галахическая, вторая — метаисторическая. Галахическая причина неудач, связанных с созданием движения Бней-Ноах, заключается в ошибочном представлении тех, кто распространял эту идею, о максимуме и минимуме того, чем может заниматься нееврей-ноахид в Торе. Было принято считать, что Семь заповедей — это максимум нееврейского соблюдения Торы. На самом деле, правильным является приобщение ноахида к иудаизму полностью, где семь заповедей — всего лишь базис, фундамент для последующего развития и самосовершенствования. При этом ноахид сам выбирает для себя, какие еще дополнительно заповеди он хочет соблюдать, становясь «неевреем иудейского вероисповедания». Как евреи, так и Бней-Ноах вместе находятся в едином Завете с Богом, принимая Тору; различие в том, что для евреев обязательным является соблюдение 613-ти заповедей, а для Бней-Ноах — только 7-ми, остальные же соблюдаются им на выбор. И потом, захочет ли человек стать Бней-Ноах, если он чувствует свою религиозную систему не аутентичной, а зависимой и вспомагательной чему-то более значимому? Безусловно, нет.

Метаисторическая причина неудач движения Бней-Ноах в прошлом — отсутствие связи с сионизмом и возрождением Израиля. Семь заповедей предлагались в западном мультикультурном пространстве в качестве альтернативного духовного движения, как, скажем, буддийская духовность. Да и сами Семь заповедей не могли являться откровением для всего нееврейского человечества — в них нет ничего нового для западной цивилизации.

С возвращением на Землю Израиля и становлением государства иудаизм претерпел изменения, приняв более открытые формы и утратив свои защитные, свойственные для диаспоры функции. Будучи гонимым и преследуемым более двух тысяч лет народом, евреи в первую очередь заботились о своем выживании и сохранении веры, ограждении ее от чуждых влияний. Но по воле Создателя Израиль вернулся на свою землю, откуда слово может и должно быть услышано. В эпоху кризиса традиционной религиозности (иудаизм не исключение), движение Бней-Ноах является ответом на один из вопросов, поставленных временем — его запрос на универсальность. И предложение человечеству новой религиозной универсальной системы становится весьма актуальным. Самое время евреям извлечь из своей традиции и передать народам мира религиозную форму «иудаизма для всего человечества». Форму существовавшую в иудаизме в «теоретическом виде», но на практике не применяемую все последние две тысячи лет.

Что представляет собой движение Бней-Ноах в наши дни?

Сегодня движение Бней-Ноах приобретает все большую популярность среди народов мира. Общины Сыновей Ноя разбросаны по всему миру — от Австралии до Канады, от Голландии до Филиппин и от России до Кот-д’Ивуара. Людей, присоединившихся к движению Бней-Ноах, много в Америке, Голландии, Франции, и такие общины появляются повсюду — в Восточной Европе, Латинской Америке, Индии, на Филиппинах. На постсоветском пространстве общины Бней-Ноах существуют тоже, но пока эти общины немногочисленны. В самом Израиле — в Иерусалиме — существует Международный Центр Потомков Ноаха «Брит Олам», созданный в 2010 году. Вот что говорит о движении Бней-Ноах сегодня раввин Йона Левин в одном из своих интервью программе «Израиль за неделю»:

«Мы считаем, что на международном уровне предлагаемых духовных идей должно присутствовать все, в том числе и идеи, которые предлагает иудаизм. Если сегодня человек хочет выбрать себе, во что верить, что думать и как жить — то у него должен быть выбор. Ведь весь иудаизм построен на идее свободы выбора. И то, что сказано на горе Синай: «Прийди и положи перед Ними эти законы», «перед» ними а «не над ними»! Свобода выбора — это основа, на которой построена вся Тора. И поэтому мы никого не заставляем, никого не принуждаем, никого не взрываем и никого никуда не ведем! Мы всего лишь информируем человечество о том, что сегодня есть возможность приблизиться к Творцу, служить Всевышнему без необходимости проходить гиюр…»

Раввин Йона Левин в своем интервью также отметил, что у движения Бней-Ноах есть одобрение и полная поддержка со стороны духовного руководства традиционного иудаизма. Международный Центр Потомков Ноаха «Брит Олам» в Иерусалиме создан при поддержке главного раввината, является официальной организацией и со временем станет государственной структурой. Движение Бней-Ноах не олицетворяет собой политическую силу, не выступает с позиций какого либо течения иудаизма, не представляет собой секту. Бней-Ноах говорит с миром исключительно от имени Торы и народа Израиля.

Движение Бней-Ноах развивается и у нас, в Украине. Община «Хатиква» (Надежда) была первой и официально зарегистрированной в Украине общиной мессианских евреев в 1997 года с пропиской в Донецке. К середине 2002 года полностью отошла от пути мессианского иудаизма и перерегистрирована как община Бней-Ноах, сохранив свое первоначальное название.

Во второй части статьи мы опубликуем интервью с Валентином Лещинским и Пинхасом Полонским, руководителем донецкой общины Сыновей Ноаха и руководителем русскоязычного отделения Международного Центра Потомков Ноаха «Брит Олам» в Иерусалиме соответственно.