Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Жизнь общин07 Апреля 2017, 15:02

Хлеб бедности

Хлеб бедности

Праздник Песах — память о событиях, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.

Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен (одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена трудовая повинность, на евреев — самая тяжелая. Дома евреев прослушивались и досматривались, жен разлучали с мужьями, новорожденных мальчиков убивали. Моше (Моисей) и был тем самым мальчиком, которому было суждено выжить и спасти свой народ.

Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время. «В каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта». Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев — это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

picture

Заповедь есть мацу и запрещение есть хамец — важнейший знак Песаха. Первый вопрос, который, согласно Агаде, задает в Песах еврейский ребенок, звучит так: «Почему во все ночи мы можем есть и хамец, и мацу, а в эту ночь только мацу?».

Что такое хамец? Берут муку и воду, смешивают — и тесто начинает подниматься, оно наполняется пузырьками газа, продуктами своего брожения. Эти пузырьки не увеличивают массу теста, но они придают ему сложную структуру, мягкость (глубину) и вкус. Для улучшения вкуса в хамец часто кладут масло, яйца и прочее.

picture

Что такое маца? Берут ту же муку и воду, но тесто выпекают очень быстро, чтобы оно не успело закваситься, и даже принимают специальные меры (брызгают холодной водой, раскатывают зубчатыми колесиками), чтобы предотвратить наполнение теста воздухом. Мацу для седера делают только на воде, без всяких добавок; если в тесто для вкуса было добавлено масло, например, такая маца называлась бы «маца ашиpa» — хлеб богатства — в противоположность обычной маце, которая называется «лехем они» — хлеб бедности. Это понятие связано со словами онийут (бедность) и анава (скромность). По мнению большинства мудрецов, «маца ашиpa» не является запрещенной в Песах, но с ее помощью нельзя выполнить заповедь употребления в пищу мацы; для выполнения этой заповеди подходит только «лехем они».

picture

Традиция есть мацу на Песах связана с историей исхода из Египта. Когда фараон согласился отпустить евреев, они поспешили покинуть Египет, взяв с собой недобродившее тесто. Хлеб, который из него потом испекли, оказался сухой и плоский, похожий на сухое печенье. С тех пор и пошла традиция вкушать этот хлеб в напоминание об Исходе и лишиниях по пути к Израилю.

picture

Маца и хамец — противоположности, но они тем не менее связаны между собой. Согласно заповеди Торы, мацу можно сделать только из такого зерна, которое заквашивается, т. е. из которого можно получать хамец (например, пшеница). Если же взять зерно, которое само не заквашивается (например, кукуруза) и испечь лепешки, то их нельзя будет считать мацой.

picture

Запрещенными являются и напитки, в которых содержится хамец — водка, пиво, виски и т.д. Традиционным напитком Песаха является вино.

Важным правилом соблюдения кошерности Песаха является запрет не только потреблять хамец, а и хранить его, и владеть им, в том числе вне дома. Если еврей владеет большим количеством хамеца (например, держит пекарню или склад), он может продать хамец на две недели нееврею за условную сумму, а потом вернуть его обратно. За таким сделками обычно присматривает раввин.  

В начале седера маца — символ рабства, пища рабов — «хлеб бедности, который ели отцы наши в рабстве». Ближе к концу седера, в отрывке «Рабан Гамлиэль» маца выступает как символ свободы и Б-жественного управления миром, как пища свободных людей. Это учит нас тому, что Исход не обязательно сопровождается улучшением условий и увеличением комфорта, его суть — не физическое, а духовное продвижение.

Источники: Толдот, Календарь событий

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю