Календарь
Календарь
Недельная глава:
Ноах
Экономика и бизнес 26 Ноября 2014, 10:00

Дмитрий Федоренко: «Проектов, подобных нашему, нет практически нигде в мире. Разве что распродажи при церквях»

время Время прочтения: 11 мин.
Дмитрий Федоренко: «Проектов, подобных нашему, нет практически нигде в мире. Разве что распродажи при церквях»

Ты известный рекламщик и издатель. Но в последний год много занимаешься общественной деятельность. Теперь еще и «Мурахи». Как тебя на все хватает?

Большинство мужчин около сорока начинают пересматривать свое отношение к жизни – и два года назад я не стал исключением. У всех этот процесс происходит по-разному. Я, например, приехал из Мьянмы, решил не праздновать день рождения, вытер кругом эту дату, пошел к тату-мастеру и сделал огромную татуировку.

В тот момент у меня было два бизнеса: digitalагентство «Peppermint interactive», один из старейших web-productionУкраины «Studio7», и интернет-издание «Наш Киев» о нашей повседневной жизни и о том, какудобно жить в городе. Не смотря на то, что «Наш Киев» — самый посещаемый портал столицы, с точки зрения бизнеса он был менее «эффективным», а я устал заниматься таким количеством проектов одновременно и подумывал отказаться от него.

И вот я сижу в кресле, мастер набивает мне руку и рассказывает, как приехал из Харькова, как осваивался в Киеве и знакомился с городом, пытался его понять. И как сильно ему помог один интернет-ресурс… «Наш Киев». Кто перед ним сидит — он понятия не имел. А для меня это, конечно, стало знаком.

На мой взгляд, каждый мужчина, кроме детей, должен оставить в этой жизни еще что-то.

Всю жизнь я работаю в рекламе и считаю, что это очень хорошее дело, двигатель прогресса, этот бизнес однозначно должен быть, но... Основная задача рекламы – создать спрос, фиктивный, искусственный по сути своей, спрос, который ни одному разумному человеку на самом деле не нужен.

Посмотрев на «Наш Киев», я понял, что эта платформа действительно нужна людям – и вышел из агентского бизнеса. Теперь я только акционер.

Но, оставив основной бизнес, ты вовсе не «ушел на покой».

Я захотел заниматься чем-то настоящим, приносящим пользу людям. Начал искать формат социального проекта. В тот момент у нас был незавершённый проект фандрайзинговой платформы для детской онкологии, была бизнес-модель и фонд-донор, с которым мы хотели работать. И вроде все уже было готово.

Но наступил ноябрь и случился Майдан, который перевернул жизнь всей нашей страны. Мы попали в водоворот социальных процессов, в Киеве это захлестнуло абсолютно всех, сузив круг тем до одной – революция, нужно что-то менять!

Мы, конечно, участвовали во всех «майданных» движениях, волонтёрили, собирали деньги на дефибрилляторы для госпиталя, стояли на баррикадах, печатали газеты, раскидывали листовки в почтовые ящики и делали наклейки.

С ноября по апрель мы с женой были вовлечены во все сферы революционной жизни столицы, а, подбив в апреле итоги, выяснили, что потратили денег примерно на половину однокомнатной квартиры в Киеве…

Где-то в июле я понял, что денег у меня больше нет. В стране кризис, бизнес стоит, тратить деньги из запасов «на чёрный день» тоже не представлялось возможным. Поэтому я пошел к ребятам, которые отправлялись на передовую, сказать, что готов идти с ними. Меня отговорили от этой идеи, объяснив, что лучше мне сидеть в Киеве, зарабатывать деньги и отправлять им. Так от меня будет куда больше пользы, чем там, на поле боя.

Я пошел заниматься киевским военным госпиталем. Вместе с другом мы помогали «руками»: возили раненых на каталках в операционные, на перевязки, и параллельно общались с ними. Из разговоров с ними я вынес для себя, что если бы не волонтёры, то все давно бы уже кончилось, потому что именно волонтеры поставляют солдатам и воду, и еду, и одежду, и транспорт, и всю возможную помощь.

Тема волонтеров и поддержки военных силами людей тыла возникла этим летом и в Израиле. Не смотря на то, что государство там достаточно хорошо финансирует свою армию, военные одеты и оснащены, израильтяне со всей страны все равно собирали посылки с носками, сигаретами, средствами гигиены и даже домашней выпечкой, отправляли солдатам письма поддержки и благодарности и детские рисунки. В трудной ситуации мы оказались похожи.

У нас, в Украине, еще в марте появилось выражение: «Нужно начинать учиться жить как Израиль».

Террористы всегда добиваются главного. Посеять в нас страх, неверие, вогнать в депрессию. И если мы на это не поддаемся, а живем обычной жизнью, время от времени беря в руки оружие, то они не достигают своей цели. Наши армии в плане формирования очень похожи. И в Украине, и в Израиле людей защищают парни и девушки из соседнего подъезда. Именно потому им важно понимать, что их защита кому-то реально нужна, что кто-то это ценит.

В Израиле специфика военных операций такова, что они краткосрочные, длятся несколько месяцев и не успевают страну разорить. Хотя по бюджету, конечно, бьют. В Украине в этом году с бюджетом были, мягко говоря, сложности. Запасы простых небезразличных людей, таких как ты и твоя жена, тоже кончаются. Но не кончается АТО. К тому же наступила зима. Солдаты, раненные, беженцы нуждаются в огромной поддержке. И ты, судя по всему, придумал, как им помочь.

Идея возникла случайно. Летом я приобрел шкаф на балкон в нашу квартиру, куда начал складывать все старые ненужные вещи: электронику, одежду, импульсивно купленную коптилку, которая заняла пол шкафа… Собирая их, я вдруг понял, что этот груз, который наша семья постоянно несет за собой с мыслью «а вдруг еще пригодится», на самом деле никому из нас уже не нужен и просто занимает место в кладовке, гараже, а теперь еще и новом шкафу. Но ведь когда-то я покупал все эти вещи за немалые деньги, просто терять их, выкидывая ненужное, как-то не хочется. Возникла идея распродать это все.

А как это сделать проще, чем через интернет? Так и родилась идея платформы «Мурахи» («Муравьи»), где можно продать любые ненужные товары, а вырученные деньги автоматически отправятся на благотворительность в поддержку солдат АТО, раненных и беженцев.


 

Принять участие в проекте могут только жители Украины?

В начале у нас было название «PayforUkraine», а нашей целью была западная аудитория, продвижение проекта через посольства. Но история с волонтерством убедила обратиться, в первую очередь, именно к нашей аудитории, к простыми гражданам нашей страны. К тому же есть пока технические трудности с тем, чтобы организовать доставку товаров из-за границы. К сожалению, Украина находится на задворках технологической цивилизации, это правда. На данный момент мы построили очень простую и понятную логистику с «Новой почтой», у которой, помимо Украины, есть отделения только в Грузии и Азербайджане.

В общем, сейчас наша задача поднять эту тему хотя бы у нас. Так далеко вперед на работу в Европе и США мы пока не смотрим. В перспективе, конечно, мы рассматриваем возможность превратить наш проект в идеологическое движение, которое не будет территориально ограничиваться одной страной.

Проведя мониторинг рынка, я пришел к выводу, что проектов, подобных нашему по формату и принципу, нет практически нигде в мире. Разве что распродажи при церквях. Так что и в качестве платформы у нас есть шансы выйти на внешние рынки.

picture

Интересно, что ваш проект – это еще и неожиданное противопоставление обществу потребления. Новая жизнь старых вещей и, одновременно, возможность помочь нуждающимся даже тогда, когда денег уже нет. Платформа работает только в формате «от людей к людям»?

Не только. Мы работаем над созданием бизнес-эккаунтов: будем предлагать украинским бизнесам выставлять свои товары на продажу. Это может быть как промо новых продуктов, так и какие-нибудь залежавшиеся партии товаров. Каждый стабильный бизнес, который работает на длительную перспективу, все-таки смотрит на социальную составляющую – а мы хотим предложить им удобный инструментарий для реализации этой потребности.

Как будет работать платформа?

Вы регистрируете аккаунт от частного лица или от бизнеса, после чего загружаете туда товары, которые хотите выставить на продажу: делаете их фотографии, составляете описание, устанавливаете стоимость.

К слову, тут мы столкнулись с одной проблемой: формирование цены у людей вызывает сложности. К примеру, для человека, который купил свой iPhoneчетыре года назад за 1000$, на данный момент он все еще стоит 1000$. Он не знает его реальной стоимости на рынке и, в то же время не хочет, продешевить. Особенно учитывая то, что продавец не получает денег на руки – все они идут на пожертвования. Поэтому мы ввели возможность оставить решение о цене товара системе, этим будет заниматься модератор.

picture

Назначенная цена будет конечной?

У покупателя есть возможность поучаствовать в своего рода игре, вступив в торги с продавцом и предложив ему свою цену товара. К примеру, вы назначили цену своему iPhone— 5000 гривен, а покупатель может написать вам, что готов купить его прямо сейчас за 4500. На месте продавца, который все равно не заработает на этой сделке, но хочет, чтобы деньги поскорее пошли на благотворительность, вы с большой долей вероятности согласитесь продать ваш товар за предложенную сумму.

Когда стоимость товара установлена, товар выставляется на продажу. Чтобы его приобрести, необходимо просто добавить товар к себе в избранное и нажать кнопку «Купить». Система через e-mailсвязывается с продавцом для подтверждения продажи товара, в течении 24 часов получает от него ответ, после чего аналогичное подтверждение дает покупатель.

Получив оба подтверждения, система отправляет продавцу дорожно-транспортную накладную от нашего партнера «Новой почты» (услуги почты уже заложены в стоимость товара), содержащую артикул товара, единый в нашей системе и системе службы доставки. Продавец идет в ближайшее отделение «Новой почты» и отправляет посылку с товаром покупателю. У «Новой почты» также есть услуги курьерской доставки «до двери», в этом случае стоимость товара может увеличиться.

Покупатель приходит в отделение почты в своём городе, показывает паспорт, забирает свою посылку, проверяет ее содержимое и оплачивает покупку наложенным платежом. Этот момент и является завершением сделки. После этого деньги безналичным платежом зачисляются на счет Международного благотворительного фонда «Украина! Я за тебя!», который является партнером проекта.

Вы заявили три целевые группы, которым будете помогать, — солдаты, раненные и беженцы. Как к ним попадут собранные деньги или на что будут потрачены?

Мы договорились с пятью системными благотворительными инициативами, которые работают в законодательном поле Украины. Это компании, которые мы знаем персонального, они работают на те цели, о которых заявляют.

После запуска «Мурах» мы планируем раз в месяц собираться, чтобы рассмотреть полученные от фондов-партнеров заявки и определить процентное соотношение распределяемых между ними денег, а затем будем передавать им всю накопленную сумму за вычетом операционных расходов, которые не должны превышать 20%. Фонды обязуются предоставлять нам отчеты о том, как были потрачены деньги, в любой удобной для них форме, будь то фото— или видео-доказательства, чеки на приобретение товаров или что-то другие.

Сейчас мы работаем в формате накопления объявлений, уже больше 750 товаров выставлены на сайт. Их пока не видно, но уже скоро наша платформа заработает в полной мере, у людей появится возможность увидеть готовые объявления и сделать свои по образцу.

Следующим шагом после полного запуска платформы будет создание мобильного приложения. Формировать объявление можно будет прямо в телефоне, не перенося фотографии в компьютер. Это должно еще больше упростить доступ пользователей к нашему сервису.

picture

Мы все хотим верить в то, что тяжелая ситуация на Востоке Украины скоро разрешится. И все вернутся домой. Что тогда будет с «Марахами»?

Война когда-нибудь закончится. Но проблемы, до которых государству нет особого дела, останутся. Это и детская онкология, и комфортная старость, и проблемы инвалидов, бездомных, бродячих животных. Я уверен, что у наших граждан к тому моменту выработается стойкая привычка пользоваться платформой «Мурахи». И мы сможем успешно аккумулировать средства для решения множества проблем, которые бросает нам жизнь.