Шмуэль Каминецкий: «Наша удача в том, что здесь есть такие люди» - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Хаей Сара
Group Created using Figma
Подпишитесь на JewishNews в Facebook
Я уже подписан
Община 05 Декабря 2014, 11:00

Шмуэль Каминецкий: «Наша удача в том, что здесь есть такие люди»

время Время прочтения: 7 мин.
Шмуэль Каминецкий: «Наша удача в том, что здесь есть такие люди»

Об этом человеке ходят настоящие легенды. Рассказывают, будто одно его благословение приносит сказочную удачу и исцеляет от смертных недугов. Существует масса историй о том, как начинающие еверйские бизнесмены жертвовали этому чудотворцу несколько сот долларов, и вскоре те деньги «возвращались» к ним сотнями тысяч. «И чем больше ты жертвуешь, тем быстрее увеличивается твое состояние», — убеждают друзей и знакомых те, кому воочию довелось наблюдать подобные чудеса.

Удивительно, что легенды эти распространяют вовсе не фанатичные последователи-хасиды, а абсолютно светские люди: израильские бизнесмены, бывшие посланники Сохнута и «Натива», даже некоторые дипломаты. Причем, эти люди – русскоязычные израильтяне. Объединяет их и то, что все они бывали в Днепропетровске, посещали тамошнюю синагогу или попали в число счастливчиков, приглашенных на встречу шаббата домой к духовному наставнику еврейской общины – раввину Шмуэлю Каминецкому. Возвращаясь в Израиль многие из них, сохраняя светский образ жизни, начинают посещать «Дома ХАБАДа», жертвуют там немалые деньги, пишут письма покойному Любавическому Ребе.

Даже скептики признают, что Каминецкий – личность выдающаяся. Еще в конце советской эпохи он был направлен в Днепропетровск ныне покойным последним Любавическим Ребе. Кстати, некоторые почитатели верят в то, что этот «шалиях» — посланник заимствовал у своего наставника частицу божественного дара. Как бы то ни было, ему быстро удалось выучить русский язык, наладить хорошие связи с властями, включая крупных политиков государственного масштаба, и собрать вокруг себя крупнейших еврейских олигархов Украины. Правда, очевидцы настаивают, что бизнесмены эти «реально поднялись» лишь после знакомства с Каминецким… Ему же удалось создать в Днепропетровске наиболее организованную и обеспеченную общину на постсоветском пространстве. С его подачи самые богатые люди Украины, причем не только евреи, последние годы жертвовали миллионы долларов как на общинные нужды, так и разные проекты в Израиле. Ныне Шмуэль Каминецкий по праву считается наиболее влиятельным духовным деятелем иудаизма на территории бывшего Советского Союза.

Миллиардеры: еврейские корни успеха

Раввин подчеркнул, что Боголюбов и Коломойский являются активными и преданными членами общины: «Это очень сильные люди, и еврейство для них находится на первом месте». «Наша удача в том, что здесь есть такие люди. Ни в Харькове, ни в Одессе таких нет. Правда, в Харькове есть Фельдман, и это хорошо», - отметил раввин.

picture

Он считает, что без учета духовных факторов невозможно понять причины столь щедрого потока пожертвований от богатейших людей Украины: «Это их пробудившаяся еврейская душа, «идише нешомэ». Три крупнейших бизнесмена не только дают деньги, но и лично приобщаются к иудаизму - приходят молиться, одевают тфилин, часть из них сделали обрезание; они не едят свинину, соблюдают кашрут — один частично, другой — полностью. Они учат Тору каждый день и постятся в Йом-Киппур.

Корни этих олигархов, по мнению Каминецкого, имеют важное значение в их судьбе. Семья Игоря Коломойского происходит из Бердичева Житомирской области, который в 18-19 веках являлся одним из крупнейших центров хасидизма. Мать одного из самых состоятельных людей современной Украины носила фамилию известнейших цадиков-мудрецов Барху-Барухшмо («Благословен Он и благословенно Имя Его»). А родители Геннадия Боголюбова ходили в синагогу в Днепродзержинске, несмотря на преследования советских властей и увольнения с работы. «Богатство этих людей, возможно, получено в заслугу слез и молитв их праведных предков», — считает Каминецкий.

Рав Шмуэль считает важным дать понять каждому меценату, что нужны не только его деньги, «но и он сам, со своей душой». Кроме того, для бизнесменов важно знать, что «его доллар дойдет до нужного места, что мы бережем и ценим этот доллар». Именно поэтому экономически община управляется очень эффективно, с прозрачным внешним аудитом каждые полгода.

Каминецкий уверен, что регулярные пожертвования помогают бизнесменам в тяжелые времена кризиса: «У меня есть проверенная статистика — кто давал «цдаку» еврейской общине, тот не обанкротился и пережил все трудности». Раввин убежден, что в «цдаке» есть огромный религиозный смысл: «Творец охраняет дающего, и хочет, чтобы человек возвращал назад, отдавая от себя». Неудивительно, что здесь даже неевреи жертвуют на нужды общины, например, один предприниматель пожертвовал в этом году 150.000 долларов. На вопрос, дает ли он знаменитым олигархам особое благословение, Каминецкий ответил, что не делает бизнес на «брахот», а лишь передает благословения от Любавического Ребе.

Мистический феномен Днепропетровска

Каминецкий считает, что успехи Днепропетровска и местной еврейской общины связаны с особым благословением последнего Любавического ребе. Его отец — раввин и каббалист Леви-Ицхак Шнеерсон, жил в этом городе и там же был арестован большевиками. «Ребе благословил этот город. Здесь есть что-то личное от Ребе. Он говорил о самоотверженности своих родителей, посылая меня сюда», — рассказал рав Шмуэль.
С 1990 по 1994 годы, «пока Ребе был с нами в физической жизни», он лично инструктировал Каминецкого и вникал во все подробности создания местной еврейской общины. Сегодня же хабадники Днепропетровска с гордостью называют свой город «еврейской столицей Украины».

Рав Шмуэль считает залогом успеха правильную схему строительства общины. Вместе с Коломойским и Боголюбовым была разработана следующая модель: попечительский совет — как общинный парламент, дирекция - как правительство, действующее в семи направлениях (образование, религия, культура, социальная помощь и т.д.). Изначально решили, что в попечительский совет входят те, кто платит 500-долларовый месячный взнос. Но сразу же бизнесмены стали давать гораздо больше. Бюджет, исчисляемый миллионами долларов, утверждается в начале года.

Общине удалось построить в Днепропетровске «государство в государстве», наладив полноценную еврейскую жизнь во всех сферах жизни. В городе есть еврейская средняя школа имени рабби Леви-Ицхака, еврейский детский сад «Бейт-Циндлихт», дом для пожилых «Бейт-Барух».

 В холле синагоги «Золотая Роза» установлен «цдакомат», дающий возможность перечислять средства на благотворительность с кредитных карточек. Местная община пожертвовала 12 млн. долларов на строительство трех залов в тоннелях, расположенных возле Стены Плача в Иерусалиме. Крупные суммы переводятся из Днепропетровска мемориалу «Яд Вашем», в частности на изучение Катастрофы советского еврейства. Все посланники ХАБАДа в мире, празднуя бар-мицвы, свадьбы или рождения детей, получают солидный подарок из города на Днепре. Каминецкий подчеркнул, что крупнейшие спонсоры общины не хотят публичности и «пиара», поэтому и делают такие пожертвования без шумихи в прессе. По мнению раввина, община Днепропетровска не только финансирует другие еврейские центры Украины, но и занимает одно из первых мест в СНГ по объемам пожертвований Израилю.

СПРАВКА

Раввин Шмуэль Каминецкий — посланник Любавического ребе в Днепропетровске с 1990. Выбран главным раввином Днепропетровска и области, при нём в областном центре возведён самый большой в мире еврейский общинный центр — «Менора». Награждён медалью «За заслуги перед городом Днепропетровск». Основатель благотворительного фонда «Шиурей Тора Любавич». Считается одним из самых влиятельных религиозных деятелей на Постсоветском пространстве.

Родители репатриировались из СССР в 1946. До еврейского совершеннолетия (бар-мицва) учился в хедере в Кфар-Хабаде до 1978. С 1978 до 1981 учился в йешиве города Лод. В 1981 приехал в США на учёбу к Любавическому ребе, окончил «Раббиникл колледж оф Америка» в городе Морристауне штата Нью-Джерси. Продолжал образование и преподавал в йешиве для посланников Ребе в городе Нью-Хейвене штата Коннектикут. В 1988 получил смиху (звание раввина) в иешиве Истерн Парквей 770.

В 1989 женился на Хане Липскер. Раввин Шмуэль и Хана Каминецкие воспитывают шесть дочерей и троих сыновей.