Время
Закат
Календарь
Календарь

Рав Элиша Хенкин: Первым сионистом был Всевышний

Рав Элиша Хенкин: Первым сионистом был Всевышний

picture

// Материал публикуется в партнерстве с Еврейским Агентством Филиал «Сохнут-Украина»//

Элиша Хенкин – педагог и раввин, директор «Мидраши Ционит». До алии в 1997 был активистом еврейского студенческого движения в Украине. Живет в Израиле.

Образовательная сеть «Мидраша Ционит» была учреждена в 2002 году по инициативе Еврейского Агентства, с целью еврейского просвещения и распространения идей сионизма в странах бывшего СССР. Со временем «Мидраша Ционит» стала независимой международной организацией, хотя Еврейское Агентство до сих пор поддерживает образовательные лагеря «Тхелет», созданные Мидрашой – как финансово, так и в профессиональной области подготовки программ и ведущих..

Что такое Мидраша Ционит? Какие цели ставит перед собой ваша организация?

«Мидраша Ционит» родилась как локальный общинный проект. Сегодня эта организация является полноценным международным сообществом. У нас есть офис в Киеве, в Израиле, есть представительство в США – мы пытаемся расти.
Со времени возвращения Галицкой синагоги «Бейт Яаков» еврейской общине Киева в ее стенах работает образовательный центр «Мидраша Ционит». В Шаббат здесь можно участвовать в субботних молитвах и трапезах, поучиться и отдохнуть. Основным рабочим днем синагоги при этом является воскресенье, когда в центре проходят уроки по иудаизму, изучение иврита, занятия с детьми и молодежью.

При этом мы всегда говорили о том, что среди наших приоритетов нет цели строить общину здесь, так как настоящая еврейская община может существовать только в Израиле. Мы даже ввели новое понятие – «община в пути».

В 2008 году мы создали новый проект «Тхелет», который был нацелен на работу с молодежью, воспитание нового поколения, которое брало бы на себя ответственность за судьбу народа и было бы ориентировано на Израиль. В те времена закрывались многие другие еврейские инициативы, кризис не обошел стороной и еврейскую жизнь. Мы собрали молодых людей и объединили их вокруг идеи религиозного сионизма. Под брендом «Тхелет» мы проводим международные лагеря, семинары, шаббатоны и другие мероприятия.

Задача «Тхелет» – ввести участников в систему еврейских понятий, основанных на треугольнике «Народ Израиля, Земля Израиля и Тора Израиля»; помочь участникам совершить переход от пассивной, сочувствующей позиции к активной еврейской национальной, культурной и традиционной жизни.

В программе лагерей органично сочетаются спорт, активный отдых, программы персонального роста и творческие мастерские, а также интенсивная и интерактивная образовательная программа.

Главная наша цель – возвращение еврейского народа в Израиль, страну, в которой этот народ появился, жил и из которой был изгнан. Герцль не был первым сионистом, первый сионист – Всевышний, который дал нам Тору и сказал: «Надо ехать». Все наши мудрецы и пророки, учителя и раввины во всех поколениях говорили о том, что нужно возвращаться в Израиль. Есть общины, которые вычеркнули из сидуров упоминания об Израиле. Что стало с этими общинами? Они прекратили свое существование в составе еврейского народа. То же самое происходит с теми евреями, которые говорят, что у Израиля нет особой ценности для еврейского народа. Такие люди исчезнут из еврейской истории, их не станет. Поэтому мы хотим, чтобы все вернулись в свою страну и почувствовали себя дома.

За последние годы у нас родился большой проект в Израиле, включающий в себя семинары, экскурсии и другие мероприятия. Мы видим, что тот образовательный процесс, который мы начали в Диаспоре, не может там же и заканчиваться. Громадное количество ребят после наших лагерей переезжают в Израиль, но это же не окончание нашей работы, это не означает, что мы выполнили нашу задачу целиком. Образовательный процесс должен продолжаться.
Сегодня мы уже задумываемся над проектом для второго поколения русскоязычных израильтян – детей тех, кто репатриировался в девяностые.

Какое содействие ваша организация оказывает процессу алии?

«Мидраша» в этом смысле не является организацией, которая привозит. Этим непосредственно занимается Еврейское Агентство Филиал «Сохнут» Украина

В Израиле у нас есть программа минимум и программа максимум. Первая – продолжение образования. Второе – создание процветающего израильского общества, еврейской атмосферы, обеспечение морального комфорта для наших ребят. Мы хотим, чтобы новые репатрианты обменивались опытом, даже бытовым – на первых порах это очень помогает.

Шаббатоны I-GPS (ежемесячные семинары выходного дня) проходят в различных местах Израиля. Для участников есть возможность поучиться, поиграть, встретиться с интересными людьми и провести время в приветливой и дружественной компании. По дороге на место проведения семинара всегда есть экскурсия.

Кроме того, мы хотим создавать совместный опыт для участников «Мидраши Ционит», переехавших в Израиль. Наша задача – дать этим людям ощущение еврейского дома в новом месте.

Расскажите историю вашей репатриации в Израиль…

Я совершил алию в 1997 году из Мариуполя, где к тому моменту уже три года работал директором еврейского молодежного клуба, который я же и открыл. Моя еврейская жизнь в каком-то смысле начиналась с мадриховства, я работал ведущим в Еврейском Агентстве Филиал «Сохнут-Украина».

Если совсем о детстве, то моя первая встреча с еврейством произошла с помощью классного журнала, в котором возле моей фамилии была указана национальность «еврей». Это было еще в начальной школе. Я пришел к папе с вопросом о нашем еврействе, на что папа ответил, что никакие мы не евреи, не знакомы мы с этой культурой, языком и прочим, поэтому мы русские. Я пришел в школу, взял журнал, вычеркнул надпись «еврей» и написал «русский». Это не помогло – в следующем году возле моей фамилии снова появилась надпись «еврей».

Несмотря на это, в начале девяностых я пошел изучал иврит на курсы в общину. Туда ходили только старики. С молодежью, которая была старше меня, мы встречались на разных квартирах, праздновали праздники. Еврейская жизнь тогда была не слишком привлекательной, она была другой, пахла старой макулатурой.

Однажды на заседание этой общины пришел человек и рассказал о том, что недалеко от Мариуполя проходит израильский лагерь. Я ему не поверил в самом начале – как так, начало девяностых, израильский лагерь, а о нем молчит пресса и никто не знает. Но я поехал проверить, и то, что я увидел, меня привлекло.

Атмосфера там была абсолютно другой, она не пахла старьем и макулатурой. Это был молодежный лагерь движения «Эзра», там были молодые интересные ребята, мои сверстники, и самое главное – счастливые!

Встреча с таким еврейством изменила мою жизнь, мне стало ясно, что с такими людьми можно и нужно ехать в Израиль. Через пару месяцев я открыл молодежный клуб, стал его мадрихом и директором, еще до официального появления отделения Еврейского Агентства Филиал «Сохнут-Украина» в Мариуполе, а в 1997 году я репатриировался.

Многие из тех ребят уехали?

Да, многие. Я думаю, что через меня прошли сотни людей. Слава Богу.

Что может помочь новому репатрианту войти в культурное поле Израиля?

Это действительно очень большая задача, которую мы пытаемся решать нашей деятельностью в Израиле. Мы видим суть проблемы, видим, что многие ребята, даже служившие в армии, не понимают некоторые социальные процессы.

Мы проводим в Киеве проект «Face to Face». Суть этого проекта в том, что внутри одной встречи на определенную тему встречаются еврейская и нееврейская точки зрения. Мы хотим открыть такой проект и в Израиле. Внутри этого проекта мы будем говорить о различных внутриизраильских позициях, объясняя русскоязычным евреям определенные израильские реалии. К примеру, почему важен или не важен гиюр, или почему отношения с арабами такие, какие они есть сейчас.

Face-to-Face – это неформальный образовательный проект Мидраши Ционит в Киеве. Перед публикой выступают деятели культуры, педагоги, бизнесмены и журналисты, общественные деятели, политики. Они поднимают важные вопросы, связанные с общественными и историческими темами, процессами, которые происходят в украинском и израильском обществах, о будущем народов.

Я должен заметить то, что среди наших ребят, участников «Мидраши Ционит», практически нет ни одного человека, который бы вернулся из Израиля в страны бывшего СССР. Наши участники чувствуют себя евреями, никто и никогда не назовет их русскими в Израиле, они носители еврейской ментальности. Они чувствуют себя частью еврейского государства, ощущают себя строителями Израиля.

К сожалению, мы не можем пригласить всех русскоязычных евреев-израильтян к нам в лагеря или на семинары, но образование – единственный способ решать эту проблему. В идеале нужно знакомится с Израилем, его культурой и традициями еще до алии.

Как сделать иудаизм более понятным постороннему человеку? Как не испугать его?

Синагога сегодня – не то место, куда молодежь стремится идти. Потому что в синагоге молодежь видит то самое галутное еврейство, от которого она хочет убежать, место, за посещение которого платят. Поэтому мы стараемся проводить молодежные мероприятия за стенами синагоги.

Синагога в Израиле – совсем другое место, с другими функциями. У меня вот спрашивают, почему в Израиле в синагогах не проводят субботние трапезы, как у нас. Я отвечаю, что здесь все по-другому, всегда есть семьи, которые приглашают к себе гостей, а синагога при этом пугает меньше, так как туда ходят молиться самые разные люди, в том числе и молодежь.

С иудаизмом нужно знакомить с помощью простого, но глубокого разговора, а не заученных фраз. У нас в «Мидраше» такой подход. Приходит к нам человек, и мы не спрашиваем у него, одевал ли он сегодня тфилин и не вяжем его ему на руку моментально. Почему? Потому что понимание важности заповеди тфилин должно прийти с другой стороны, это должно быть осознанно, а не по чужому указанию. Человек должен сам понять, почему и как случилось так, что заповедь о тфилин стала настолько важной.

То же самое происходит и с мезузой. Многие ошибочно считают, что мезуза – оберег, и вешают ее только поэтому. Но нужно ведь понимать глубину этого символа, его причины, его значимость.

Именно поэтому мы за интеллектуальный разговор с молодыми евреями, за честное объяснение связи человека и народа. Человек должен понять, чем он связан с традицией и культурой народа и что ему дает эта связь.

Многие выпускники и участники «Мидраши» поселились в Израиле в поселениях. Насколько поселения подходят для жизни новых репатриантов?

Поскольку мы все выросли в городе, ситуация переезда за город очень сложна для многих людей. К жизни в поселениях нужно привыкнуть.

Но при этом поселение - это самая полноценная форма общины. Когда у тебя радость или горе – ты не один, вокруг тебя друзья, соседи, с которыми ты вместе молишься в синагоге и вместе ходишь в бассейн. Эти люди всегда рядом с тобой, это то, чего нет в больших городах.

Поселение – это природа. Это библейские пейзажи, это те места, которые видели наши праотцы. Я живу в Шило, в первой столице Израиля, из моего окна видна равнина Шило. Она очень красивая и при этом имеет свою древнейшую историю.

Своим гостям я рассказываю о том, что именно сюда 15 Ава приходил весь народ, здесь были танцы, пляски и хороводы, это все происходило именно здесь. Этого нет в городах…

Мы пытались создать программу для молодых семей, предлагали им жить в поселениях. Из десяти семей только две выбрали жить в таких местах, остальные предпочитали более знакомый им формат городов. Видимо, дело привычки или родственники подсказали…

// Подробнее о процессе репатриации в Израиль читайте //

Община