Время
Закат
Календарь
Календарь

Шмуэль Каминецкий: «Наша удача в том, что здесь есть такие люди»

Шмуэль Каминецкий: «Наша удача в том, что здесь есть такие люди»

Об этом человеке ходят настоящие легенды. Рассказывают, будто одно его благословение приносит сказочную удачу и исцеляет от смертельных недугов. Существует масса историй о том, как начинающие еврейские бизнесмены жертвовали этому чудотворцу несколько сот долларов, и вскоре те деньги "возвращались" к ним сотнями тысяч. "И чем больше ты жертвуешь, тем быстрее увеличивается твое состояние", - убеждают друзей и знакомых те, кому воочию довелось наблюдать подобные чудеса.

Удивительно, что легенды эти распространяют вовсе не фанатичные последователи-хасиды, а абсолютно светские люди: израильские бизнесмены, бывшие посланники Сохнута и "Натива", даже некоторые дипломаты. Причем, эти люди – русскоязычные израильтяне. Объединяет их и то, что все они бывали в Днепропетровске, посещали тамошнюю синагогу или попали в число счастливчиков, приглашенных на встречу шаббата домой к духовному наставнику еврейской общины – раввину Шмуэлю Каминецкому. Возвращаясь в Израиль многие из них, сохраняя светский образ жизни, начинают посещать "Дома ХАБАДа", жертвуют там немалые деньги, пишут письма покойному Любавическому Ребе.

Даже скептики признают, что Каминецкий – личность выдающаяся. Еще в конце советской эпохи он был направлен в Днепропетровск ныне покойным последним Любавическим Ребе. Кстати, некоторые почитатели верят в то, что этот "шалиях"-посланник заимствовал у своего наставника частицу божественного дара. Как бы то ни было, ему быстро удалось выучить русский язык, наладить хорошие связи с властями, включая крупных политиков государственного масштаба, и собрать вокруг себя крупнейших еврейских олигархов Украины. Правда, очевидцы настаивают, что бизнесмены эти "реально поднялись" лишь после знакомства с Каминецким… Ему же удалось создать в Днепропетровске наиболее организованную и обеспеченную общину на постсоветском пространстве. С его подачи самые богатые люди Украины, причем не только евреи, последние годы жертвовали миллионы долларов как на общинные нужды, так и разные проекты в Израиле. Ныне Шмуэль Каминецкий по праву считается наиболее влиятельным духовным деятелем иудаизма на территории бывшего Советского Союза.

 

Миллиардеры: еврейские корни успеха

Раввин подчеркнул, что Боголюбов и Коломойский являются активными и преданными членами общины: "Это очень сильные люди, и еврейство для них находится на первом месте". "Наша удача в том, что здесь есть такие люди. Ни в Харькове, ни в Одессе таких нет. Правда, в Харькове есть Фельдман, и это хорошо", - отметил раввин.

picture

Он считает, что без учета духовных факторов невозможно понять причины столь щедрого потока пожертвований от богатейших людей Украины: "Это их пробудившаяся еврейская душа, "идише нешомэ". Три крупнейших бизнесмена не только дают деньги, но и лично приобщаются к иудаизму - приходят молиться, одевают тфилин, часть из них сделали обрезание; они не едят свинину, соблюдают кашрут – один частично, другой – полностью. Они учат Тору каждый день и постятся в Йом-Киппур.

Корни этих олигархов, по мнению Каминецкого, имеют важное значение в их судьбе. Семья Игоря Коломойского происходит из Бердичева Житомирской области, который в 18-19 веках являлся одним из крупнейших центров хасидизма. Мать одного из самых состоятельных людей современной Украины носила фамилию известнейших цадиков-мудрецов Барху-Барухшмо ("Благословен Он и благословенно Имя Его"). А родители Геннадия Боголюбова ходили в синагогу в Днепродзержинске, несмотря на преследования советских властей и увольнения с работы. "Богатство этих людей, возможно, получено в заслугу слез и молитв их праведных предков", - считает Каминецкий.

Рав Шмуэль считает важным дать понять каждому меценату, что нужны не только его деньги, "но и он сам, со своей душой". Кроме того, для бизнесменов важно знать, что "его доллар дойдет до нужного места, что мы бережем и ценим этот доллар". Именно поэтому экономически община управляется очень эффективно, с прозрачным внешним аудитом каждые полгода.

Каминецкий уверен, что регулярные пожертвования помогают бизнесменам в тяжелые времена кризиса: "У меня есть проверенная статистика - кто давал "цдаку" еврейской общине, тот не обанкротился и пережил все трудности". Раввин убежден, что в "цдаке" есть огромный религиозный смысл: "Творец охраняет дающего, и хочет, чтобы человек возвращал назад, отдавая от себя". Неудивительно, что здесь даже неевреи жертвуют на нужды общины, например, один предприниматель пожертвовал в этом году 150.000 долларов. На вопрос, дает ли он знаменитым олигархам особое благословение, Каминецкий ответил, что не делает бизнес на "брахот", а лишь передает благословения от Любавического Ребе.

 

Мистический феномен Днепропетровска

Каминецкий считает, что успехи Днепропетровска и местной еврейской общины связаны с особым благословением последнего Любавического ребе. Его отец – раввин и каббалист Леви-Ицхак Шнеерсон, жил в этом городе и там же был арестован большевиками. "Ребе благословил этот город. Здесь есть что-то личное от Ребе. Он говорил о самоотверженности своих родителей, посылая меня сюда", - рассказал рав Шмуэль.

С 1990 по 1994 годы, "пока Ребе был с нами в физической жизни", он лично инструктировал Каминецкого и вникал во все подробности создания местной еврейской общины. Сегодня же хабадники Днепропетровска с гордостью называют свой город "еврейской столицей Украины".

Рав Шмуэль считает залогом успеха правильную схему строительства общины. Вместе с Коломойским и Боголюбовым была разработана следующая модель: попечительский совет – как общинный парламент, дирекция - как правительство, действующее в семи направлениях (образование, религия, культура, социальная помощь и т.д.). Изначально решили, что в попечительский совет входят те, кто платит 500-долларовый месячный взнос. Но сразу же бизнесмены стали давать гораздо больше. Бюджет, исчисляемый миллионами долларов, утверждается в начале года.

Общине удалось построить в Днепропетровске "государство в государстве", наладив полноценную еврейскую жизнь во всех сферах жизни. В городе есть еврейская средняя школа имени рабби Леви-Ицхака, еврейский детский сад "Бейт-Циндлихт", дом для пожилых "Бейт-Барух".

 В холле синагоги "Золотая Роза" установлен "цдакомат", дающий возможность перечислять средства на благотворительность с кредитных карточек. Местная община пожертвовала 12 млн. долларов на строительство трех залов в тоннелях, расположенных возле Стены Плача в Иерусалиме. Крупные суммы переводятся из Днепропетровска мемориалу "Яд Вашем", в частности на изучение Катастрофы советского еврейства. Все посланники ХАБАДа в мире, празднуя бар-мицвы, свадьбы или рождения детей, получают солидный подарок из города на Днепре. Каминецкий подчеркнул, что крупнейшие спонсоры общины не хотят публичности и "пиара", поэтому и делают такие пожертвования без шумихи в прессе. По мнению раввина, община Днепропетровска не только финансирует другие еврейские центры Украины, но и занимает одно из первых мест в СНГ по объемам пожертвований Израилю.

 

СПРАВКА

Раввин Шмуэль Каминецкий - посланник Любавического ребе в Днепропетровске с 1990. Выбран главным раввином Днепропетровска и области, при нём в областном центре возведён самый большой в мире еврейский общинный центр — «Менора». Награждён медалью «За заслуги перед городом Днепропетровск». Основатель благотворительного фонда «Шиурей Тора Любавич». Считается одним из самых влиятельных религиозных деятелей на Постсоветском пространстве.

Родители репатриировались из СССР в 1946. До еврейского совершеннолетия (бар-мицва) учился в хедере в Кфар-Хабаде до 1978. С 1978 до 1981 учился в йешиве города Лод. В 1981 приехал в США на учёбу к Любавическому ребе, окончил «Раббиникл колледж оф Америка» в городе Морристауне штата Нью-Джерси. Продолжал образование и преподавал в йешиве для посланников Ребе в городе Нью-Хейвене штата Коннектикут. В 1988 получил смиху (звание раввина) в иешиве Истерн Парквей 770.

В 1989 женился на Хане Липскер. Раввин Шмуэль и Хана Каминецкие воспитывают шесть дочерей и троих сыновей.

Община