Реформисты и ортодоксы обречены жить вместе - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Хаей Сара
Group Created using Figma
Подпишитесь на JewishNews в Facebook
Я уже подписан
Община 20 Февраля 2017, 15:30

Реформисты и ортодоксы обречены жить вместе

время Время прочтения: 4 мин.
Реформисты и ортодоксы обречены жить вместе

Григорий Котляр — первый репатриант из бывшего СССР, получивший звание реформистского раввина в Израиле (Хибру Юнион колледж, 2001 год). 

По какой причине реформизм является самым популярным течением иудаизма в США?

Первые волны еврейской эмиграции прибыли в США в начале XIX века из Германии, где реформистский иудаизм занимал ведущее положение, так что на начальном этапе становления американского еврейства идеи реформизма не встречали там практически никакого противодействия. Кроме того, реформизм представляет собой попытку сочетать традиционные еврейские ценности с ценностями общечеловеческими, универсальными, позволяет совместить преданность иудаизму с современным образом жизни. Именно такие взгляды на религию оказались созвучными мировоззрению большинства американских евреев.

Может ли такое произойти в Украине или России?

Многочисленные исследования показывают, что идеи реформизма, позволяющие быть евреем, не отказываясь от родной культуры и привычного образа жизни, являются весьма привлекательными в среде украинских и российских евреев, особенно у молодежи. Но развитию мешает недостаточное финансирование.

Реформистские общины США опираются главным образом на средний класс: врачей, программистов, адвокатов, владельцев мелких и средних бизнесов. Они самостоятельно финансируют свои общины — регулярно вносят членские взносы, оплачивают образовательные и культурные программы, делают небольшие пожертвования. В результате они сами определяют принципы работы общины, ее приоритеты, выбирают раввина и кантора. К сожалению, в бывших советских странах средний класс отсутствует практически везде (возможно, за исключением Москвы, но и там он в последнее время значительно поредел). Поэтому местные еврейские общины полностью зависят от крупного бизнеса. Если найдется олигарх, который возьмет под свою финансовую опеку местное реформистское движение, положение может коренным образом измениться. Идеологические предпосылки для этого имеются.

picture

Зачем реформировать иудаизм? Что не так с тем иудаизмом, который не реформистский?

Реформистский иудаизм — не совсем точное определение. Никто не реформирует иудаизм. Мы лишь возвращаем ему прежнюю открытость и гибкость, утраченную за тысячелетия жизни в изгнании. Иудаизм всегда был живым организмом, который умел адаптироваться к переменам. Самым ярким свидетельством этого стали реформы, проведенные раббаном Йохананом бен-Заккаем и его учениками в Явне, которые подготовили евреев к столетиям жизни без Храма и жертвоприношений. Много нового внесли в иудаизм и цфатские каббалисты в XVI веке, и польско-украинский хасидизм в XVIII веке. Особая роль устной традиции позволяла нашей религии сохраниться, выжить, приспособиться к меняющимся историческим условиям, не порывая с прошлым, а как бы вырастая из него.

Но в XIX веке в результате эмансипации значительная часть европейского еврейства начала покидать общины. И тогда некоторые раввины стали предлагать внести в богослужение определенные изменения, способные, на их взгляд, вернуть евреев обратно в синагоги. Изменения эти касались, в первую очередь, эстетики, архитектуры, акустики синагог, музыкального сопровождения молитв, перевода их на доступный пониманию большинства язык. В ответ на это, другие раввины провозгласили лозунг «Новое запрещено Торой», декларировав запрет любых изменений, даже в обычаях, не регулируемых Галахой. Так, практически одновременно возникли два основных современных направления в иудаизме — реформизм и ортодоксия.

picture

Какие главные конфликтные точки между ортодоксами и реформистами вы бы обозначили? За что сегодня борется реформистский иудаизм?

Мы ни в коем случае не боремся с ортодоксальным иудаизмом. Мы плюралисты, то есть верим в то, что есть много разных путей быть евреем — ортодоксальный, реформистский, консервативный, светский и то, что между ними. Мы стремимся к тому, чтобы все эти пути были в равной степени легитимными в еврейском народе. Ортодоксальные же коллеги считают, что есть единственный верный путь к Богу — их собственный, и всеми силами стремятся сохранить свою монополию на правильное понимание иудаизма. В этом основная суть конфликта, все остальное проистекает из этого.

Как сгладить противоречия между ортодоксами и реформистами?

Надо просто понять, что иудаизм никогда не был однородным организмом, в нем всегда были разные течения: школы Шамая и Гилеля уживались вместе, несмотря на многочисленные разногласия в толковании Галахи. Хасиды и Литваки после двух веков противостояния научились сосуществовать, по крайней мере, в Израиле. Реформизм существует уже двести лет и никуда не исчезает, как бы его преждевременно ни оплакивали. В США действуют еврейские федерации, в рамках которых представители всех направлений иудаизма обсуждают задачи и решают проблемы еврейской общины в целом. Такого же взаимопонимания можно достигнуть и в Украине, и в России. Мы, реформисты и ортодоксы, обречены жить вместе, и наше благополучие зависит от достижения единства в еврейском народе.

picture

Расскажите о тех вещах, которые лично вам кажутся наиболее важными в иудаизме?

Не буду оригинален и повторю слова великого Гилеля: «Не делай другому того, что ненавистно тебе. В этом вся Тора. Остальное — комментарий». Нравственные принципы, заложенные в Торе, — первичны. Остальное — лишь форма, меняющаяся на протяжении поколений.