Календарь
Календарь
Недельная глава:
Ваигаш
Община 06 Мая 2015, 10:03

Раввин Мотти Нойвирт: Иметь претензии к Б-гу — это классно, но где был человек?

время Время прочтения: 16 мин.
Раввин Мотти Нойвирт: Иметь претензии к Б-гу — это классно, но где был человек?

Раввин Мотти Нойвирт родился в Бельгии в семье, никак не связанной с Украиной. В детстве его мама часто рассказывала, как сложно живется людям за «железным занавесом» и как тяжело в таких условиях развивать еврейство. Став взрослым, Мотти Нойвирт решил вернуть миру часть того благополучия и света, которые получил в детстве — и уже вместе с женой переехал в Украину в 1998 году. Ни русский, ни украинский языки родными для них не были. Они думали, что это только на год, но остались здесь намного дольше. Семья ребе Нойвирта, в которой сейчас уже 10 детей, живет в Киеве уже почти 18 лет.

В интервью Мириам Драгиной на радио «Аристократы» рав Мотти Нойвирт рассказал:

О жизни раввина в Киеве

Раввин в Киеве должен быть многозадачным. Здесь надо преподавать и самому тоже развиваться в духовном плане, надо быть менеджером, создавать программы, заниматься фандрейзингом немножко. Надо готовить людей на свадьбу, помогать в развитии разных структур, кошерного питания. Это и работа с молодежью — нужно объяснять, как бороться с ассимиляцией и антисемитизмом. И это все нужно успеть.

В наши дни очень важно, чтобы раввин был доступен всегда и мог помочь советом кому надо и где надо.

О самых сложных вопросах

Самые сложные вопросы — это вопросы, которые касаются любви «не в доме» или, не дай Б-г, каких-то трагических случаев, смерти, болезни…

О Торе

В Торе есть принципы, есть инструкции, которые объясняют, как относиться к любому вопросу, любой теме. Задача человека, который пытается помочь решить проблему, — найти в Торе ответ на этот конкретный вопрос. Обычно я не говорю людям, что делать, я пытаюсь разобрать проблему на кусочки и подавать информацию так, чтобы человек сам принял решение. У человека есть свобода воли и он сам делает выбор. Было бы гораздо легче, если б кто-то за тебя решил проблему, но в реальной жизни это не так.

Об антисемитизме в Украине

На бытовом уровне в Украине нет особого антисемитизма. Но сказать, что его вообще не существует, было бы тоже нечестно. Все те годы, что я живу в Киеве, были разные ситуации — революция, события после революции, кризис, не-кризис — и за все время лишь один раз я столкнулся с проявлением антисемитизма (но этот случай не стоит вспоминать, тот человек был под градусом). По большому счету, мне здесь очень комфортно. Я чувствую, что в этой стране есть толерантность, люди уважают другие культуры, другие религии.

О подъеме национализма в Украине

Мне кажется, что события, которые сейчас происходят — и война, и национализм, патриотизм, — это ответ на определенные ситуации в нашей стране. Я был в положительном смысле удивлен, когда в  Оранжевую революцию люди выходили из дома, в холод, и объединялись вокруг какой-то идеи, чего-то нематериального. Это говорит о позитивном развитии, когда человек не только думает о том, что ему от этого будет, а готов жертвовать своим временем, своей энергией, комфортом ради какой-то идеи. Мне кажется, эта тенденция продолжается очень активно — сегодня очень много людей занимаются благотворительностью, есть волонтеры.

О войне

Понятно, что в идеале не должно быть каких-то радикальных мер. Не нужно забывать, что на самом деле, мир и гармония — это то, чего мы все хотим. Война — это ответ на определенную ситуацию. Никто не считает войну своим определяющим качеством — мол, чем вы занимаетесь? мы воюем. К сожалению, вышло так, что нужно идти на войну. Очень важно не забывать о тех ценностях, которые чтят и еврейские общины, и представители других религий в этой стране. О том, что мир, мораль, семейная жизнь — это, на самом деле, наша сила — то, что нас держит. Война — это просто какое-то явление, которое пройдет, а потом остаются люди, семьи, моральные принципы. Нужно параллельно вкладываться в это. Война заканчивается, а после нее остаемся мы.

О военной обязанности

Любой гражданин Украины, на мой взгляд, должен уметь нести ответственность за безопасность страны. Если он хочет уехать — это его личный выбор. Если он здесь живет, хочет получить права, то нужно помнить, что демократия — это не только права, но и обязательства. Я не вижу моральных оправданий тем людям, которые по всем критериям годны идти воевать, но воевать не идут. Но война — это не только «взять автомат и стрелять». Существует очень много уровней, на которых тоже можно помочь: кто-то должен готовить еду, кто-то должен писать песни, чтобы поддерживать боевой дух. Это очень индивидуально. Каждый случай надо разобрать детально.

Об отношении иудаизма к другим религиям

Мы не согласны со всеми существующими мнениями. У каждого есть свое мировоззрение, это легитимно. Но если говорить, что кто-то не просто неправ, а даже не имеет права на существование — тут и будет проблема. Иудаизм всегда считал и считает, что для того, чтобы жить достойно, не обязательно быть евреем. Любой, кто развивает свои личные отношения с Всевышним, кто готовится к грядущему миру, тот живет достойно. Иудаизм не считает, что путь к Б-гу возможен только через нас. В этом плане иудаизм гораздо шире, Б-г гораздо более «доступен» — не нужно быть евреем, чтобы развивать свои отношения с Б-гом, чтобы получить награду в грядущем мире.

Об избранности еврейского народа

Это определение — «богоизбранный народ» — не дает нам повод возгордиться, не позволяет нам отбирать у других народов элементарные права, но накладывает на нас больше ответственности. Б-г говорит: «Вы — мой народ, от вас я буду больше требовать, вы должны являться примером для других народов, но это не дает вам право забирать у других то, что не положено». Богоизбранный народ — это ответственность.

О еврейском характере

Если посмотреть, что происходит в мире, то можно увидеть, что евреи все время пытаются добиваться улучшения ситуации — они недовольны ста процентами, им нужно сто десять. В подсознании мы чувствуем определенную ответственность, и если замечаем, что в мире появилась какая-то проблема или кто-то страдает, то автоматически чувствуем, что должны постараться максимально повлиять на ситуацию. Быть евреем — это постоянно наблюдать и чувствовать то, что происходит в мире, и если для решения проблемы ты выходишь из зоны комфорта — вот это и значит быть евреем. Это не автоматическая реакция — по натуре человек эгоцентричен, но это — воспитание, учение, понимание отношения к жизни (цели и причины нахождения здесь), чтобы жить максимально по своему предназначению.

О переходе в иудаизм

Иудаизм считает, что необязательно быть евреем, чтобы жить достойно в плане духовном. И поэтому когда люди приходят и говорят, что, мол, они читали, слушали, заинтересовались иудаизмом и хотели быть стать евреями, мы пытаемся им объяснить, что им это не нужно — насколько бы странно это ни звучало. И только после длительного времени, если они продолжают настаивать, они могут пройти гиюр, после которого становятся полноценными евреями — во всех смыслах, как если бы родились евреями. Нееврей приобретает черты евреев после гиюра. Длительность гиюра очень индивидуальна. Нет такого, чтобы кто-то пришел такого-то числа и мог точно знать время, когда все должно совершиться. Это очень ответственный шаг со стороны общины, потому что все евреи отвечают друг за друга. Поэтому если новый человек станет евреем, другие должны быть уверены, что у него действительно серьезные намерения и он «потянет». Процесс может длиться год, два, я знаю людей, которые проходили гиюр дольше. Есть люди, которые стали на этот путь, но проходит год — и они говорят: «Я не чувствую, что это мое». И это очень хорошо — вот человек попробовал и решил, что ему это не надо. Лучше до гиюра, чем после гиюра. После уже нет пути обратно в плане духовном, поэтому не надо спешить.

Об иудаизме и буддизме

Буддизм, мягко говоря, не совсем совместим с мировоззрением иудаизма даже в самых основных принципах: с точки зрения монотеизма, места человека в этом мире, цели творения, понимания, ради чего мы здесь. И даже во второстепенных моментах — том же понятии реинкарнации. Таких пунктов много. По большому счету, они несовместимы — это два разных мировоззрения. А вот, например, йога — это просто способ, это система, ею можно заниматься. Существует и еврейская йога. Важно, что человек делает, что он думает. 

О реинкарнации

С точки зрения иудаизма, каждый человек выполняет свою уникальную миссию — то, ради чего он находится в этом мире. До него и после него не будет другого человека с такой же задачей. Ему дается свобода воли, и при помощи нее он может либо достигать целей, ради которых он пришел сюда, либо не достигать. Когда человек умирает, душа поднимается в духовные миры, где его судят по сделанным и недоделанным делам. Части души (если это можно так назвать), которые исправлялись, остаются там, а части, которые в человеке еще не успели исправиться, возвращаются сюда, им дается еще шанс. У того, кто выполнил только 50%, половина остается в духовном мире, чтобы не испортилась. В иудаизме понятие реинкарнации — это временный процесс, а в буддизме, насколько я знаю, это вечный процесс — это цикл, который продолжается. В иудаизме реинкарнация — это способ все исправить.

О Холокосте

Разговор на тему Холокоста — это зачастую эмоциональный крик, который мы формулируем как интеллектуальный вопрос. Поэтому, к сожалению, любой интеллектуальный ответ не будет удовлетворять нас эмоционально. Когда тебе больно, а кто-то объясняет, что тебе больно, потому что есть нервы — это не успокаивает. Прежде чем задать вопрос о том, где был Б-г во время Холокоста, нужно спросить, где в это время был человек. Все эти культурные люди в одной из самых развитых стран мира в сфере культуры, музыки, во всех областях, как они в ХХ веке допустили то, что творилось? Иметь претензии к Б-гу — это классно, но, с другой стороны, где был человек? Но мы не можем обвинять жертв в том, что произошло это насилие. Человек несет ответственность за свои поступки, то есть это не так, что мы все бросили в руки Б-ога и мы не преступники. Были преступники, были люди, которые приняли решение убивать. Отвечая на вопрос, почему люди страдают, нужно быть очень осторожным, чтобы не оправдать тех и не примириться с теми, кто совершает преступление, убийство. Когда мы говорим про Холокост, любой интеллектуальный, религиозный, философский ответ на этот вопрос должен быть, так сказать, между сердцем человека и его головой, потому что такой ответ немножко может снимать ответственность с преступников.

О месте религии в современном технологическом мире

В иудаизме духовность объединяет все, что существует в мире — науку, технологии, все. Нет никаких противоречий между материальными делами и духовностью. Духовность — то не только в синагоге, она не только для раввинов. Духовность может быть развита любым человеком в любом месте, его миссия — это улучшение этого мира, перевод его на другой уровень там, где человек находится. Когда человек изучает Тору, он изучает науку. Есть раввины, которые занимаются особым направлением иудаизма и им нужно изучать астрономию, биологию, историю, медицину, математику, физику. Очень многие научные факты были описаны в религиозных текстах, но были открыты учеными гораздо позже. Например, что земля — шар. В источниках, написанных две тысячи лет назад, об этом уже было сказано — но когда о таком говорится в религиозной книге, на это меньше обращают внимание. В последние годы еврейская мудрость становится мейнстримом, ничего удивительного в этом нет, иудаизм — действительно универсальное учение, оно для всех.

Об открытости еврейской общины

Когда люди понимают, что евреи не считают себя лучше других, не ставят себя выше других народов — у них просто есть полезная информация и они хотят ею делиться, и при этом им не нужно менять свою религию, ехать в Израиль, — не должно появляться никаких негативных эмоций.

О галахических евреях

Если человек еврей, то он никогда не сможет убрать это еврейство. У каждого есть свобода воли, каждый решает сам. Неприятно [если еврей переходит в другую религию] — нас и так мало — но только через воспитание, предоставление информации можно дать человеку возможность еще раз подумать.

О будущем иудаизма

У меня нет страха, что еврейский народ однажды исчезнет. В Торе сказано, что еврейский народ вечный, но маленький. Если мы обратимся к истории, сложно найти другой такой народ в таком количестве и с такой историей, который бы вообще еще существовал. Еврейская история — сверхъестественный процесс. Наша задача — объяснить членам общины, что мы не волнуемся за еврейское будущее, вечность еврейского народа, но каждый член общины должен задать себе вопрос, будет ли он частью этой вечности. А это уже зависит от самого человека. Еврейский народ будет существовать всегда.

Об устаревании Торы

Основная идея иудаизма заключается в том, что Б-г, который сотворил этот мир и им управляет, дал нам Тору, которая является инструкцией, объяснением, как максимально использовать этот материальный мир для того, чтобы жить «по плану». Если человек считает, что Б-г ошибся, то это не тот Б-г, в которого я верю. Если Б-г передумал, то это тоже не тот Б-г, в которого я верю. В Торе четко написано, что все законы — они навсегда. Но есть законы, которые с самого начала были даны на какой-то период, они касались Израиля. Но [в основном] все законы без срока годности.

О приходе мессии и рае на земле

Еврей его [машиаха, человека-праведника, пророка] ждет каждый день. Это один из тринадцати принципов иудаизма. После его прихода, благодаря его деятельности, будут происходить конкретные изменения в этом мире: прекратятся войны, ненависть, зависть, мир будет переполнен знанием Всевышнего. Это очень конкретные вещи, которые будут происходить не где-то в духовном, а тут, в материальном мире, в простом смысле.

Некоторые источники говорят про войну «Гога и Магога», но мы не знаем, может, эта война уже была, не обязательно, что сразу после этого все будет происходить. Древние источники говорят, что эта война будет очень короткой (возможно, тут намек на ядерную войну), и действительно это будет очень серьезная война, но после этого все будет гарно! На самом деле, то, что будет после прихода машиаха, четко и точно мы узнаем только тогда, когда он придет.

Про религиозность Израиля

В Израиле свои нюансы. Тут есть религиозные законы, которые касаются шаббата, разводов, брака. Иногда из-за вот такого положения вещей создается ощущение, что религия контролирует жизни людей. И это чувство имеет под собой основания. Религия не должна контролировать, она может влиять на поведение человека, и тогда человек сам придет к этому. Принятие религиозных законов — это не очень правильно. Если бы не было религиозных партий, отношение к религии в Израиле было бы еще более положительным. Религия не должна быть связана политикой, она должна быть духовной, влияющей, обучающей, чтобы ее воспринимали люди и жили по этим правилам. Когда она переходит в политику, в законодательство, немного теряется смысл.

Есть один проект, запущенный несколько лет назад, в рамках которого приглашают людей, не знающих, что такое шаббат, на шаббатную трапезу. Это моментально ломает все стереотипы. Ходить в синагогу кому-то страшно. А так человек пришел и видит, что такое семья, шаббатний стол, песни, умные слова, общение. В таком направлении мы должны развиваться, и тогда не надо будет никакого законодательства, политики. Религия выше, чем политика.

О цели

Каждый человек, должен иметь учителя и хорошего друга, с которым можно советоваться. И у него должно быть общее представление, почему он здесь — для какой-то общей цели, которая дает мотивацию. А в деталях он должен анализировать — вот этот шаг соответствует общей цели, которую я хочу достигнуть, а этот, наоборот, уводит меня от нее. Если есть идеалы, которых я хочу добиваться, в которые верю, в соответствии с которыми хочу воспитывать детей, то каждый свой шаг нужно проверять на соответствие общему плану. У всех есть свои дела, но не нужно забывать, что это всего лишь инструмент, способ реализации общей мисси здесь. Иудаизм нас учит, что любое наше занятие — спорт, бизнес, хобби, — выполняемое в соответствии с Книгой инструкций, развивает нашу духовность. Духовность находится в этом материальном мире. Не нужно убегать из материального мира, чтобы стать духовным. Нужно найти правильное занятие в нашем материальном мире, и тогда будет развиваться и наш духовный мир.

О поиске предназначения

Обычно жизнь сама подскажет человеку, какой профессией он должен заниматься. В духовном плане существует одна универсальная миссия для всех — делать мир (и себя) лучше, духовнее, моральнее. Я понимаю, что я здесь оказался не случайно, на мне лежит ответственность, обязательства. В любом месте, в любом занятии человек может развивать свою духовность и найти Б-га.