Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин01 Февраля 2017, 14:12

Рав Болд: Мы тут пару тысяч лет, поэтому головная боль чаще

Рав Болд: Мы тут пару тысяч лет, поэтому головная боль чаще

Мордехай Шломо Болд переехал во Львов в 1993 году и занял пост главного раввина города. Вместе с женой Сарой он активно участвует в еврейской жизни Львова, занимается еврейским образованием и просвещением еврейской молодежи.

Что изменилось в еврейской жизни Львова с тех пор, как вы туда приехали?

Хорошо, когда ты можешь думать не только о том, чтобы выжить прямо сейчас, а и позволить себе мыслить шире. Можешь посадить зерна, чтобы получить лучший результат завтра, объединять людей вокруг идеи, позволив каждому из них внести свой вклад в общее дело. Таким образом можно увеличить производительность любой фирмы, группы людей, общины.

Расскажу историю. Владелец «Starbucks», еврей, однажды был в Иерусалиме. Ему рассказали о раввине, который начинал с парой десятков студентов, а в итоге создал огромную школу на тысячи студентов и построил несколько зданий. Этот раввин поделился историей о временах Холокоста: в одном из бараков было примерно десять человек, у которых были одеяла. Они передавали одеяла по всему бараку, давая возможность согреться всем. Раввин очень вдохновился этой историей, приехал из Америки в Израиль и начал делать там свое дело, оставив после себя такую красоту. Хозяин «Starbucks» понял, что его «одеял» может хватить для многих.

Если ты живешь, руководствуясь этим правилом, можно создавать вокруг себя что-то большее.

Когда я приехал во Львов, то увидел евреев, которые ничего не делали. Я видел последствия коммунизма и постоянно думал о том, что у меня мало что получится. Казалось, что все потеряно. Как у того бедняка с Манхэттена, который сидел под кафе и кряхтел о том, что он голодный. Из открытого окна выглянул владелец заведения и накормил голодного, чтобы тот ему не мешал. В итоге тот поел, сел на лавку и начал причитать: «Ох, каким голодным я был!».

Если человек все время жалуется, у него не получится ничего хорошего. Почему евреи страдают больше всех? Потому что мы тут дольше всех. Мы тут пару тысяч лет, поэтому головная боль чаще. Не стареет и не имеет проблем только мертвый.

В Украине я увидел, что никому ничего не нужно. Никто ничем не хочет заниматься. Но после Майдана люди стали другими, многое стало для них небезразлично. Многие перестали быть равнодушными. Теперь этих людей нужно направить.

Есть две вещи, которые помогают идти по верному пути. Первая — мотивация, например, огромное желание стать музыкантом, врачом, юристом. Вот кто-то не любит ходить в университет, но хочет добиться своего и будет туда ходить. Вторая — культура поведения. Если мы будем правильно реагировать на людей, которые позволяют себе лишнее, показывая им, что они не правы, то улучшим мир вокруг нас. Если нам удастся передать молодым людям понимание важности двух этих вещей, мы укрепим и общину, и общество.

Вы говорите о мотивации, которую нужно дать человеку, чтобы он пошел по верному пути. Гипотетическая ситуация: перед вами человек, который отошел от религии. Что бы вы ему сказали?

Большой грех считать, что в тебя не верят или что тебя не уважают, особенно близкие. Когда родители дают своему ребенку все, а он этого не ценит, им становится очень больно. Для Бога не существует плохих или хороших евреев. Бог любит нас независимо от того, что мы делаем. Он любит нас за то, что мы есть. Его любовь — безусловна, человек вообще не влияет на это.

Есть два типа огня: холодный и горячий. Холодный огонь — это искра. Берешь два камня, бьешь одним по другому и получаешь огонь. Это то, что находится внутри каждого человека. Представь себе пожар в Калифорнии, громадный. Это горячий огонь, и чтобы его потушить, нужно взять воду из Тихого океана и залить ею пожар.

Самое комфортное место для ребенка во время формирования — живот его мамы. Там ему тепло и комфортно, там он обеспечен всем, что нужно для жизни. Он находится в тепле, в любви. Когда ребенок рождается, он начинает взрослеть, но хочет вернуть те ощущения. Не вернуться в живот, а вновь обрести такую же теплоту вокруг, такой же комфорт и уверенность. Если ребенок не получает эту связь, он идет искать фальшивое внимание у других. Он думает, что оно может заменить ему то, чего он хочет, но это не так. Внутренний огонь всегда сильнее внешнего.

При этом можно вылить всю воду мира на камни, можно положить их на тысячу лет в морозильник, но они будут продолжать давать искру, если ими правильно пользоваться. Этот холодный огонь, эта искра — то, что связывает человека с Богом. Его нельзя потерять, это та самая связь еврея с его народом.

Если еврей считает, что Бог не верит в него или не любит его — это большой грех. На долларе написано «In God We Trust», а не «In God We Believe». Trust — это доверие. А доверие больше, чем вера. Бог дает нам то, о чем мы действительно мечтаем, просто подумайте об этом.

Обычно люди спрашивают сами у себя о том, как много пути они прошли. Евреи обычно спрашивают, в каком направлении этот путь был пройден. Не важно, сколько ступеней ты прошел, важно, куда ты идешь и кем ты стал благодаря этому процессу. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, как и любой другой родитель.

Что для вас является самым интересным в вашей работе?

Самое главное в жизни — быть нужным. У молодого человека много амбиций, а более взрослый понимает, что у него есть то, что ему нужно.

Представь себе, дети едут с родителями на машине и видят крутые машины вокруг. Естественно, они начинают говорить о том, что машины крутые, и хотят, чтобы родители купили такие же. Я учу своих детей тому, что даже если у меня будут деньги, за которые можно купить дорогую машину, я куплю себе свой минивэн. Почему? Раньше я любил красивые машины и покупал себе их. Не новые, конечно, старые, но тем не менее. В один день я понял, что, обладая такими машинами, я не становлюсь более счастливым. Зачем делать так, чтобы мне кто-то завидовал? У меня есть мечта — стать богатым, но при этом жить очень простой жизнью, чтобы люди мне не завидовали, ведь это грех. Я встаю утром, и представляю, что я миллионер: одеваюсь как миллионер и еду на работу в минивэне как миллионер.

Я ценю то, что я нужен, что имею возможность делать то, что люблю и умею делать.

 

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю